Pедакция не отвечает за содержание заимствованных материалов

Кто остался на трубе
1 Июня 2000

КАТАСТРОФА

9 марта 2000 года при взлете из международного аэропорта «Шереметьево-2» упал и разбился «Як-40» с Зияутдином Бажаевым и Артемом Боровиком на борту. Официальная версия авиакатастрофы - обледенение.

Буквально за несколько минут до падения «Як-40» из того же «Шереметьево-2» благополучно вылетел обычный рейсовый «борт». Без проблем набрал высоту и лег на заданный курс. Почему обледенел именно самолет Бажаева, который готовился по классу VIP, официальная версия умалчивает. Существует, однако, и иная (отличная от официальной) версия падения «борта №88170». Причина обледенения - нефть. Казахстанская нефть... Все публично высказываемые до сих пор версии шереметьевской авиакатастрофы сводились к одному-единственному выводу: если кого-то и хотели убрать, то Артема Боровика за его профессиональную деятельность. Да простят меня родственники и близкие Артема, но я позволю себе высказать сомнения. (Пишу от первого лица, потому что был лично знаком с Артемом и относился к нему с симпатией.)

Для начала один вопрос. Кто-нибудь и когда-нибудь слышал, чтобы при покушении на журналиста в числе случайных жертв оказался нефтяной генерал?.. А вот обратная ситуация, к сожалению, запрограммирована изначально. У журналистов такая профессия - постоянно оказываться в зоне конфликта интересов сильных мира сего.

В отличие от публичного обсуждения причин падения «борта №88170», в кулуарах рассматривается прямо противоположная версия - нефтяные игры Зии Бажаева. На мой наивный вопрос о журналистской версии один из нефтяных генералов цинично заметил: «Почтовых голубей стрелять бессмысленно». А то, что «борт №88170» упал не случайно, у серьезных наблюдателей сомнений не вызывает.

Любой авиационный специалист подтвердит вам, что взлет - самый удобный момент для «санкционированной» аварии. После набора высоты от выявления «поломки» до удара об землю проходит слишком много времени - бортовые самописцы и записи переговоров экипажа позволяют на сто процентов выяснить причину аварии. А рассчитать «поломку» таким образом, чтобы авария произошла при посадке, практически невозможно.

ИГРЫ БАЖАЕВА

Причин для того, чтобы «уронить» самолет с Бажаевым на борту, было предостаточно. За свою недолгую карьеру в бизнесе Бажаев нажил себе много влиятельных врагов.

В 1992-м году глава малоизвестной швейцарской трейдерской компании «Лиа Ойл» Зияутдин Бажаев договорился с Джохаром Дудаевым об экспорте чеченской нефти в обмен на продовольствие и товары ширпотреба. Неизвестно, как там насчет продовольствия, но сегодня российская армия находит в Чечне в основном склады оружия и боеприпасов, а не ширпотреба. Хотя оружие в Чечне и было основным ширпотребом.

Первая чеченская война закончилась Хасавюртом, а Бажаев возглавил «Южную нефтяную компанию» и получил в свое распоряжение всю чеченскую нефть уже на абсолютно легальной основе. Потом была потанинская нефтяная компания СИДАНКО.

После недолгого антикризисного управления Бажаев покинул СИДАНКО. Но ушел он не с пустыми руками. Говорят, Бажаев так «грамотно» увел от Потанина одну из нефтяных «дочек» («Варьеганнефтегаз»), что последний понял это только после ухода первого. Впоследствии примеру Бажаева последовали многие. В итоге СИДАНКО растащили по разным углам, а «стихии неподвластному» осталось только руками развести.

Позже было антикризисное управление «Роснефтью» и странная история с «Пурнефтегазом». Основное добывающее предприятие «Роснефти» за долг всего в 10 млн. долларов оказалось в руках то ли Березовского, то ли ЛУКойла. Однако «Пурнефтегаз» с трудом, но все-таки вернули на место через суд.

В числе врагов Бажаева был и могущественный «Газпром». С осени прошлого года «Группа Альянс» ведет борьбу с «Востокгазпромом» за Томский нефтехимический комбинат.

Никто не собирается делать из Бажаева монстра, но и Робин Гудом его представлять, как это делают «Новые известия», не стоит. Бажаев играл по правилам, принятым в российской бизнес- и политэлите. Играл чуть жестче, чем другие, но это «по понятиям» не криминал. Однако вышеприведенные «подвиги» Бажаева относятся к делам ветхозаветным. А ритуальные убийства давно уже не практикуются в деловой среде. Дорогостоящую и сложную операцию по «обледенению» могли провести только те люди, у кого Бажаев встал на пути на этот раз.

«Борт №88170» летел в Киев транзитом. Основным пунктом назначения Бажаева была столица Казахстана - Астана. Вот в этом треугольнике «Москва-Киев-Астана», в основании которого находится Кавказ, и надо искать причины авиакатастрофы в «Шереметьево-2».

