Pедакция не отвечает за содержание заимствованных материалов

Европа - плюс, Азия - минус. Часть I
1 Июня 2000

В ПОИСКАХ ВЕРОЯТНОГО ПРОТИВНИКА

К середине лета ожидается большая война в Центральной Азии. По сведениям из компетентных источников, исламские боевики, базирующиеся на территории Афганистана, при поддержке талибов готовят вторжение в ряд дружественных России центральноазиатских стран.

В связи с этим Москва пригрозила нанести ракетно-бомбовые удары по базам боевиков на территории Афганистана. Главы стран-членов Договора о коллективной безопасности на недавней встрече в Минске фактически создали новый военно-политический блок. Весной на территории Таджикистана и Узбекистана прошли масштабные военные учения «Южный щит Содружества», в ходе которых отрабатывалась тактика разгрома бандформирований, вторгшихся в регион. Узбекистан при помощи России спешно переоснащает и довооружает свою армию.

В свою очередь талибы сразу после российских угроз обратились к своим противникам из Северного альянса с призывом прекратить войну и объединиться перед лицом «грядущей российской агрессии». Военный лидер Северного альянса Ахмад шах Масуд отверг предложения талибов. Те же заявили, что в случае российских ударов они расквитаются с теми, кто предоставит российским самолетам аэродромы и воздушный коридор, то есть Таджикистаном и Узбекистаном.

В регионе, сменяя друг друга, за последние полгода побывали директоры ЦРУ и ФБР, госсекретарь США и глава Центрального командования США (в зону которого входит Средняя Азия). И все они, выразив обеспокоенность ситуацией в регионе и угрозой со стороны исламских экстремистов, обещали Ташкенту помощь и поддержку.

Словом, стороны активно готовятся к большой и масштабной войне. Между тем, наблюдая все это, трудно избавиться от ощущения фарса. Обе стороны готовятся к отражению (превентивному или фактическому) широкомасштабной агрессии со стороны противника. Но дело в том, что ни у одной из сторон нет армии, способной совершить подобное вторжение.

Таджикская армия, сформированная из вчерашних противников (частей бывших правительственных войск и оппозиционных формирований), вряд ли в ближайшее десятилетие будет способна на наступательные действия на чужой территории. Киргизская армия свой потенциал продемонстрировала в августе прошлого года, когда на юг республики, в Баткенский район, вторглись исламские боевики. Тогда элитное подразделение этой армии было рассеяно небольшим бандформированием, а командовавший им генерал попал в плен к боевикам.

Наиболее мощная армия в этом регионе - узбекская, но, как сказал недавно президент Узбекистана Ислам Каримов, «в Кабуле мы воевать не собираемся». И ему можно верить. Если советская армия потерпела в Афганистане поражение, то на что может рассчитывать небольшой ее осколок? К тому же несколько лет назад талибы неожиданно легко разбили прекрасно вооруженную и активно поддерживавшуюся Ташкентом армию генерала Дустума, состоявшую преимущественно из этнических узбеков.

О России и говорить не стоит. Завязшая в Чечне российская армия вряд ли способна открыть второй фронт, тем более столь отдаленный от ее границ.

То же самое можно сказать и о противной стороне. Талибская армия, представляющая собой нечто среднее между милицией и феодальным ополчением, уже который год безуспешно штурмует небольшое Пянджерское ущелье. Такая армия способна совершить нападение на погранзаставу, но уж никак не масштабное вторжение в соседние государства.

Единственной силой, открыто угрожающей нападением на Центральную Азию, остается так называемое Исламское движение Узбекистана. Возникает вопрос: что же это за организация такая, что для отпора ей мобилизуется столько сил?

БРОСОК НА ЮГ

В начале мая из Душанбе на юг Таджикистана, в сторону границы с Афганистаном, выехала колонна из нескольких десятков автобусов и грузовиков. Колонну сопровождали подразделения таджикской армии во главе с замминистра обороны и министром по чрезвычайным ситуациям. За продвижением колонны следили офицеры из 201-й российской дивизии. В машинах сидели боевики Исламского движения Узбекистана. По решению президента Таджикистана Эмомали Рахмонова они должны были в течение 24 часов покинуть территорию страны и перебраться в Афганистан.

