Монитор | все материалы раздела
«Антисемитизм — международный язык фашистов»
3 Сентября 2012
Алексей Пименов — журналист, историк, исследователь, в свое время защитивший диссертацию по индологии. Уникальный специалист, знающий одновременно немецкий и санскрит, проведший лет двадцать в исторических архивах, Пименов досконально, как никто другой, знает свой предмет — истоки и историю немецкого нацизма. В конце года в России должна выйти его книга «Арийский синдром», посвященная, в частности, корням немецкого антисемитизма.
Мы много беседовали с Алексеем на эту тему: будучи серьезным исследователем, не пользующимся непроверенными материалами, больше похожими на сплетни из желтой прессы, он всегда рассказывает удивительные вещи, иногда довольно неожиданные.
— Алексей, меня всегда интересовал такой вопрос: откуда у Гитлера вдруг возник какой-то животный, иначе не скажешь, антисемитизм? Откуда ему вдруг явилась экзотическая мысль о «злокозненности» евреев?
— Гитлер не был, как хотелось бы думать иным неонацистам, абсолютным «романтиком», он был еще и очень прагматичным человеком. Дело в том, что именно в антисемитизме Гитлер увидел ключ к политическому успеху. Это случилось далеко не сразу, а только тогда, когда он понял, что пропагандировать вражду к евреям — а потом и осуществлять ее на практике в невиданных прежде масштабах — выгодно, это импонирует многим респектабельным господам.
В период же своей мюнхенской молодости Гитлер успел послужить и немецким «большевикам»…
— ???
— Представьте себе… Судя по некоторым данным, в Мюнхене, будучи еще молодым человеком, он — недавний фронтовик-связист — успел послужить и Баварской советской республике. То есть, грубо говоря, тем самым большевикам (а среди баварских революционных лидеров и активистов действительно было немало лиц еврейского происхождения), которым позднее объявил войну. Причем служил он им не как-нибудь, а в качестве… пропагандиста.
— Ничего себе…
— Да, такой вот казус… А вот когда Баварская советская республика пала, буквально потопленная в крови, наш герой начал выживать в новых условиях... Есть интересный источник — воспоминания некоего капитана Карла Майра под названием «Я был начальником Гитлера». Судьба Майра необычна: в двадцатые годы он был связан с заговорщиками-националистами, но затем его взгляды изменились, и он стал активным деятелем Рейхсбаннера — военной организации социал-демократов. В 33-м — бежал во Францию, позднее был схвачен нацистами и в феврале 45-го умер в Бухенвальде. По словам Майра, Гитлер был похож на бродячую собаку, ищущую хозяина. Причем на своего тогдашнего босса он не произвел впечатления убежденного националиста...
— В таком случае, чем же занимался молодой Гитлер под началом Майра?
— А вот это самое интересное. 11 мая 1919 года по распоряжению генерал-майора фон Меля в рамках так называемого Bayerische Reichswehr Gruppenkommando Nr 4 (Gruko), в состав которого вошли части, участвовавшие в ликвидации Баварской советской республики, была создана своеобразная информационная служба, предназначенная для слежки за подозрительными политическими течениями и ведения идеологической борьбы. И, в частности, — специальные курсы ораторов-пропагандистов. Тут-то Гитлер впервые и развернулся. Поначалу — как информатор, осведомитель. Но вскоре — и в роли пропагандиста. И вот однажды один из работников информационно-идеологического ведомства, некий Карл Александр фон Мюллер, услышал речи курсанта Гитлера — и был поражен его ораторскими способностями. О чем тут же и сообщил Майру…
— И о чем же говорил начинающий пропагандист?
— О еврейском заговоре против Германии — о чем же еще?! А вскоре Майр получил от одного из бывших курсантов письмо — о еврейском вопросе. И поручил Гитлеру на него ответить. Возможно, желая испытать его в деле. Ответ Гитлера, датированный 16 сентября 1919 года, — первое дошедшее до нас письменное рассуждение будущего фюрера о евреях. Основные тезисы: антисемитизм должен основываться не на эмоциях, а на фактах; еврейство — не религия, а раса; инструмент борьбы — не погромы, но систематическое лишение евреев гражданских прав.
— Гитлер был малообразованным солдафоном: любопытно, где он набрался этих идей?
— Корни этой каши в голове — в австрийской глубинке, из которой он происходил. Это во-первых. Ну, а во-вторых — Вена, в которой антисемитские настроения тогда были очень сильны (откровенно говоря, они не так уж и слабы и в сегодняшней Австрии). Но в начале XX века ситуация была особенная: в Вену валом повалили евреи из черты оседлости. Культурно чуждые, в лапсердаках и с пейсами, к тому же — умевшие за себя постоять: школу выживания в Российской империи они прошли суровую. И, конечно, венские торговцы и ремесленники увидели во многих из них опасных конкурентов.
