Pедакция не отвечает за содержание заимствованных материалов

ДЕТИ-ЦВЕТЫ ПРОТИВ МИРНОГО АТОМА
11 Марта 2002

В начале 90-х, вместе с импортными ликерами и шоколадками, в Россию десантировались и первые представители международных экологических организаций вроде «Гринпис». Сегодня альтернативные экологи представляют собой сплоченную, хорошо организованную силу, способную проворачивать такие крупномасштабные акции, что только диву даешься - откуда у некоммерческой общественной организации такие фантастические финансовые возможности?

Несколько последних лет активисты российского отделения «Гринпис» пытались привлечь внимание к следующим проблемам.

Пикетирование Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. В результате простоев комбината рабочие не получают зарплату и практически не производят продукцию. Зато в России большим спросом пользуется бумага из Финляндии и других скандинавских стран.

Акция против комбината «Маяк» (отработка ядерного топлива). Окончательно испортили репутацию предприятия, в результате чего сорвались контракты и упали цены на услуги. Между тем, аналогичные предприятия Японии, Франции и Великобритании «цветут и пахнут», зарабатывая миллиарды долларов.

Комбинат «Ураласбест». Город Асбест оказался на грани вымирания - других производств там нет, да и все близлежащие населенные пункты появились для обслуживания комбината. Производство и экспорт асбеста упали в несколько раз. Зато вырос импорт синтетических заменителей, которые кроме всего прочего еще и являются канцерогенами.

Иркутско-Черемховский промышленный узел. Работу предприятий (несколько крупных заводов, производящих продукцию, начиная от стирального порошка до белково-витаминных препаратов, в том числе завод, который занимался обогащением урана) приостановили. Тысячи жителей региона остались без работы, а значит без средств к существованию. Свято место пусто не бывает. На местные рынки хлынули аналогичные китайские товары.

К слову сказать, что тех средств, которые «зеленые» затратили на проведение своих акций, вполне бы хватило на установку дополнительных очистных сооружений. Но экологи такую цель себе не ставили.

Главной темой для «Гринпис» совсем недавно была, да и теперь не теряет актуальности, борьба против ввоза в Россию отработанного ядерного топлива (ОЯТ). Это грандиозная битва. Не лишним будет напомнить цену вопроса.

Из досье «Стрингера»:

Переработкой ОЯТ занимаются всего три компании: французская, английская и наш НПО «Маяк». Рынок этот, по существу, захвачен иностранцами. Емкость рынка превышает 200 миллиардов долларов. Таким образом, работая всего лишь с 10% ОЯТ, Россия может заработать себе около 20 миллиардов долларов. По словам зампредкомитета по местному управлению Госдумы Георгия Леонтьева, от реализации этого проекта в бюджеты разных уровней в виде отчислений и налогов пойдет около 3 миллиардов долларов. Еще 7 миллиардов пойдет на решение экологических задач. Для сравнения: сегодня наше правительство дает на экологию 3 миллиона долларов, тогда как в Америке тратят более 200 миллиардов в год... В нашей стране накопилось слишком много собственных отходов ядерного топлива. И с ними Россия своими материальными ресурсами справиться не может. Как сказал лауреат Нобелевской премии Жорес Алферов: «Если мы не уберем огромное количество топлива на атомных лодках, если мы не уберем отходы с радиохимических предприятий, то катастрофа станет реальна. Абсолютно реальна». Жоресу Алферову вторит не менее авторитетный специалист - академик Николай Лаверов, вице-президент РАН: «Ввоз в страну ядерного топлива нужен не для того, чтобы развивать энергетику. Нам нужно ликвидировать свои военные отходы. Их у России такое огромное количество, что мы просто не можем решить эту проблему на 3 миллиона «экологических» долларов. России на эти цели нужно ежегодно расходовать примерно 2-3 миллиарда. А в этом международном проекте российских экологов и атомщиков экономические проблемы являются главными».

В принципе все тот-же «Маяк» действительно находится в плачевном состоянии - на модернизацию производства требуются миллионы долларов. Сегодня государство просто не в состоянии их дать. Остается только заработать самостоятельно. И учитывая нынешний момент, деньги можно получить как раз за хранение и переработку чужих ядерных отходов.

«Гринпис» предпринял пиаровски грамотный ход - «зеленые» не стали опровергать цифры, озвученные сторонниками ввоза ОЯТ. Они озвучили документ, подготовленный Комиссией по борьбе с коррупцией, в соответствии с которым Комиссия должна была проверить деятельность тогдашнего министра РФ по атомной энергии Евгения Адамова. Несмотря на то, что «зеленые» потерпели поражение - Закон о ввозе ОЯТ в Россию приняли - министр Адамов был снят с занимаемой должности. Это в очередной раз доказало тот факт, что экологи - реальная политическая сила, с которой надо считаться.

