Pедакция не отвечает за содержание заимствованных материалов

Компромат | все материалы раздела

Мариинку просят снести
11 Февраля 2013

С Мариинки-2 сняли леса, и новое здание театра предстало перед петербуржцами во всем стеклянно-ониксовом великолепии. Архитектурный шедевр произвел настолько сильное впечатление, что на него с критикой обрушился даже директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, до сих пор не обращавший внимания на стройку на Театральной площади. Группа активных петербуржцев собирает подписи под обращением к губернатору города с просьбой снести здание. Блогеры упражняются в остроумии на тему «нового ТРК для Гергиева». Возникает один вопрос — где были градозащитники все последнее время, ведь проект был показан всем желающим, и архитекторы, в том числе и со страниц «Фонтанки», предупреждали — итог будет именно таким.

Мариинка-2, освободившаяся от лесов, произвела в Петербурге эффект разорвавшейся бомбы. Первым в ее адрес высказался в своем блоге актер Геннадий Смирнов, обогативший Сеть новым интернет-мемом, который, однако, нельзя процитировать на страницах СМИ. Директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, выступая на телеканале "Санкт-Петербург", выбрал более тактичную формулировку – он назвал здание «градостроительной ошибкой» и присовокупил: «Это урок всем нам». Некоторые петербуржцы немедленно решили исправить ситуацию – в соцсетях уже создана группа по сбору подписей за снос свежепостроенного здания.

При этом здание, строившееся по новому проекту с 2009 года, почти не привлекало к себе внимания – о второй сцене вспоминали в двух аспектах: «сколько денег потрачено» и «пусть наконец достроят хоть что-нибудь». Никаких претензий к внешнему виду нового театра общественность не предъявляла даже тогда, когда его стены значительно превысили строительный забор. Вопрос «Фонтанки»: а куда же смотрели все градозащитники, защищавшие что угодно, но только не действительно оказавшуюся под угрозой Театральную площадь, – определенного ответа не получил. Хотя еще после выбора проекта было ясно, что архитектура действительно ближе к торгово-развлекательному комплексу в спальном районе, чем к стоящему десятки миллиардов зданию, призванному украсить исторический центр.

Внезапное прозрение петербуржцев, по мнению архитектурного критика Григория Ревзина, объясняется очень просто. «Все видели картину и оценивали картинку, а она была вполне безобидной, - считает он. – И мало кто представлял, как это будет выглядеть в реальности. И поэтому Авдеев (Александр Авдеев, министр культуры РФ в 2008 - 2012 годах. – Прим. ред.) искренне радовался тому, что у нас будет такой хороший театр… Никто же не представлял, каким он будет».

«Конечно, уже на этапе каркаса было понятно, что получается что-то совсем не то, - подтверждает слова Ревзина зампредседателя Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Александр Кононов. – Но тогда еще можно было как-то исправить ситуацию. Однако на этапе отделки выявились самые неожиданные вещи – например, устрашающий полностью стеклянный фасад со стороны улицы Союза Печатников или устрашающий фасад, выходящий в Минский переулок».

«Вы заметьте, - возмущается Кононов – Никогда ни на одной картинке эти фасады не были представлены, проектировщики их просто не показывали. А я, например, и предположить не мог, что кто-то до такого ужаса додумается». Обращает он внимание и на то, что стеклянный мостик через Крюков канал не был предусмотрен ни в одном проектном решении – сооружение появилось тогда, когда художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев вспомнил, что необходимо сохранить какую-то связь между старым и новым зданиями для транспортировки декораций.

Кононов категорически не согласен с мыслью о том, что общественность слишком вяло протестовала против Мариинки-2. «С самого начала этому проекту уделяли очень большое внимание, и, может быть, именно поэтому удалось отбиться от здания Доменико Перро, - рассказывает он. – А что касается канадского проекта, при составлении конкурсного задания с самого начала было решено не ставить архитектуру приоритетом».

«Таковы были условия тендера, - пояснил «Фонтанке» Григорий Ревзин, принимавший участие в выборе проекта Мариинки-2. – Проект надо было выбирать исходя из требований 94 ФЗ, то есть определяющими были государственные требования - стоимость, сроки, сумма страховки – в случае срыва проекта. Плюс требовался вступительный взнос, что автоматически отсекало многих возможных участников».

Ревзин признает, что в условиях конкурса на разработку фасадов нового проекта здания скрывалось некоторое лукавство. «Но базовые характеристики проекта, разработанного Перро, сохранялись – зажатый проезд, странновато организованный вход сбоку, размеры, – добавляет он. – Еще на первом заседании стало ясно, что новый проект должен точно «сесть» на старый, потому что в строительство к тому времени уже было вложено 24 миллиона евро».

Как уже писала «Фонтанка», в июле 2009 года тандем «КБ ВиПС» и канадской мастерской Diamond & Schmitt Architects победил на конкурсе по выбору лучшего проекта фасадов «Мариинки-2». Таково было решение высокой комиссии, в которую вошли многие уважаемые люди. Так, министерство в жюри представляли министр культуры Александр Авдеев, его зам Павел Хорошилов и замминистра финансов Александр Новак. В некотором роде примыкал к ним и глава Сбербанка Герман Греф, хотя он в комиссии был не в качестве финансиста, а в ипостаси сопредседателя попечительского совета Мариинского театра.