— Странно, что именно в Вене был так силен антисемитизм: Вена всегда ассоциируется с такой светскостью, высокой культурой, доброжелательностью и открытостью…
— И вот — тем не менее. Вена уже в конце XIX века стала одним из центров европейского антисемитизма. Уже тогда здесь существовали массовые антисемитские партии — например, христианские социалисты, объединявшие ремесленников и мелких предпринимателей, страдавших от всевластия банкиров. И, увы, в духе времени и в духе своей страны объяснявших свои невзгоды привычно и несложно — засильем чуждого элемента. Точь-в-точь как сегодняшние российские (да и любые другие) шовинисты, во всем обвиняющие «понаехавших» инородцев.
— Получается, антисемитизм тогда свирепствовал не только в Берлине?
— Как раз наоборот: тогда в Берлине-то он как раз и не свирепствовал — как и вообще на севере Германии. Конечно, и там существовали юдофобские настроения и антисемитские организации. Но, в отличие от Австро-Венгрии, — немногочисленные. Интересно, что «железный канцлер» Бисмарк антисемитов не выносил. Как, между прочим, и Фридрих Ницше, который, кстати, терпеть не мог — с другой стороны — и бисмарковскую империю…
— Это важный штрих: ибо многие полуобразованные люди связывают немецкий национализм и антисемитизм с фигурой Ницше. Однако не надо путать: Ницше — не Вагнер, который ведь действительно был антисемитом?
— Увы, это правда. Но обратите внимание: где уроженец Лейпцига Вагнер пережил свой триумф? Тоже на католическом юге — в Баварии! Там и сложился вагнеровский культ, там зародилось вагнерианское движение. Которое, конечно же, неправильно сводить к той религиозно-почвеннической вакханалии, которую устроили некоторые почитатели этого гениального композитора и драматурга, к несчастью, тяжело больного антисемитизмом. Но и не замечать возникшего позднее союза между вагнеровским семейством, вообще вагнерианскими кругами и Гитлером — тоже нельзя.
Возвращаясь же к географии антисемитизма, повторю, что антисемитизм существовал и на немецком севере. Но — подчеркну еще раз — в гораздо меньших масштабах. Не случайно великий реформатор немецкого еврейства Мозес Мендельсон жил и работал именно в Берлине. И не случайно берлинцы рассказывали байки о том, как еврейский философ заглядывал на огонек к прусскому королю Фридриху, как они вместе выпивали и добродушно подшучивали друг над другом. Разумеется, это вымысел: к королю на огонек так просто не заглянешь. Но… на католическом юге таких баек не рассказывали.
— То есть на севере, скажем, в Берлине, евреи были почти неотличимы от немцев?
— Безо всяких там «почти»: евреи составляли часть немецкого общества. Конечно, своеобразную, конечно — подвергавшуюся определенной дискриминации. При этом, что важно, немецкие евреи представляли собой скорее нечто вроде сословия, нежели этническую группу. И немецких, и восточноевропейских евреев именуют ашкеназами (ашкеназим). Но в Германии дело обстояло совсем не так, как в Польше, на Украине или в Литве. (Некоторые исследователи даже говорили в этой связи об «Ашкеназе-1» и «Ашкеназе-2.)
— А в чем различия?
— Например, немецкие евреи всегда говорили только по-немецки. Конечно, в средние века (а точнее — вплоть до XVIII века) это был, так сказать, еврейский немецкий, т.е. «ученые» слова в нем были не из латыни, а из иврита, да и при письме евреи пользовались не латиницей, а еврейской графикой. Но еврейский немецкий — это именно немецкий язык, а совсем не идиш (как порой ошибочно утверждали некоторые лингвисты). И дело не только в языке: помимо религии, у немецких евреев никогда не было своей отдельной, ненемецкой культуры. Особенно после того, как средневековые барьеры между общинами утратили прежнее значение. У немецких евреев не было, так сказать, своих Шолом-Алейхема и Зингера: в литературе они выражали себя по-немецки (за вычетом нескольких литературных экспериментов на иврите, сегодня известных лишь специалистам).
— Вернемся к Гитлеру. Он был изрядным мифотворцем, не так ли?
— Да, он сам творил о себе легенду, и главное свидетельство тому — «Майн кампф». Книга была написана в тюрьме, после подавленного «пивного путча», и уже с прицелом на грядущее политическое завоевание Северной Германии. С одной стороны, это чрезвычайно лживая книга: тут и преувеличение собственной роли, и изображение конкурентов полнейшими ничтожествами, и абсолютно не соответствующий действительности рассказ о том, что он якобы вступил в нацистскую партию под номером семь, и приписывание себе позднейших убеждений задним числом… Однако там есть вещи, которые трудно сымитировать. И одна из них — лютый национализм. Причем это национализм немца, живущего не в Германии, а в Австро-Венгерской империи, то есть национализм человека, живущего в многонациональном государстве. Испытывающего страх перед наступающими на него со всех сторон инородцами. И ненависть к правительству, не защищающему его от них.