В ЛОГОВЕ «ЗЕЛЕНЫХ»

Московское отделение «Гринпис» расположилось на Башиловке. Полуподвальное помещение. Дверь со знакомой эмблемой. Помещение, где трудится несколько десятков штатных сотрудников, разделено на несколько отсеков. У каждого отдела свое название, и все какие-то нерусские. Например, фандрайзинг, кампейнерская и тому подобное. Первое означает - служба по связям с общественностью (так бы и говорили, в самом деле!), второе - от слова кампания - видимо, отдел планирования акций и мероприятий.

В комнатах - куча народу. Все с умными лицами сидят за компьютерами. Они собирают новости. О себе, о природе, о политиках и т.д. Один доброволец похвастался, что у «Гринписа» имеются даже собственные хакеры. Они «скачивают» важную корпоративную информацию, которая хранится в компьютерных базах тех или иных предприятий. Могут работать и на заказ. Только стоит это дороже. Но, как известно, «Гринпис» - структура не бедная. (Кстати, в Голландии даже находится фабрика по производству одежды и аксессуаров с символикой «Гринписа».)

Но вернемся на Башиловку. Кроме рабочих комнат, у «гринписовцев» есть просторный зал, где проходят собрания, на которых вырабатывается тактика и стратегия действий. Отсюда провожают волонтеров на очередную акцию. Например, в начале марта добровольцы отправятся защищать карельские леса. Данные поездки оплачивает «Гринпис». И не только дорогу, а как говорится, «all inclusive» - «все включено». Таким образом, защита природы - это еще и возможность побывать в разных интересных местах. Волонтер - не профессия, это образ жизни. Жажда романтики, которой так не хватает в пыльной Москве. Надо сказать, что сотрудники «Гринпис» вовсе не похожи на полубогемных хиппи. Это прилично одетые, образованные, интеллигентные молодые люди. Они, так же как все, могут выпить водки, закурить сигарету, ругнуться матом. То есть повести себя «неэкологично».

К слову, нынешний офис Ивану Блокову - лидеру «Гринписа» - уже маловат. Сегодня он озадачен поиском нового помещения - более просторного, современного. «А старый?» - спросили мы. «И старый за нами останется», - ответили «зеленые».

Неужели все это великолепие стоит только на добровольных пожертвованиях?

А начиналось все гораздо скромнее...

Скромняги с булыжником в руках

Самые первые отряды «Гринпис» появились в 60-х годах: молодежь объединилась, чтобы выразить протест против ядерных испытаний на острове Амчитка. Это были времена «детей-цветов», хиппи, живущих под девизом «Любите, а не воюйте». И вообще тогдашние юноши и девушки готовы были протестовать против чего угодно. Дебют оказался удачным. «Гринпис» получил поддержку в средствах масс-медиа. Воодушевленные успехом новоявленные борцы за экологию расширили круг своих задач и стали заниматься множеством вопросов, связанных с защитой окружающей среды. Природоохранные мероприятия «Гринпис» проводил с огоньком. Театрализованные представления, палаточные городки, демонстрации - все это стало визитной карточной активистов «Гринписа».

Спустя два десятилетия «Гринпису», если можно так выразиться - повезло. В территориальных водах Франции был затоплен небольшой кораблик, принадлежащий экологам. Скажем сразу - обошлось без жертв. А Франции пришлось выплатить экологам денежную компенсацию. Полученные средства стали первым камешком в финансовом фундаменте «Гринписа». С тех пор защита природы перешла на коммерческие рельсы.

Примерно в то же время «Гринпис» возглавил некто Мак Таггард, предприниматель с сомнительной репутацией, известный по сделкам с недвижимостью. Он создал структуру «Гринпис», которая существует и поныне.

Сами мы не местные, но живем богато

Головной офис «Зеленого мира» (пятиэтажное здание, включающее фешенебельную гостиницу) находится в Амстердаме. Сюда стекается мзда с национальных организаций, которые в свою очередь получают как минимум 24% от доходов своих филиалов.

Казалось бы, какие доходы могут быть у некоммерческой организации типа «Гринпис»? Однако только в 1998 году общие активы «Зеленого мира» составили почти 120 миллионов долларов. Поскольку «Гринпис» подчеркнуто космополитическая, никем не проверяемая структура, то ее бухгалтерия засекречена и никем извне не контролируется. Подобная таинственность и безотчетность присущи, пожалуй, только религиозным сектам или спецслужбам.