Это решение далось Рахмонову нелегко. Узбекские моджахеды имели влиятельных друзей в Таджикистане, в том числе и во властных структурах. В основном среди бывших оппозиционеров, занявших после примирения высокие посты в правительстве. Однако президенту отступать было некуда. Глава соседнего Узбекистана Ислам Каримов на протяжении почти двух последних лет требовал выдать боевиков, обосновавшихся на территории Таджикистана.

Официальный Душанбе вначале отрицал сам факт существования баз узбекских боевиков на своей территории, затем ссылался на то, что, дескать, эти базы расположены на территории, неконтролируемой правительством. Но в конце апреля на саммите глав стран Центральной Азии в Ташкенте Ислам Каримов предоставил своему таджикскому коллеге неопровержимые данные о местах дислокации узбекских боевиков, в том числе и в непосредственной близости от столицы. И фактически выдвинул ему ультиматум.

Вернувшись в Душанбе, Рахмонов провел закрытую встречу с лидерами оппозиции, в результате которой колонна машин с узбекскими моджахедами отправилась в Афганистан. Впрочем, в колонне было около 500 боевиков, а, по подсчетам узбекских спецслужб, на территории Таджикистана базируется около пяти тысяч членов вооруженных формирований Исламского движения Узбекистана. Таким образом, оставшиеся четыре с половиной тысячи узбекских боевиков растворились неизвестно где и ждут своего часа.

БРАТЬЯ ПО ВЕРЕ И ОРУЖИЮ

Узбекские боевики впервые появились в Таджикистане в 1992 году. В этом году противостояние правительства и оппозиции в Таджикистане переросло в гражданскую войну. На одной стороне был причудливый альянс демократов и исламистов, на другой - прокоммунистические силы правительства. Впрочем, это была внешняя картина. Изнутри дело обстояло несколько иначе. Поначалу речь шла о клановой борьбе за власть. Демократы и исламисты почти полностью были выходцами из центральной части страны и Горно-Бадахшанской автономной области, а коммунисты представляли две самые крупные области республики - север и юг. В этой войне узбекская община Таджикистана, насчитывающая почти 900 тысяч человек, вначале придерживалась нейтралитета.

Осенью 1992 года вспыхнули бои в Курган-Тюбе, городе на юге страны, где соотношение правительственных сил и оппозиции было примерно равным. На линии фронта оказался поселок Ургут, бывшее узбекское село, оказавшееся с течением времени в городской черте. Старейшины Ургута сообщили враждующим сторонам, что узбеки не будут вмешиваться в конфликт. Но, на всякий случай, ургутские парни встали в пикеты на окраинах квартала. Первыми к Ургуту подошли отряды оппозиции. Безоружные пикеты были сметены, и Ургут погрузился в кошмар погрома.

Ургутская трагедия стала сигналом для узбекского населения Таджикистана. Повсеместно узбеки формировали собственные отряды и включались в войну на стороне правительства. Эти отряды сыграли если не решающую, то весьма заметную роль на первом этапе гражданской войны, завершившейся разгромом оппозиции и бегством оппозиционеров в соседний Афганистан. Решающую роль сыграли внешние силы - поддержка Москвы и Ташкента. На стороне правительственных сил почти открыто выступила 201-я российская дивизия, а авиация соседнего Узбекистана бомбила позиции демоисламистов.

Впрочем, ургутская трагедия была все же поводом, а не причиной перехода узбекского населения на сторону правительства. Причины заключались в другом. Еще до гражданской войны откровенно враждебную позицию по отношению к таджикским исламистам занял официальный Ташкент. Когда в начале 1992 года таджикское телевидение перешло под контроль оппозиции, президент Узбекистана Ислам Каримов запретил трансляцию его передач на территории своей страны. А на президентских выборах в начале 1992 года узбекское население почти полностью проголосовало за кандидата от властей. Оппозиция связала два этих факта и сделала простой, но понятный вывод - узбекская община является «пятой колонной». Так что налет на Ургут был не случайностью, а закономерностью.