— Что-то слышится родное… Ну, а чем же Гитлер «взял» Северную Германию?
— После Первой мировой на него работала ситуация в целом: национальное унижение, репарации, иностранные войска. Страна — под угрозой развала. И главное — миллионы немцев живут за рубежами отечества. Причем с соседями у них, мягко говоря, непростые отношения. Вот австрийская риторика и возымела действие…
— Да, но почему мишенью оказались именно евреи?
— Уже в конце XIX века антисемитизм резко усилился во всех странах. Точнее, превратился в массовое политическое движение. Во Франции — дело Дрейфуса, расколовшее страну и показавшее силу антиеврейских настроений во всех слоях общества. В России — погромы и дело Бейлиса. В Румынии — бесконечные погромы, да что там погромы! Народные восстания — при любых попытках правительства даровать евреям гражданские права. Но главное: все эти движения идейно подпитывают друг друга. Взять хотя бы главный документ, рассказывающий о «мировом еврейском заговоре», — «Протоколы сионских мудрецов». Что это такое? Компиляция из французского памфлета и немецкого авантюрного романа, запущенная русской разведкой. Интернационализм в действии, да и только!
Вот Юлиан Тувим так сказал – точнее не скажешь: «Антисемитизм — это международный язык фашистов». Так оно и было: в борьбе против так называемого мирового еврейства нацисты видели свою — как ни странно это звучит — интернациональную миссию. И это был фундамент, на котором зиждилось их идейное единство с союзниками: французскими, испанскими, бельгийскими, голландскими, хорватскими, венгерскими, прибалтийскими, румынскими, русскими, скандинавскими, словацкими, украинскими. Они так и говорили: вы против евреев? Тогда — к нам!
— Все понятно, хотя, разумеется, чудовищно, но… «окончательное решение», искоренить ВСЕХ — как такое могло прийти в голову?!
— Официально об «окончательном решении» было объявлено в январе 42-го — на Ванзейской конференции. Был принят план, расписанный до деталей. Установлены ответственные. Казалось бы, все ясно…
— «Казалось бы»?
— Дело в том, что решение, принятое в Ванзее, — уже техническое. Да там и не присутствовали высшие руководители рейха. Самый высокопоставленный — Рейнхард Гейдрих, и.о. протектора Богемии и Моравии. А вот когда было принято политическое решение — неизвестно.
— Как?! Неизвестно?!
— Представьте себе. Как все диктатуры все-таки похожи между собой! Кое-кто из советских историков говорил, что, дескать, сталинские планы депортации советских евреев — не более чем легенда, поскольку не найдены прямые директивы за подписью Сталина. Так вот, могу их «успокоить»: точно так же не найдено и ни одного документа за подписью Гитлера, предписывающего совершить Холокост.
— Серьезно?
— Ни одного. Проповедь антисемитизма — да. Демагогия — да. Но наряду с этим — демонстративные поздравления ветеранов (в том числе евреев). А подчас и удерживание младших товарищей от погромной самодеятельности. Конечно, все это — параллельно бойкоту еврейских магазинов, нюрнбергским законам, постепенному ограничению эмиграции и, наконец, полному ее запрету. А в то же время — обсуждение проектов переселения евреев на Мадагаскар. Но всеобщее уничтожение? Что вы, как можно? Даже у главы СС Гиммлера можно встретить высказывания о том, что, несмотря на злокозненность евреев, уничтожить их физически было бы «не по-немецки».
— Факты, вообще говоря, поразительные… Но о чем все это свидетельствует?
— На мой взгляд — о маневрировании. О нежелании брать на себя политическую ответственность. Потом-то маски были сброшены… Сегодня некоторые историки говорят, что, так сказать, генплана, возможно, и не было. А была инициатива снизу — акции среднего чиновничества и бизнеса. Продиктованные экономическими соображениями (использовать заключенных как дармовую рабсилу, а евреев — еще и как сырье). В общем, не фанатический антисемитизм, а экономический расчет.
— И все-таки как было на самом деле? Так или эдак?
— Думаю, что было и то, и другое. Вопрос в том, как эти моменты соединились в сознании этих людей? Ведь абсолютных циников мало — как и абсолютных идеалистов.
— Почему немцы не сделали ничего подобного в первую мировую?
— Потому что это было немыслимо. Чтобы стало мыслимо, требовалась своего рода духовная подготовка. Надо было освободить людей от «химеры совести». Тут-то и пригодилась арийская теория.
— То есть деление на арийцев и «недочеловеков»?