Из тех информационных крох, которые стали достоянием общественности, известно, что «Гринпис» на непосредственно экологические цели тратит немногим более трети своих доходов. Остальные средства распределяются примерно так: около 20% идет на инвестирование в различные фонды, 15% - составляет фонд заработной платы и прочие хозрасходы, 9% - тратится на проведение акций, столько же - на пиаровские нужды (съемка сюжетов, роликов, оплата газетных публикаций и поддержание положительного имиджа компании).

Кроме всего прочего, в собственности «Гринписа» находятся пять грузовых кораблей, которые никогда не болтаются на рейде без дела. Они все время в плавании. Во время таких путешествий «зеленые» исследуют воздух, структуру морского дна и воды, проводят различные экспертизы. Если «Гринпис» затевает масштабный морской проект, то арендуются дополнительные суда. На вопрос «Откуда деньжата?» руководители «Гринписа», делая сложное лицо, как правило, отвечают так: мы существуем на частные добровольные пожертвования.

Не знаем, как в мире (возможно, и существуют реальные богачи, которых мучает совесть и которые жертвуют «Гринпису» миллионы), но в России на экологию тратиться исторически не принято. Тем не менее московский (он же головной российский офис «Зеленого мира») отнюдь не бедствует. Корреспонденты «Стрингера» побывали в гостях у «зеленых» и выяснили следующие вещи.

В московском офисе на постоянной основе трудится около 50 человек. Естественно, они получают зарплату. И совсем не маленькую. Например, пресс-секретарь получают 850 долларов, его помощник - 600. Младший сотрудник отдела спецпроектов - около 300 долларов. Минимальная ставка столичного «гринписовца» - 250 у.е. Таким образом, ежемесячно только на зарплату персоналу требуется никак не меньше 20 тысяч долларов.

Добавим сюда административные расходы - аренда зданий, оплата коммунальных платежей, оргтехники и т.д. По нашим беглым оценкам, в офисе «Гринпис» имеется 28 компьютеров, 4 ксерокса, все помещения оснащены кондиционерами, добротной мебелью. Многие сотрудники имеют в своем распоряжении ноутбуки.

Идем дальше. «Гринпис» много тратит на проведение акций. И это не банальные митинги. Например, когда «зеленые» боролись против ввоза в Россию отработанного ядерного топлива, они устраивали настоящие шоу. Так, в Челябинске активисты-экологи арендовали параплан. Он завис над памятником Курчатову, установленом на городской площади. С летательного аппарата на голову памятника скинули веревки, по которым четыре альпиниста спикировали вниз и окутали Курчатова огромным полотнищем с надписью «Радиоактивные отходы: чиновникам - деньги, остальным - гробы». По самым скромным подсчетам, данная акция обошлась «зеленым» в сумму около 7 тысяч долларов. И это было не разовое мероприятие.

Наконец, «Гринпис» финансирует научные исследования и экспертизы. «Зеленым» надо ссылаться на какую-то официальную информацию. Поскольку экспертизы могут проводить только государственные учреждения, то «Гринпис» заказывает и оплачивает необходимый фронт работ.

В общем, как ни крути, как ни экономь, но в месяц московским «зеленым» нужно порядка 60 тысяч долларов. В год - 720 тысяч, а за десять лет своего существования российский «Гринпис», возможно, потратил сумму, зашкаливающую за 6 миллионов долларов.

Иван Блоков, руководитель московского представительства «Гринпис», уверяет, что «зеленые» существуют только на взносы своих активистов. Учитывая, что разовый платеж при вступлении в ряды «гринписовцев» составляет аж 25 рублей, получается, что чуть ли не каждый москвич является «борцом за чистоту окружающей среды». Конечно, это было бы здорово. Однако вряд ли это так на самом деле.

Получается, что у «зеленых» все-таки существуют какие-то покровители. Вот только кто они, эти таинственные меценаты и спонсоры?

Вернемся к лапотной России?

А здесь начинается самое интересное. Если внимательно проанализировать то, чем занимался российский «Гринпис» последние годы, получится, что в основном интересы «зеленых» упирались в борьбу с «мирным атомом».

Мы не будет обсуждать, хороша или плоха ядерная энергия. Ясно одно: сегодня без АЭС Россия просто не сможет существовать. Эта отрасль энергетики имеет фактически самую лучшую научную базу в стране, специалистов с мировым именем и, как ни парадоксально, наиболее чистая в экологическом смысле.

Справка «Стрингера»:

Nuclear Information and Recource Service (NIRS)

Краткое описание:

Проект по содействию общественному антиядерному движению в Восточной Европе и странах СНГ. Предоставляются гранты от 500 до 2000 долларов США.