Однако и в отрядах оппозиции были узбекские формирования. Но это были не таджикские узбеки, а эмигранты из Узбекистана. Они прошли всю гражданскую войну вместе с таджикской оппозицией. Вместе с ней эмигрировали в Афганистан, вместе ходили в атаки и рейды, вместе вернулись в Таджикистан после того, как начался процесс примирения.

С окончанием войны в Таджикистане узбекские моджахеды вспомнили о своей родине. И начали подготовку к активной борьбе за ее освобождение от «безбожного режима Каримова». Естественно, что таджикские братья по вере и оружию, считая себя должниками узбекских боевиков, оказывали им всяческую помощь.

ТАШКЕНТСКИЙ ВЗРЫВ

16 февраля прошлого года в центре Ташкента прогремело несколько взрывов. Машины, начиненные взрывчаткой, взорвались почти одновременно по маршруту следования президентского кортежа. Одна из них - непосредственно перед зданием правительства, где в этот момент должно было идти совещание с участием президента. Ислам Каримов не пострадал лишь по счастливой случайности - он задержался и прибыл к Дому правительства уже после террористического акта.

В Узбекистане, где, казалось, нет даже намека на оппозицию, объявилась вдруг некая могущественная и зловещая организация. Вскоре стали известно и ее название - Исламское движение Узбекистана.

В этот день Ташкент расстался с образом столицы самого стабильного государства в неспокойном регионе. Взрывы показали, сколь зыбка эта стабильность. Февральские теракты продемонстрировали не только сценарий возможного государственного переворота, но и всю уязвимость режима, неспособного предотвратить целую серию взрывов непосредственно у себя под носом.

Взрывы прогремели перед зданием кабинета министров, где в этот момент находилось все правительство в полном составе и его аппарат, перед Комитетом национальной безопасности, телецентром. Если бы они были мощнее, а президент не задержался, то страна в одночасье оказалась бы обезглавленной и парализованной.

Однако, похоже, целью организаторов взрывов была демонстрация своих возможностей и слабости режима. К захвату власти они на тот момент не были готовы. Сама организация была мало кому известна, а лидеров ее знали всего несколько сотен человек.

Но уже через месяц, благодаря столь кровавому PR, и Исламское движение Узбекистана, и его лидеры - Джума Намангони (Ходжаев) и Тахир Юлдаш (Юлдашев) - получили всемирную известность.

Процесс над террористами, проведенный оперативно - буквально через месяц после взрывов,- вопреки желаниям властей, укрепил мнение о могуществе ИДУ. Состав участников теракта оказался неожиданно представительным. Здесь были не только темные и фанатичные исламские фундаменталисты из глухих кишлаков, но и бизнесмены, образованные юноши из вполне благополучных семей и даже офицер правительственной связи.

Вывод напрашивался один - у ИДУ везде есть свои люди. Спецслужбы, стремившиеся реабилитироваться, провели ряд громких дел по предотвращению очередных терактов в различных городах и регионах страны. И тем самым укрепили мнение о всемогущей и всепроникающей тайной исламской организации.

На родине лидеров ИДУ и ее основного костяка - в Ферганской долине, население которой традиционно отличается религиозностью, усилилось брожение. Настало время второго удара.

Опрос

Чем окончится вооруженный конфликт ХАМАСа и Израиля?

Личный дневник автораВ связи с закономерной кончиной укро-бандеровского Фейсбука, автор переместился в Телеграм: https://t.me/ISTRINGER и ЖЖ . Теперь вы регулярно можете читать размышлизмы автора на его канале в Телеграм и ЖЖ До скорой встречи
Иероглиф

Stringer: главное

Юлия Навальная не справилась с ролью вдовы героя


Юлия Навальная не справилась с ролью вдовы героя. Вместо того чтобы лететь за Полярный круг разыскивать тело мужа, эта женщина вылезла на трибуну Мюнхенской конференции по безопасности и улыбаясь сделала заявление, что поднимет знамя мужа и возглавит...чт

 

mediametrics.ru

Новости в формате RSS

Реклама

 

© “STRINGER.Ru”. Любое использование материалов сайта допускается только с письменного согласия редакции сайта “STRINGER.Ru”. Контактный e-mail: elena.tokareva@gmail.com

Сайт разработан в компании ЭЛКОС (www.elcos-design.ru)

Рейтинг@Mail.ru