— Не только это. Кроме того, Гитлер не раз говорил о несовместимости национал-социализма с христианством. «Из Иисуса арийца не сделаешь», — так он это формулировал. Антихристианство было, разумеется, продолжением антисемитизма. Но что взамен? Желающих предложить альтернативу — истинно арийскую религию для рейха — было немало. Очень разные люди: фельдмаршал Людендорф с супругой, голландский псевдоученый Герман Вирт, выдающийся немецкий индолог Хауэр (лидер «Движения за немецкую веру»). Искатель Грааля и исследователь альбигойского движения Отто Ран…
— Ну, а сам Гитлер?
— Держался от них на расстоянии. Что и понятно: в большинстве своем немцы исповедовали христианство, и отпугивать их он не собирался. В программе партии было сказано, что она стоит на платформе «позитивного христианства». Правда, идеолог НСДАП Альфред Розенберг позднее разъяснил: что позитивно, а что нет, решают не церкви, а партия. Не раз заявлял он и о том, что христианство — религия «импортированная» и что с ней надо расстаться…
— Но чем они все-таки собирались заменить христианство?
— Шла работа над новой религией. И в частности — в институте «Анненербе», созданном в системе СС под патронатом Гиммлера. С участием очень серьезных специалистов. Но… в 45-м работа оборвалась. Кое-что продолжили европейские неонацисты — в частности, Савитри Деви (Максимиани Портас), тесно связанная с Отто Скорцени. И, конечно, Юлиус Эвола. Казалось бы, маргинальные люди, маргинальные идеи. Но все дело в том, что в эпоху постмодернизма с ее фрагментарностью и моральным релятивизмом вся эта интеллектуальная бесовщина может влиять и на вполне респектабельные круги. И, увы, влияет. Как написал когда-то Наум Коржавин, «это слишком еще не история».
— И какие же уроки можно извлечь из этой «не-истории»?
— Когда-то Томас Манн сказал, что антисемитизм нацистов направлен не просто против евреев, но и против христианско-античных основ европейской цивилизации. Так вот, этот гениальный человек, глубоко постигший сущность нацизма, возможно, и сам не догадывался, насколько он близок к истине. Зная документы, ему недоступные, мы видим сегодня: его слова — не метафора, а совершенно точный диагноз. Нацизм — это попытка создать альтернативную цивилизацию. К счастью, в тот момент провалившаяся.
Оригинал материала: www.jewish.ru
Обсуждение статьи
- Гость
Sep 4 2012 6:52PM Откуда ему вдруг явилась экзотическая мысль о «злокозненности» евреев?, - без комментариев!
- Андрей
Sep 3 2012 11:55PM Пименова уважаю, мужик умный, но статья откровенно недалекая и пустая. Слишком примитивно, хотя может это спецзаказ, опустить все до такого примитива.
Уважаемые участники форума! В связи с засильем СПАМа на страницах форума мы вынуждены ввести премодерацию, то есть ваши сообщения не появятся на сайте, пока модератор не проверит их.
Это не значит, что на сайте вводится новый уровень цензуры - он остается таким же каким и был всегда. Это значит лишь, что нас утомили СПАМеры, а другого надежного способа борьбы с ними, к сожалению, нет. Надеемся, что эти неудобства будут временными и вы отнесетесь к ним с пониманием.
Добавить сообщение
Опрос
Чем окончится вооруженный конфликт ХАМАСа и Израиля?
Stringer.Слухи
- Навальный оставил мемуары.Алексей Навальный написал автобиографию перед смертью, которая будет опубликована в этом году, сообщила в четверг его вдова Юлия Навальная, раскрыв существование текста, о существовании которого знало только его ближайшее окружен
- Чемпион по созданию слухов Валерий Соловей умер вчера в своей панельной пятиэтажке на окраине Львова
- Собчак из Литвы передала на волю маляву
- Украсть все и сесть
- Рецепты Путина
Stringer: главное
Юлия Навальная не справилась с ролью вдовы героя
Юлия Навальная не справилась с ролью вдовы героя. Вместо того чтобы лететь за Полярный круг разыскивать тело мужа, эта женщина вылезла на трибуну Мюнхенской конференции по безопасности и улыбаясь сделала заявление, что поднимет знамя мужа и возглавит...чт
mediametrics.ru
Stringer.Top-10
- Юлия Навальная не справилась с ролью вдовы героя
- Скандал из-за сына Владимира Соловьева
- ЗА ЧТО И ПОЧЕМУ ВОЮЕТ РОССИЯ С УКРАИНОЙ?
- Новый министр культуры Ольга Любимова ругается матом и не верит ни в бога ни в черта
- Почему Быков и Акунин купились на розыгрыш?
- В колонии "Полярный волк" внезапно умер Алексей Навальный
- Новые русские сенсации
- Невозвращенцы
- Никита Исаев умер в поезде
- Могильный холод