Pедакция не отвечает за содержание заимствованных материалов

ВОЗВРАЩЕНИЕ ВПК. Часть II
7 Декабря 2000

"РОСВООРУЖЕНИЕ" ПРОСВЕТИЛИ

Юрий Маслюков, получивший в результате распределения обязанностей в новом правительстве контроль над ВПК и ВТС, сразу поспешил заявить, что субсидии от государства получат только предприятия с важными оборонными заказами для Вооруженных Сил, а также спецэкспортеры. Естественно, что заниматься ВТС с иностранными государствами должен был, по его мнению, собственный назначенец - представитель лобби ВПК.

В качестве возможных кандидатур Маслюков предложил Евгению Примакову председателя Комитета по военно-технической политике Генштаба Виктора Миронова, статс-секретаря Минобороны Николая Михайлова и, как ни странно, собственного пресс-секретаря Антона Сурикова.

Но оформившаяся тогда группировка выходцев из спецслужб, начиная от главы президентской администрации Николая Бордюжи до самого Евгения Примакова, имела на это счет собственное мнение.

"Чекисты" видели на этом месте своих кандидатов: заместителя гендиректора "Росвооружения" Владимира Рябихина и начальника управления экономической разведки СВР Юрия Демченко. Маслюков не собирался сдаваться и вскоре предложил другие кандидатуры: главу "Спецвнештехники" Сергея Краснова и замдиректора "Росвооружения" Валерия Третьяка.

После долгих консультаций премьер и его заместитель пришли к компромиссной фигуре. Новым руководителем "Росвооружения" стал заместитель секретаря Совета безопасности выходец из СВР Григорий Рапота.

Ослабленный Примаковым Кремль не смог напрямую вмешаться в "разборку" вокруг "Росвооружения", но запасной вариант все-таки заготовил. Своим указом Ельцин создал Комиссию по ВТС с иностранными государствами при Президенте РФ. Ее председателем стал премьер-министр Евгений Примаков, а заместителями Юрий Маслюков и "семейный надзиратель" замглавы Администрации Президента Алексей Огарев (однокашник мужа Татьяны Дьяченко).

Одним из первых действий новой команды стал перевод 90% всех счетов "Росвооружения" в подконтрольный ЦБ РФ (Виктору Геращенко) Внешэкономбанк. Но централизованный контроль за финансами принципиально не менял саму схему ВТС, состоящую из множества конкурирующих по демпингу посредников. Сбои в экспорте вооружений превратились из исключения в правило.

Первым не выдержал начальник вооружения Минобороны Анатолий Ситнов. Он открыто подверг критике данную схему управления, предложив объединить всех госпосредников в один холдинг и запретить многочисленным предприятиям-спецэкспортерам самостоятельное заключение контрактов с иностранными государствами. Все функции генерального заказчика внутри России Ситнов предложил возложить на Министерство обороны, так как в любом случае предпродажной подготовкой экспортируемой техники и обучением иностранных специалистов занимается именно военное ведомство.

Но централизация ВТС не устраивала кремлевских сидельцев. Единственное, чего сумел добиться Григорий Рапота, - это навести порядок внутри компании, освободив ее от большинства хитрым схем, по которым деньги утекали в неизвестном направлении.

АБРАМОВИЧ И КОМПАНИЯ

В мае 1999 года перед началом предвыборной компании в Государственную Думу Борис Ельцин снимает Евгения Примакова и назначает премьер-министром Сергея Степашина. Начинается зачистка "примаковцев" во власти.

Григорий Рапота в первые дни работы нового кабинета добивается встречи с премьером и обращается к нему с просьбой об отставке. Степашин соглашается, но, так как никаких указаний сверху о замене директора "Росвооружения" не поступало, просит пока поработать.

Прошло два с половиной месяца, прежде чем на эту должность был назначен Алексей Огарев - протеже Романа Абрамовича, благодаря чему дружественный Абрамовичу МДМ-банк немедленно получает счета компании.

Но Григорий Рапота не выпадает из обновленной колоды правительства. Благодаря участию нового вице-премьера правительства петербуржца Ильи Клебанова бывший руководитель "Росвооружения" назначается главой Госкомитета по ВТС при Министерстве торговле. То есть осуществляет фактический контроль за экспортом оружия.

Необходимость сосредоточения накануне серьезнейшей битвы за Думу и президентское кресло в 2000 году финансовых потоков в руках Кремля в очередной раз поставила вопрос об объединении всех госпосредников в единый холдинг под началом Огарева. Однако новому вице-премьеру, курирующему оборонно-промышленный комплекс, Илье Клебанову удается отстоять независимость "Промэкспорта".

9 августа первым вице-премьером правительства указом Бориса Ельцина был назначен Владимир Путин. Этим же указом Сергей Степашин был освобожден от исполнения обязанностей премьера. И.о. главы правительства автоматически стал его первый заместитель.

Как только Путин уходит "на повышение" и.о. президентом, а фактическим премьером становится Михаил Касьянов, Илья Клебанов начинает активнее заниматься вопросами экспорта вооружений. По его инициативе 28 апреля 1999 года Путин подписывает указ о слиянии так ничего и не добившихся самостоятельно "Российских технологий" и "Промэкспорта". Эту же участь Клебанов планирует и для подконтрольного Абрамовичу "Росвооружения".

