Pедакция не отвечает за содержание заимствованных материалов

РАВНЯЙСЬ! СМИрно! Часть II
15 Августа 2001

ЭТАП ТРЕТИЙ: СКУПКА СМИ ОЛИГАРХАМИ

После выборов НТВ полностью завладело четвертым каналом, а в начале 1997 года Гусинский окончательно переквалифицировался в медиа-магната, возглавив новую структуру - «Медиа-МОСТ» - и сложив с себя полномочия генерального директора группы «МОСТ» и президента «МОСТ-банка».

Различные медиа-холдинги начали расти как грибы после дождя, а их владельцы стали относиться к избранной касте неприкосновенных.

Как мы уже упоминали, Березовский приумножил свою империю значительным пакетом акций ТВ-6, Смоленский путем щедрого кредитования установил контроль над издательским домом «Коммерсант», Газпром купил «Рабочую трибуну» и «Труд».

Не отставали и самостоятельные структуры. «Совершенно секретно» Артема Боровика прибавил к одноименным газете, телепередаче и журналу «Лица» еженедельник «Версия», одолжив денег у американцев. «МК» Павла Гусева расширил свою базу журналом «Деловые люди», региональными проектами, питерской газетой «Час пик» (затея эта потом провалилась), а также многочисленными профильными охотничьими изданиями.

Каждый месяц появлялись новые газеты. Дошло до того, что все приемлемые оригинальные названия для них оказались исчерпаны. Лучшие умы ломали головы, но ничего нового придумать не могли. Например, в Москве и по сей день насчитывается три совершенно одинаковые по направленности и содержанию газеты с названием «Время».

В борьбу за «Комсомольскую правду» и «Известия» включился ОНЭКСИМбанк, спонсировавший ранее журнал «Эксперт». Впереди маячил аукцион по продаже «Связьинвеста», и ОНЭКСИМ нуждался в накапливании информационных ресурсов для успешного участия в предстоящих торгах.

С «Комсомолкой» люди Потанина разобрались довольно легко. До этого контроль над ней пытался установить «Газпром», вложивший в издание 9 миллионов долларов и имеющий в управлении около 20 процентов акций. Однако на одном из собраний акционеров было решено продать акции ОНЭКСИМу. Главный редактор Валерий Симонов и часть коллектива, не согласившаяся с этим решением, покинули газету.

С «Известиями» Потанину пришлось повозиться и пережить довольно крупный скандал. С осени 1996 года основным инвестором «Известий» выступала нефтяная компания «ЛУКойл». Редакция во главе с Игорем Голембиовским этим сотрудничеством не тяготилась. Однако в какой-то момент известинцы заигрались в свободу слова.

В начале 1997 года газета перепечатала заметку из французского журнала «Монд», в которой утверждалось, что тогдашний российский премьер Виктор Черномырдин обладает состоянием в пять миллиардов долларов.

Вагит Алекперов, активно друживший с Черномырдиным, прочитав публикацию, пришел в ярость и потребовал немедленной отставки Голембиовского. Попутно был отдан приказ скупать акции «Известий» по завышенным ценам с целью приобретения контрольного пакета.

Однако за Голембиовского вступились интеллигенция и журналистское сообщество. Поднялся большой шум. И вот здесь появляется ОНЭКСИМ, который якобы встает на сторону коллектива и тоже начинает скупать акции у журналистов.

Больше всех в этой истории выиграл собкор газеты в Америке Надеин. У него оказался маленький (менее одного процента), но решающий пакет. После долгих торгов он уступил его Потанину едва ли не за четверть миллиона долларов.

В итоге Владимир Олегович смог подчинить себе газету. А Голембиовскому после очередного собрания акционеров и нескольких драк в коридорах редакции с представителями Потанина все равно пришлось уйти.

Видимо, из чувства мести к главе ОНЭКСИМа Борис Абрамович приютил Голембиовского и его команду, поручив им новый проект под названием «Новые Известия». Он, наверное, рассчитывал, что Игорь Несторович в кратчайший срок сделает качественную цветную газету и уберет старые «Известия» с рынка.

БАБ снабдил редакцию новейшей техникой и назначил журналистам неслыханное прежде жалованье. Средняя зарплата в «Новых Известиях» приближалась к двум тысячам долларов. К грандиозному проекту были притянуты лучшие перья со всей Москвы.