Регионы интересов:

Восточная Европа, страны СНГ

Финансируемые виды деятельности:

Предпочтение будет отдаваться проектам, ориентированным на практические акции, и организационным проектам.

Финансируемые области деятельности:

Гранты предоставляются экологическим некоммерческим организациям на антиатомные инициативы.

Ларчик открывается просто. Один из весьма солидных «спонсоров» «зеленых» - американская «Служба информации и ресурсов по ядерной энергетике», или NIRS.

Есть и другие финансовые фонды, сотрудничающие с российскими экологами. В их числе все тот же фонд Сороса. В любом случае деньги для отечественных защитников окружающих среды дают заграничные дяди.

Американские фонды не случайно финансируют именно антиядерную деятельность российских экологов. В этой отрасли мы конкурентоспособны, а значит, представляем коммерческую угрозу для мировых энергетических транснациональных корпораций. Вообще, создается впечатление, что действия «Гринпис», как, впрочем, и других экологических организаций, направлены как раз на те отрасли нашей экономики и те предприятия, которые относительно жизнеспособны и перспективны.

Достаточно перечислить, против чего выступает «Гринпис». Это разработка новых месторождений нефти - в том числе освоения океанического и морского шельфа. Это - строительство электростанций и современных предприятий. Причем «зеленые» не пытаются вести конструктивный диалог. Они «против», и все тут.

На вопрос «Что вы предлагаете взамен?» гринписовцы начинают пускаться в рассуждения о том, что, дескать, существуют различные альтернативные варианты. Действительно, маленькая страна Голландия довольно успешно использует энергию «ветряных мельниц». Но, во-первых, в Голландии практически нет промышленных гигантов, а во-вторых, там давно культивируется именно этот вид энергетики. Попробуйте завтра перевести на «ветряки» Приморье или Урал... Аналогичная картина и с солнечными батареями. Да, все эти способы получения энергии имеют право на жизнь. Но для российских потребностей их явно маловато.

На вопрос: «Чего вы хотите добиться?» представители «зеленых» в приватной беседе признались, что их программа-максимум получить статус одного из главных экологических институтов страны. Чтобы без визы «Гринписа» не открывался ни один промышленный объект страны.

«Борцы за экологию» хотят иметь свой кусок экономического пирога. Сейчас материальная основа нашей экологии строится попросту на экологическом рэкете. Наивно считать «гринписовцев» альтруистами.

Возможно, такие личности встречаются среди добровольцев, которые участвуют в акциях. Но руководящее звено «Гринписа» - бизнесмены, они на защите природы делают деньги и, естественно, хотят иметь еще больше.Представители российского «Гринписа» собираются бороться за места в парламенте. Им не дает покоя пример Германии, где усилиями «зеленого лобби» был принят запрет не только на строительство АЭС, но и на использование атомной энергии вообще.

Природа нуждается в охране. Логично, когда на нужды американских экологов выделяют деньги американские же фонды. Но когда американцы «спонсируют» российских «зеленых», они требуют, чтобы их деньги тратились с учетом экономических интересов США.

Обсуждение статьи

Страницы: 1 |

Уважаемые участники форума! В связи с засильем СПАМа на страницах форума мы вынуждены ввести премодерацию, то есть ваши сообщения не появятся на сайте, пока модератор не проверит их.

Это не значит, что на сайте вводится новый уровень цензуры - он остается таким же каким и был всегда. Это значит лишь, что нас утомили СПАМеры, а другого надежного способа борьбы с ними, к сожалению, нет. Надеемся, что эти неудобства будут временными и вы отнесетесь к ним с пониманием.

Добавить сообщение




Опрос

Чем окончится вооруженный конфликт ХАМАСа и Израиля?

Личный дневник автораВ связи с закономерной кончиной укро-бандеровского Фейсбука, автор переместился в Телеграм: https://t.me/ISTRINGER и ЖЖ . Теперь вы регулярно можете читать размышлизмы автора на его канале в Телеграм и ЖЖ До скорой встречи
Иероглиф

Stringer: главное

Юлия Навальная не справилась с ролью вдовы героя


Юлия Навальная не справилась с ролью вдовы героя. Вместо того чтобы лететь за Полярный круг разыскивать тело мужа, эта женщина вылезла на трибуну Мюнхенской конференции по безопасности и улыбаясь сделала заявление, что поднимет знамя мужа и возглавит...чт

 

mediametrics.ru

Новости в формате RSS

Реклама

 

© “STRINGER.Ru”. Любое использование материалов сайта допускается только с письменного согласия редакции сайта “STRINGER.Ru”. Контактный e-mail: elena.tokareva@gmail.com

Сайт разработан в компании ЭЛКОС (www.elcos-design.ru)

Рейтинг@Mail.ru