Вообще-то надо сказать, что треугольник этот давно уже стал ареной приложения сил мировых держав. По сути, он является нефтегазовым перекрестком между Европой и Азией. А контроль над перекрестком означает контроль над всем миром. В последнее время борьба за контроль резко обострилась.

Сразу же после трагедии в «Шереметьево-2» руководитель думской фракции СПС Сергей Кириенко и бывший глава «Транснефти» Дмитрий Савельев развернули активное наступление на бывшего главу Минтопэнерго России Виктора Калюжного. Два эти события почему-то до сих пор никто еще не связал воедино, хотя связь очевидна.

Поводом для выступления Кириенко и Савельева против Минтопэнерго послужил реэкспорт казахстанской нефти. Мало того, за две недели до гибели Бажаева в Астане на переговорах побывала делегация Минтопа во главе с Калюжным.

По сути, Бажаев и Калюжный играли на одной трубе, но с разных сторон и разные композиции. Соответственно и ставки в этой игре у них были различными.

СТАВКИ СДЕЛАНЫ

Вопреки ожиданиям, после парламентских выборов, отставки Ельцина и победы на выборах Путина нового Хасавюрта не последовало. Мало того, Россия дала понять всем республикам СНГ и странам Балтии, что она готова отстаивать свои национальные интересы. Начать решили с экспорта нефти как главной статьи доходов бюджета.

95 процентов российского нефтяного экспорта проходит транзитом по территориям Украины, Беларуси, Латвии и Литвы. Бюджет двух последних республик на 40-50 процентов состоит из платы за этот транзит. Поэтому Минтопэнерго оказалось на острие новой экономической политики России в борьбе за свои интересы.

Наступление ведется по двум направлениям: южному и северному. Кавказско-Казахстанскому и Балтийскому. Цель России - выстроить новый нефтяной терминал на Балтике и расширить возможности старого в Новороссийске. Связав два этих терминала системой магистральных трубопроводов, Россия не только получает самостоятельный экспорт энергоресурсов, но и транзит казахстанской нефти и туркменского газа в перспективе. И, как следствие, - сохраняет за собой место крупнейшего мирового игрока.

Чтобы представить, о чем идет речь, достаточно сказать, что транзит только казахстанской нефти принесет России более 30 млрд. долларов за 30 лет. А с учетом потерь России от транзита через Украину и страны Балтии цифра эта вырастет как минимум в три раза. Если же казахстанская нефть побежит по маршруту Баку-Тбилиси-Джейхан в Турцию, а туркменский газ - по Транскаспийскому газопроводу туда же, то основные дивиденды получат даже не кавказские страны, а Соединенные Штаты Америки.

Напомним: кто контролирует кавказский перекресток, тот контролирует мир. А военно-политический контроль позволяет извлекать прибыль на качественно ином уровне. Последние события, когда США сумели «нагнуть» страны ОПЕК и снизить цены на нефть, лишнее тому подтверждение.

За последние два месяца по республикам треугольника «Москва-Киев-Астана» совершили вояж Госсекретарь США Мадлен Олбрайт, директор ФБР Луис Фри и шеф ЦРУ Уильям Джордж Тенет. А главы государств этого региона за два последних месяца встречались между собой (в различных сочетаниях) 15 (!) раз.

На кону ни много ни мало - мировое господство.

ТРУБА ЗОВЕТ

22 февраля 2000 года в Астане глава Минтопэнерго Калюжный совместно с руководителями «Транснефти» Вайнштоком и «Роснефти» Богданчиковым поставили президента Казахстана Назарбаева в известность о плане перехода на совместный баланс топливно-энергетических ресурсов России, Беларуси, Украины, Казахстана и Туркмении. Нурсултану Абишевичу без обиняков дали понять, что торговать нефтью, используя российский транзит в обход России, больше не получится. Надо играть по общим правилам.

Дело в том, что топливно-энергетический комплекс стран СНГ и Балтии строился в советские времена как единое целое. К примеру, казахстанский «Актобемунайгаз» связан одной-единственной трубой с Орским НПЗ. Эти два предприятия являются партнерами поневоле. Поэтому их сотрудничество складывается следующим образом: нефтяная компания ОНАКО в счет поставок казахстанской нефти на Орский НПЗ отгружает свою собственную нефть на экспорт. Экспортируется российская нефть по казахстанской квоте. Выручка зачисляется также на счета Казахстана.

(Здесь появляется еще один крупный игрок на «казахстанской трубе», которому Бажаев мог встать поперек дороги со своими играми - нефтяная компания ЛУКойл. У ЛУКойла давняя и нескрываемая страсть к Орскому НПЗ и казахстанской нефти. Компания Вагита Алекперова при огромных объемах добычи испытывает острую нехватку перерабатывающих мощностей. Кстати, в прессе звучала информация, что «борт №88170» то ли принадлежал ЛУКойлу, то ли готовился к полету в авиакомпании, принадлежащей ЛУКойлу.)