Планка оплаты журналистского труда в очередной раз поднялась. В редакциях вновь начались брожения. Талантливых журналистов перекупали, словно хоккеистов. Это заставило главного редактора «Независимой газеты» Виталия Третьякова выступить с наивной инициативой и призвать хозяев СМИ не платить журналистам свыше одной тысячи долларов в месяц. Естественно, предложение не нашло поддержки среди коллег.

Обозначилась и еще одна тенденция. Пишущая братия очень быстро рассталась со своей принципиальностью. Прежде чем предложить тот или иной материал к публикации, каждый корреспондент думал, не задевает ли он прямым или косвенным образом интересы хозяина. А интересы эти простирались во все области.

В это время был зафиксирован последний, предсмертный, взлет «Медиа-МОСТа». Гусинский строил буквально космические планы, которые реализовывались с помощью льготных кредитов Внешэкономбанка (благодарность за помощь в победе Ельцина) и «Газпрома», купившего на выгодных для Гусинского условиях часть акций холдинга. «Медиа-МОСТ» запустил спутник и активно начал развивать проект НТВ+, приобрел несколько радиостанций и забрался в Интернет.

После выборов банкиры и олигархи, еще недавно работавшие сплоченной командой, насмерть передрались и переругались друг с другом. Боевые действия самых толстых кошельков страны между собой возобновились с новой силой. Началась война компроматов.

Журналистам стало проще работать. Добычей информации занимались службы безопасности олигархов, а также прикормленные источники в госструктурах. Газетчикам же оставалось литературно обрабатывать фактуру и ставить ее на полосы.

Рано или поздно халява должна была закончиться.

ЭТАП ЧЕТВЕРТЫЙ: ВОЗВРАТ СМИ В ЛОНО ГОСУДАРСТВА

В августе 1998 года грянул кризис. Издания, зарабатывавшие самостоятельно, даже несмотря на обвал рекламного рынка, кое-как удержались, хотя некоторые из них тоже играли в ГКО.

Вот как описал сложившуюся ситуацию в одном из интервью главный редактор «АиФ» Владислав Старков: «Это был первый кризис в нашей стране, и перепугались мы страшно. 142 человека уволили. Что касается ГКО, то три пятых мы, по совету отдела экономики, реализовали, две - не успели. Из банков, где лежали наши деньги, мы многое вытащили. А, по большому счету, из кризиса мы вышли очищенными. Потому что увидели балласт, ракушки, прилипшие к нашему кораблю. Некоторых из уволенных потом вернули, но многих - нет. На их место взяли других. Мы были «совки» с невинными глазами, а стали нормальными людьми - журналистами и бизнесменами».

Большинство олигархических СМИ погрузились в глубокую кому.

Ситуацию спасли надвигающиеся выборы. Благодаря деньгам, брошенным на предвыборную кампанию, рынок средств массовой информации смог выжить, но окончательно потерял цивилизованный вид. Как заметил г-н Старков, представители четвертой власти стали уже совсем другими, нормальными людьми - журналистами и бизнесменами. Два в одном.

Послекризисное время ознаменовало период наивысшего расцвета PR- структур, которые еле поспевали осваивать бюджеты людей, стремящихся во власть. К середине 1999 года журналистам, большинство из которых маялось без работы и денег, была объявлена всеобщая мобилизация.

Думские выборы стали генеральным сражением между «семьей» и блоком «Отечество» во главе с Лужковым и Примаковым. Силы были явно не равны. На стороне первых бились империя Березовского (один Доренко чего стоил), государственные СМИ и практически весь государственный чиновничий аппарат. На вторых ставку сделал один Гусинский.

Московский мэр вместе с хозяином АФК «Система» Евтушенковым создал свой информационный холдинг, в который вошли канал ТВЦ и несколько изданий: бесплатная газета «Метро», «Литературная газета», газета «Россiя» и рассчитанная на регионы газета «Версты». На их раскрутку бросили миллионы долларов, но отдача оказалась нулевая. Один издательский дом «Коммерсант», купленный в это же время Березовским, стоил всех лужковских проектов.

Если бы за Лужкова не вступились традиционно лояльные к нему холдинги «МК» и «Совершенно секретно», дела у него обстояли бы совсем плохо.