Сам Мариинский театр представляли Валерий Гергиев, его зам по капстроительству Дмитрий Фирсов и руководитель художественно-технического комплекса Мариинки Андрей Проничев. От заказчика, Северо-Западной дирекции по строительству, в комиссии было сразу три человека — начальник отдела конкурсных торгов Автономов, замдиректора по экономике Волин и замдиректора по строительству Фридлянд.

Архитектурное сообщество тоже привлекли к выбору лучшего проекта – свой вердикт вынесли главный архитектор Петербурга Юрий Митюрев, председатель Союза архитекторов Санкт-Петербурга Владимир Попов, архитектурный критик Григорий Ревзин и ректор МАИ, историк архитектуры Дмитрий Швидковский. В качестве одного приглашенного эксперта выступил Сергей Стадлер, в то время и. о. ректора Петербургской консерватории.

Любопытно, что теперь, когда вокруг Мариинки-2 начал разгораться скандал, члены комиссии категорически отказались прокомментировать свой выбор. «Я не хочу в это влезать», - отрезал Юрий Митюрев. «Я отказываюсь отвечать на этот вопрос и прошу на меня не ссылаться», - еще более категорично высказался Владимир Попов. Обосновал свой выбор только Григорий Ревзин, к слову, поставивший за архитектурное решение высший балл.

«Если рассматривать проведенный тендер, то я не вижу, кто бы мог еще победить из числа принимавших участие, - рассказал он. – А по условиям проведения тендера мы не можем не выбирать победителя. Поэтому я голосовал за ту работу, которая точнее всего соответствовала условиям. Можно было конечно, отказаться принимать участие в комиссии, - добавил он. – Но я надеялся, что смогу что-то изменить, и с самого начала пытался убедить членов жюри отменить конкурс, но это оказалось бесполезно».

Все рассуждения о том, как можно было бы избежать ошибок, бесполезны, считает Ревзин. «Сейчас при выборе победителя «удельный вес» архитектуры – 20%, это по закону. Поэтому, проводя тендер на выбор архитектурного проекта, основываются на двух параметрах – стоимости и авторитете. Разумеется, пока не будет изменена практика проведения государственных конкурсов, никаких шедевров ждать не приходится, - заключает он. – Я предупреждал о том, во что превратится Мариинка-2, с самого начала».

Впрочем, Мариинку-2 не только ругают. Например, заказчик, Валерий Гергиев, от нового здания в восторге – во время очередного визита журналистов на объект он с гордостью демонстрировал и современную сцену, и удобные гримерные, и зрительный зал. «Когда здание будет подсвечено изнутри и снаружи, - заявил он журналистам уже после разгоревшегося скандала, – то у него будет совсем другой вид! И каким он будет, этого никто не знает – ни вы, ни я!»

Не стыдятся дела рук своих и представители подведомственной минкульту СЗД, с удовольствием рассказывая про стенку из полированного оникса и люстру VIP-ложи, составленную из хрусталиков Swarovski. Поддержан проект и на самом высоком уровне – новый министр культуры РФ Владимир Мединский уже сообщил в своем микроблоге в "Твиттере", что «новое здание Мариинского будет самым красивым театром в мире».

Кира Обухова, "Фонтанка.ру"/ Фото: Михаил Огнев

Обсуждение статьи

Александр
Feb 12 2013 12:54PM

Это промзона! Га сцене надо разместить станки - для гармонии

Анна
Feb 11 2013 3:34PM

Это ломбард, извините или бассейн?

Страницы: 1 |

Уважаемые участники форума! В связи с засильем СПАМа на страницах форума мы вынуждены ввести премодерацию, то есть ваши сообщения не появятся на сайте, пока модератор не проверит их.

Это не значит, что на сайте вводится новый уровень цензуры - он остается таким же каким и был всегда. Это значит лишь, что нас утомили СПАМеры, а другого надежного способа борьбы с ними, к сожалению, нет. Надеемся, что эти неудобства будут временными и вы отнесетесь к ним с пониманием.

Добавить сообщение




Опрос

Чем окончится вооруженный конфликт ХАМАСа и Израиля?

Личный дневник автораВ связи с закономерной кончиной укро-бандеровского Фейсбука, автор переместился в Телеграм: https://t.me/ISTRINGER и ЖЖ . Теперь вы регулярно можете читать размышлизмы автора на его канале в Телеграм и ЖЖ До скорой встречи
Иероглиф

Stringer: главное

Юлия Навальная не справилась с ролью вдовы героя


Юлия Навальная не справилась с ролью вдовы героя. Вместо того чтобы лететь за Полярный круг разыскивать тело мужа, эта женщина вылезла на трибуну Мюнхенской конференции по безопасности и улыбаясь сделала заявление, что поднимет знамя мужа и возглавит...чт

 

mediametrics.ru

Новости в формате RSS

Реклама

 

© “STRINGER.Ru”. Любое использование материалов сайта допускается только с письменного согласия редакции сайта “STRINGER.Ru”. Контактный e-mail: elena.tokareva@gmail.com

Сайт разработан в компании ЭЛКОС (www.elcos-design.ru)

Рейтинг@Mail.ru