Pедакция не отвечает за содержание заимствованных материалов

Европа - плюс, Азия - минус. Часть II
1 Июня 2000

СТРАННАЯ ВОЙНА

В августе прошлого года вооруженные отряды ИДУ перешли из Таджикистана в Киргизию и заняли ряд высокогорных кишлаков в Баткенском районе на юге этой страны. Прочесав окрестности, боевики захватили заложников - метеорологов, туристов и геологов. С последними им особенно повезло. Среди них оказались японские геологи. Таким образом, акции был обеспечен широкий международный резонанс, а власти Киргизии были вынуждены вступить с ними в переговоры. Япония - слишком важный партнер для маленькой и бедной Киргизии. И Бишкек не мог позволить себе допустить гибель японских граждан на своей территории.

Силовые операции против боевиков, как известно, закончились бесславным бегством элитного подразделения киргизской армии и пленением командующего внутренними войсками страны. Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что боевики вели себя по отношению к киргизам довольно корректно. С местным населением обращались мягко, за еду платили. Заложников в итоге всех отпустили.

Но главное в другом. В самом начале боевики распространили листовки с обращением к властям Киргизии. В них говорилось, что ИДУ не имеет никаких претензий к Киргизии и не хочет воевать с «братским киргизским народом», демократически избравшим своего президента. Цель ИДУ - борьба с «преступным режимом Каримова», а потому движение просит «братский народ» не препятствовать борьбе узбекского народа «за освобождение от тирании» и пропустить его бойцов в Фергану.

Тем временем Ташкент требовал немедленных и решительных действий. Если вы не способны самостоятельно справиться с бандитами, заявлял Ислам Каримов, то пропустите нас, и узбекская армия уничтожит их. Не дождавшись «решительных действий» киргизских силовиков, Каримов отправил узбекскую авиацию бомбить позиции боевиков. Результаты бомбежки оказались такими же, как и действия российской авиации в Чечне. Боевики не пострадали, зато киргизские кишлаки оказались разрушенными. В ответ Бишкек заявил, что будет сбивать все самолеты, оказавшиеся в воздушном пространстве страны без разрешения официальных властей.

Ситуация накалялась. Но неожиданно боевики оставили позиции и покинули территорию Киргизии. Уходя, они заявили, что следующим летом вернутся. И в этот раз отказ киргизов пропустить их в Узбекистан они воспримут как объявление войны. Со всеми вытекающими отсюда последствиями.

В ОЖИДАНИИ

Бишкек оказался в патовой ситуации. Пропуск боевиков равнозначен объявлению войны Исламу Каримову. А зная характер узбекского президента, можно не сомневаться, что в этом случае он, не медля, двинет узбекскую армию навстречу боевикам - на территорию Киргизии.

Отказ боевикам же означает войну с ними. При этом следует учесть, что юг Киргизии - собственно и есть начало Ферганской области, И это - самый беспокойный регион страны. Здесь компактно проживает значительная узбекская община Киргизии. И именно здесь, в Ошской области, в 1990 году произошли кровавые киргизско-узбекские столкновения. И хотя их удалось тогда погасить, тем не менее никто не может гарантировать, что они вновь не вспыхнут. В Оше сильны исламистские настроения, особенно среди узбекской части населения. И война с узбекскими боевиками на границе может перерасти снова в киргизско-узбекский конфликт и вызвать столкновения в тылу.

Кроме того, прошлогодние события показали, что киргизская армия вряд ли сможет успешно противостоять опытным и подготовленным бойцам ИДУ, многие из которых прошли таджикскую и афганскую войны.

К тому же на осень нынешнего года в Киргизии намечены президентские выборы. И, в отличие от России, для киргизских властей, война с боевиками будет катастрофичной. Спрогнозировать ее результаты вовсе несложно.

Начало войны вызовет всплеск патриотизма, активно подогреваемый оппозиционными кандидатами в президенты. На митингах после рассказов о зверствах боевиков над мирным населением начнут формироваться отряды добровольцев или ополчения. Власти будут вынуждены обеспечить добровольцев оружием, так как регулярная армия неизбежно будет терпеть поражения. Добровольцы отправятся на фронт, и часть из них вскоре вернется домой в цинковых гробах. Тут уже начнутся антивоенные митинги. Но снова обвинять будут власти. Разгонять такие митинги будет весьма сложно, потому что в этом случае на их защиту «от полицейского произвола» встанут те же самые добровольческие отряды, которые, бросив фронт, направятся «наводить порядок» и «изгнать предателей» в тылу.

В любом случае крайней окажется власть. И действующий президент. А потому единственный приемлемый для Киргизии вариант - максимально возможный нейтралитет и дистанцирование от конфликта.