В результате проиграли все. Победил Путин.

Сейчас на рынке СМИ совсем другие игроки и главный из них - государство. Газеты по-прежнему пестрят заказными материалами (см. рейтинги заказных публикаций в «Stringer»). Однако цель у заказчиков почти всегда одна: понравиться государству.

Понаблюдав с интересом за последним шоу предводителей «Медиа-МОСТа», сражавшихся за хозяина, при котором им так хорошо жилось, народ успокоился.

И только мятежный Березовский по-прежнему ищет бури. Выгоняет верных, но поднадоевших слуг и пристраивает обиженных. Он еще мечтает залезть на коня и помахать шашкой, старательно переустраивая свою прессу. Говорят, что скоро опять можно будет посмотреть на Доренко.

В феврале нынешнего года Министерство печати РФ всерьез планировало остановить неконтролируемое увеличение телеканалов, радиостанций и газет путем замораживания процесса выдачи новых и приостановки действия старых лицензий.

Свои намерения чиновники объяснили слишком малыми размерами рекламного рынка. Мол, рынок этот не может выдержать 25 тысяч печатных и 15 тысяч электронных СМИ, существующих на сегодняшний день в России.

«Средства массовой информации должны перестать зависеть от государства или частного бизнеса в плане получения доходов», - заявил заместитель министра печати Владимир Григорьев, особо подчеркивая, что предлагаемая мера обеспечит финансовую состоятельность и независимость уже существующих СМИ.

Большей глупости нельзя было вообразить. Самоокупаемые СМИ легко пересчитать по пальцам, а прибыльных вообще единицы. Особенно это касается общефедеральных общественно-политических телеканалов и газет. Чтобы равномерно разделить рекламные деньги, их число надо сократить до сотни, остальные - закрыть. Большинству плодящихся, как муравьи, СМИ рекламные деньги до лампочки. И в Минпечати это прекрасно знают.

Спрос на политическое влияние определил предложение. Ежегодно 40 тысяч электронных и печатных СМИ осваивают сотни миллионов долларов «политических» денег. Чаще всего - грязных. Рынок образовал множество различных PR-агентств, служащих посредниками между журналистами и обладателями денежных средств, стремящихся во власть и воюющих с конкурентами.

Бесконечная череда выборов и борьба за собственность помогали держаться на плаву миллионной армии журналистов и порождали информационную инфляцию. Последние же события вокруг НТВ, ОРТ, ТВ-6, «Независимой газеты» и «Эха Москвы» окончательно девальвировали отечественные средства массовой информации в глазах населения. Как и само понятие «свобода слова».

«Связьинвест» после недавнего демарша Потанина вернулся под полный контроль государства. Что также вполне логично: кто контролирует передачу сигнала - тот контролирует телевидение.

Кстати, именно по этой причине победа на аукционе по «Связьинвесту» досталась ОНЭКСИМу, а не хозяевам ОРТ и НТВ - Березовскому и Гусинскому. В противном случае получилась бы монополия, а что такое монополия на СМИ, прекрасно продемонстрировали выборы 1996 года.

Похоже, что власть это поняла раньше олигархов.

Опрос

Чем окончится вооруженный конфликт ХАМАСа и Израиля?

Личный дневник автораВ связи с закономерной кончиной укро-бандеровского Фейсбука, автор переместился в Телеграм: https://t.me/ISTRINGER и ЖЖ . Теперь вы регулярно можете читать размышлизмы автора на его канале в Телеграм и ЖЖ До скорой встречи
Иероглиф

Stringer: главное

Юлия Навальная не справилась с ролью вдовы героя


Юлия Навальная не справилась с ролью вдовы героя. Вместо того чтобы лететь за Полярный круг разыскивать тело мужа, эта женщина вылезла на трибуну Мюнхенской конференции по безопасности и улыбаясь сделала заявление, что поднимет знамя мужа и возглавит...чт

 

mediametrics.ru

Новости в формате RSS

Реклама

 

© “STRINGER.Ru”. Любое использование материалов сайта допускается только с письменного согласия редакции сайта “STRINGER.Ru”. Контактный e-mail: elena.tokareva@gmail.com

Сайт разработан в компании ЭЛКОС (www.elcos-design.ru)

Рейтинг@Mail.ru