Подобные орско-казахстанской зачетные схемы действуют по всей территории бывшего Советского Союза. С одной стороны, это вынужденная мера. А с другой - взаимозачетные схемы оставляют всевозможные лазейки для махинаций с налогами, акцизами и таможенными тарифами. Назарбаев, однако, намека со стороны Минтопэнерго России не понял и приказал ускорить проработку украинского варианта транзита нефти.

Еще в апреле прошлого года Леонид Кучма, Гейдар Алиев и Эдуард Шеварднадзе открыли в торжественной обстановке нефтепровод Баку-Супса. Казалось бы, при чем тут Кучма? На самом деле, из грузинского порта Супса нефть поступает на Одесский терминал, а оттуда - в систему магистральных нефтепроводов. Так что у Кучмы к этому проекту самый пристальный интерес - нефтеперерабатывающие заводы Украины недозагружены.

НЕФТЯНОЙ УЗЕЛ

Нефтепровод Баку-Супса открыт в рамках проекта ТРАСЕКА (транспортный коридор Европа-Кавказ-Азия). Проект этот поддерживается Евросоюзом и США. Он укладывается в концепцию Балто-Черноморского нефтяного коллектора, соединяющего Казахстан, Кавказ, Украину и страны Балтии в единую транспортную систему (мешает Беларусь), которая разрабатывается в противовес российскому варианту Новороссийск-Балтия.

Открытию нефтепровода Баку- Супса предшествовал визит в Астану тогдашнего украинского премьера Пустовойтенко. Во время этого визита Украина и Казахстан договорились о поставках нефти на Херсонский и Лисичанский НПЗ. В ноябре прошлого года Украина официально передала контрольный пакет акций Херсонского НПЗ «Казахойлу». А «Казахойл» в качестве «кризисного управляющего» пригласил в Херсон «Группу Альянс» Зии Бажаева.

Все последнее время Казахстан балансирует на грани дефолта. Положение усугубляется междоусобной войной в семье. Воюют два зятя Назарбаева (Алиев и Кулибаев) за контроль над нефтепотоками. Бажаев делал ставку на Алиева. В надежде на нефтедоллары Назарбаев, видимо, и сделал выбор не в пользу российского Минтопэнерго. А среди основных «потерпевших» оказался второй зять Назарбаева - Кулибаев.

Сразу после возвращения Калюжного из Астаны и накануне отлета Бажаева «Независимая газета», «Труд» и «Российская газета», не сговариваясь, написали о российской выгоде от казахстанско-украинского сотрудничества. Последняя публикация вышла за два дня до падения «борта №88170» в «Шереметьево-2». А вскоре Кириенко и Савельев «наехали» на Калюжного за реэкспорт казахстанской нефти.

По сути, главу Минтопэнерго «пинали» за желание переориентировать казахстанскую нефть на российский транзит и устранение злоупотреблений при этом транзите. Бывший министр топлива и энергетики Кириенко и глава «Транснефти» Савельев прекрасно знают все способы «левых» заработков на взаимозачетных схемах экспорта нефти. Знают они также и то, что совместный энергетический баланс России, Беларуси, Украины, Казахстана и Туркмении практически ликвидирует эти заработки.

И еще один любопытный нюанс. Савельев «наехал» на Калюжного в день, когда было официально объявлено о закладке российского нефтяного терминала на Балтике в Приморске и первой очереди Балтийской трубопроводной системы (БТС), по которой нефть должна поступать в Приморск. Кстати, решение о строительстве терминала и БТС принималось при Кириенко, а Савельев исправно взимал с нефтяных компаний валютную составляющую на это строительство, но деньги почему-то хранились в «дружественном» банке на беспроцентном счете.

В случайность подобных совпадений могут поверить только дилетанты. Слишком туго завязался в последнее время нефтяной узел вокруг казахстанского транзита. Слишком много людей было заинтересовано во внезапном обледенении самолета Бажаева, чтобы пустить дело на самотек.

Леонид Крутаков

Опрос

Чем окончится вооруженный конфликт ХАМАСа и Израиля?

Личный дневник автораВ связи с закономерной кончиной укро-бандеровского Фейсбука, автор переместился в Телеграм: https://t.me/ISTRINGER и ЖЖ . Теперь вы регулярно можете читать размышлизмы автора на его канале в Телеграм и ЖЖ До скорой встречи
Иероглиф

Stringer: главное

Юлия Навальная не справилась с ролью вдовы героя


Юлия Навальная не справилась с ролью вдовы героя. Вместо того чтобы лететь за Полярный круг разыскивать тело мужа, эта женщина вылезла на трибуну Мюнхенской конференции по безопасности и улыбаясь сделала заявление, что поднимет знамя мужа и возглавит...чт

 

mediametrics.ru

Новости в формате RSS

Реклама

 

© “STRINGER.Ru”. Любое использование материалов сайта допускается только с письменного согласия редакции сайта “STRINGER.Ru”. Контактный e-mail: elena.tokareva@gmail.com

Сайт разработан в компании ЭЛКОС (www.elcos-design.ru)

Рейтинг@Mail.ru