Глава "Промэкспорта" Сергей Чемезов начинает открыто выступать с предложением скорейшего объединения двух госпосредников в один холдинг. Руководителем холдинга он видит исключительно себя. Естественно, Алексей Огарев выступает категорически против.

Перевес на стороне Огарева. Прибыль "Росвооружения" в десятки раз превосходит прибыль "Промэкспорта". Число покупателей устаревшей техники из запасников Минобороны, которой торгует "Промэкспорт", неуклонно сокращается. Поэтому с молчаливого согласия Ильи Клебанова, Сергей Чемезов начинает влезать в вотчину "Росвооружения" - самостоятельно вести переговоры с иностранными государствами о поставках новейшего вооружения.

Параллельно Илья Клебанов убеждает Владимира Путина и нового "серого кардинала" секретаря Совета безопасности Сергея Иванова поскорее решить вопрос объединения торговцев оружием.

Однако из-за обещания Борису Ельцину не трогать его людей минимум год после прихода к власти и нежелания идти на конфронтацию с Романом Абрамовичем Владимир Путин поступает хитрее. Он поручает председателю Счетной палаты Сергею Степашину начать полномасштабную проверку "Росвооружения" и "Промэкспорта" с целью накопать достаточно аргументов и "мягко" провести нужное решение.

Осознавая близкий конец карьеры Алексея Огарева в "Росвооружении", Роман Абрамович готовит нового старого претендента на пост директора - Алексея Котелкина. Котелкин уже некоторое время трудится в "Росвооружении" в качестве главного советника Огарева. В свою очередь Илья Клебанов продвигает на этот пост единого госпосредника Григория Рапоту.

В середине сентября этого года Клебанов предпринимает очередную попытку наступления. Вместе с министром промышленности науки и технологий Дондуковым он подготовил письмо Михаилу Касьянову с предложением скорейшего объединения госпосредников.

Параллельно запускается громкая PR-компания в СМИ, рассказывающая о конкуренции "Росвооружения" и "Промэкспорта" на основе демпинга, приносящего России колоссальные убытки. Однако Касьянов, симпатизирующий Абрамовичу, с письмом ознакомился, а решения принимать не стал. Шансы на победу в этой подковерной битве оставались у обоих конкурентов...

ВВП ВЗЯЛ ВПК

26 октябряСтепашин представил все данные проверки госпосредников Путину. Теперь можно было действовать "красиво", как это было принято делать в Первом главном управлении КГБ. В очередной раз Путин продемонстрировал собственную независимость в кадровых решениях.

Зная о возможных кандидатах на новое место с обеих сторон, он, как всегда, поступил по-своему. Благодаря деятельности Совета безопасности, просканировавшего весь возможный список кандидатов, была найдена оптимальная кандидатура Андрея Бельянинова - заместителя Сергея Чемезова, выходца из СВР.

На 28 октября было назначено очередное заседание Комиссии по военно-техническому сотрудничеству. Несмотря на то что накануне итоги работы обоих госпосредников были признаны неудовлетворительными, Михаил Касьянов и Алексей Огарев вновь попытались отстоять самостоятельность "Росвооружения", действуя через "семью".

Тем временем Сергей Иванов уже подготовил Путину все необходимые обоснования для объединения двух госпосредников в совершенно новое госпредприятие. На просьбу Ельцина пока не делать этого Владимир Путин пообещал "подумать". Хотя окончательное решение было уже принято...

Утром 4 октября Сергей Иванов вышел из кабинета Путина с новым указом о создании на базе "Росвооружения" и "Промэкспорта" нового федерального государственного унитарного предприятия "Рособоронэкспорт". Оба директора объединяемых госпосредников, Чемезов и Огарев, были отправлены в отставку, а функции, ранее возложенные на Минпромнауки и технологий, были переданы Министерству обороны.

Правда, военные радовались недолго. Впервые за всю историю ведомства заместителем министра обороны - куратором экспорта вооружений - стал кадровый чекист генерал-лейтенант СВР Михаил Дмитриев.

Через две недели Владимир Путин своим указом "1879 утвердил новый состав Комиссии по ВТС, главой которой назначил самого себя. Таким образом, весь экспорт вооружений вернулся под контроль президента.

Круг замкнулся.

Стрингер №13

Опрос

Чем окончится вооруженный конфликт ХАМАСа и Израиля?

Личный дневник автораВ связи с закономерной кончиной укро-бандеровского Фейсбука, автор переместился в Телеграм: https://t.me/ISTRINGER и ЖЖ . Теперь вы регулярно можете читать размышлизмы автора на его канале в Телеграм и ЖЖ До скорой встречи
Иероглиф

Stringer: главное

Юлия Навальная не справилась с ролью вдовы героя


Юлия Навальная не справилась с ролью вдовы героя. Вместо того чтобы лететь за Полярный круг разыскивать тело мужа, эта женщина вылезла на трибуну Мюнхенской конференции по безопасности и улыбаясь сделала заявление, что поднимет знамя мужа и возглавит...чт

 

mediametrics.ru

Новости в формате RSS

Реклама

 

© “STRINGER.Ru”. Любое использование материалов сайта допускается только с письменного согласия редакции сайта “STRINGER.Ru”. Контактный e-mail: elena.tokareva@gmail.com

Сайт разработан в компании ЭЛКОС (www.elcos-design.ru)

Рейтинг@Mail.ru