АФГАНСКИЙ ИЗЛОМ

Явно не с руки воевать с узбекскими моджахедами и Таджикистану. Новый конфликт на его территории неминуемо взорвет еще не до конца отошедшую от гражданской войны республику. Более того, Таджикистан оказался в еще более двусмысленной ситуации, чем Киргизия. Сегодняшняя властная структура в этой стране состоит из двух недавно враждовавших половинок. Бывшие полевые командиры таджикской оппозиции сегодня занимают командные посты не только в правительстве, но и в армии. Они не забыли отношения к ним со стороны официального Ташкента и настроены по отношению к нему достаточно враждебно. И в 1998 году, когда на севере республики вспыхнул мятеж, в организации которого таджикские власти обвинили Ташкент, именно отряды бывшей оппозиции участвовали в его подавлении.

Бывшие таджикские оппозиционеры до сих пор воспринимают нынешний Узбекистан как угрозу. И для них узбекские моджахеды не просто друзья и братья по оружию. Они, в случае победы, гарантия их будущего и личной безопасности.

Таджикская оппозиция не просто предоставила для боевиков ИДУ базы и лагеря на своей территории. Во время Баткенского похода она снабжала узбекских боевиков оружием, медикаментами и продовольствием, обеспечивала лечение раненых в таджикских больницах и, наконец, организовала их отход.

А потому в случае масштабного вооруженного конфликта с участием Таджикистана неизвестно еще, против кого направят оружие бывшие полевые командиры оппозиции.

Судя по всему, вовсе не так уж непримиримо по отношению к узбекским боевикам настроен сам президент Таджикистана Эмомали Рахмонов и его окружение. Ташкент долгое время поддерживал противников Рахмонова, предоставляя им убежище. А узбекская оппозиция, базировавшаяся на территории его страны, была тем самым козырем, который позволял таджикскому президенту нейтрализовать давление со стороны более сильного северного соседа.

Таким образом, остаются узбекская и российская армии. Правда, не совсем понятно - как и где они собираются воевать. На территории Киргизии и Таджикистана, по упомянутым уже причинам, действовать им будет крайне сложно. Остается Афганистан, где расположены основные базы ИДУ, во всяком случае, его штаб-квартира.

Но, как показывает практика, разбомбить их с воздуха будет совсем не просто. Скорее всего, в результате подобных ударов пострадают семьи боевиков и мирные афганские жители. Боевики и лидеры движения наверняка уцелеют.

Остается лишь один театр военных действий - территория самого Узбекистана. Боевики, скорее всего, не будут совершать прорыв. Они просто просочатся на родину мелкими группами.

Судя по всему, большая часть узбекских моджахедов находится не на территории Афганистана, а уже выдвинулась на исходные позиции. Осенью прошлого года, после окончания Баткенских событий, отдельные группы боевиков провели ряд диверсий и терактов в различных регионах Узбекистана. По утверждениям узбекских спецслужб, киргизские власти закрыли-таки глаза на передвижение боевиков по своей территории. В результате те смогли совершить марш-бросок через Киргизию и занять позиции в глубоком тылу узбекской армии.

В назначенный час эти отряды могут одновременно выступить в самых различных и неожиданных точках. Вряд ли регулярные войска смогут успешно бороться с ними. Это будет диверсионно-партизанская война.

И в этой связи становится понятным недавнее заявление секретаря Совета безопасности России Сергея Иванова о необходимости подготовить юридическую базу для пребывания спецподразделения «Альфа» на территории стран Центральной Азии. Диверсантам могут противостоять лишь диверсанты.

На Центральную Азию действительно надвигается большая война. Но это - война гражданская.

Опрос

Чем окончится вооруженный конфликт ХАМАСа и Израиля?

Личный дневник автораВ связи с закономерной кончиной укро-бандеровского Фейсбука, автор переместился в Телеграм: https://t.me/ISTRINGER и ЖЖ . Теперь вы регулярно можете читать размышлизмы автора на его канале в Телеграм и ЖЖ До скорой встречи
Иероглиф

Stringer: главное

Юлия Навальная не справилась с ролью вдовы героя


Юлия Навальная не справилась с ролью вдовы героя. Вместо того чтобы лететь за Полярный круг разыскивать тело мужа, эта женщина вылезла на трибуну Мюнхенской конференции по безопасности и улыбаясь сделала заявление, что поднимет знамя мужа и возглавит...чт

 

mediametrics.ru

Новости в формате RSS

Реклама

 

© “STRINGER.Ru”. Любое использование материалов сайта допускается только с письменного согласия редакции сайта “STRINGER.Ru”. Контактный e-mail: elena.tokareva@gmail.com

Сайт разработан в компании ЭЛКОС (www.elcos-design.ru)

Рейтинг@Mail.ru