Pедакция не отвечает за содержание заимствованных материалов

ПОСЛЕДНЯЯ БУКВА АЛФАВИТА. Часть II
3 Июля 2002

500 ДНЕЙ ЯВЛИНСКОГО

«Комиссия Абалкина» стала для Григория Алексеевича стартовой площадкой в большую политику. В рамках этой «комиссии» Явлинский впервые в своей жизни самостоятельно подготовил проект экономических реформ СССР. До этого самой серьезной теоретической работой экономиста был «Квалификационный справочник должностей служащих угольной промышленности для шахт и разрезов» (1977 год). Проект экономических реформ Явлинского был «комиссией Абалкина» отвергнут по причине некомпетентности автора.

За год до этого эпохального события произошло знакомство Явлинского с Гайдаром. Первому поручили написать доклад для Рыжкова, а второй работал в то время в горбачевском журнале «Коммунист» и должен был помогать Григорию Алексеевичу. Гайдара в помощники Явлинский выбрал сам, поскольку тот был вхож к Михаилу Сергеевичу. Однако знакомить Явлинского с генсеком Гайдар отказался. И они разошлись: Явлинский - в «комиссию Абалкина», Гайдар - в газету «Правда».

Обиженный Егор Тимурович заявил тогда, что Григорий Алексеевич «страдает явными изъянами в своем экономическом образовании». Гайдар, как ни странно, сказал правду (может быть, единственный раз в своей жизни. - «!»).

Экономическая безграмотность Явлинского позже, во время работы над программой «500 дней», станет очевидна многим. Соавторы Явлинского по программе, Задорнов и Михайлов, посмеивались между собой над тем, что у Григория Алексеевича на столе всегда лежали учебники по экономике с закладками на различных страницах.

К чести Явлинского, надо признать, что он и сам прекрасно понимал этот свой недостаток. Свой отвергнутый «комиссией Абалкина» проект экономических реформ Явлинский списал с книги по японскому опыту реформирования экономики.

Накануне неудавшейся попытки Григория Алексеевича стать отцом российских преобразований произошло еще одно, ключевое для карьеры Явлинского событие. Два молодых экономиста, Михаил Задорнов и Алексей Михайлов, написали разгромные замечания к госбюджету СССР на 1989 год. Свои замечания они передали Рыжкову через председателя Верховного Совета Михаила Бочарова.

Рыжков прочитал бумагу и положил ее под сукно, а Бочаров за молчание «получил» концерн «Бутэк». Здесь надо сказать, что Задорнов до того, как его политически аннулировали, считался великолепным макроэкономистом. Будущий глава Всемирного банка Джеймс Вулфенсон называл Задорнова не иначе как будущим министром финансов.

Обиженный Явлинский сошелся с обиженными Михайловым и Задорновым. Втроем они за полтора месяца путем простой компиляции соединили свои разработки. Так родилась программа «400 дней». Авторы повторили предыдущую ошибку - отдали «400 дней» Михаилу Бочарову, который зачитал ее на Верховном Совете как свою собственную.

Вот здесь Явлинский действительно проявил свои бойцовские качества. Бочаров вынужден был признать, что автором программы «400 дней» является не он. Трудно сказать, чем бы закончилась эта скандальная история (скорее всего, ничем. - «!»), если бы не Ново-Огаревский процесс.

Просто так упразднить ЦК КПСС было невозможно. Ельцину надо было оторвать Горбачева от Политбюро и привлечь на свою сторону республиканских баронов. Для этого необходимо было перехватить идейное лидерство в реформах.

Сразу после скандала с Бочаровым Ельцин встретился с Явлинским. Было принято правительственное решение о разработке программы «500 дней». Явлинский был назначен зампредом Совмина РСФСР и председателем Госкомиссии по экономической реформе. Абалкин и Павлов разрабатывали альтернативную союзную программу.

Программу «500 дней» написали за 27 дней. Помимо Явлинского, Задорнова и Михайлова, в группу разработчиков вошли Ясин, Авен, Федоров и другие. Писали программу, сидя в Архангельском. По воспоминаниям участников, в Архангельском все это время царили смех и шутки. В серьезность своей работы никто из авторов программы не верил. Никто - кроме Явлинского.

Когда Верховный Совет СССР с подачи Горбачева отверг «500 дней», Ельцин объявил, что Россия осуществит программу одна, без союзных республик. Что, собственно, и требовалось. Мавр сделал свое дело, мавр может уходить.

В октябре 1990 года Явлинский ушел в отставку с поста зампреда Совмина РСФСР. Месяц спустя Григорий Алексеевич создал и возглавил первую некоммерческую организацию - Центр экономических и политических исследований («ЭПИ-Центр»)

Сначала «ЭПИ-Центр» располагался в Белом доме, а через год переехал в здание мэрии. С этого момента началось долгое сотрудничество «с интересом» между Явлинским и Гусинским. А пресс-секретарь Явлинского Сергей Зверев, который никогда не скрывал, что его мечтой является большой кабинет и машина с водителем, возглавил Дирекцию по информационно-аналитическому сопровождению работы «МОСТ-банка».

После Совмина и шума вокруг программы «500 дней» Явлинский заболел «властью» и «славой». Вывешенные сегодня на сайте программы «400 дней» и «500 дней» доработаны с учетом момента. В частности, авторы изъяты с обложек программ и спрятаны в конец текста. Все знают, что эти программы разрабатывал Григорий Алексеевич Явлинский.

МЕДНЫЕ ТРУБЫ

Создав «ЭПИ-Центр», Явлинский начинает выполнять чисто представительские функции. Ходить по политическим «тусовкам» и ездить за рубеж.

В 1991 году Явлинский во время визита в Токио заявил: «Четыре острова - Шикотан, Хабомаи, Итуруп и Кунашир - должны быть возвращены Японии». Кстати, первые свои гонорары Явлинский получал именно от японцев.

В Вашингтоне на конференции Радио «Свобода» Григорий Алексеевич сказал: «Сейчас уровень лжи в России неимоверно высок, и роль Радио «Свобода» поэтому более значительна, чем когда-либо ранее». В эфире на «Свободе» Явлинскому с тех пор никогда не отказывали.

В это же время Явлинский сходится с Гефтером и Павловским. Роль всеобщего любимца и светского льва (знает все песни «Битлз» наизусть, на дружеской ноге с многими президентами, может выпить, погулять и про рынок поговорить) нравится Григорию Алексеевичу все сильнее и сильнее.

Ни одна дама бальзаковского возраста не могла устоять перед будущим президентом России. Появляется масса историй об интимных похождениях Явлинского. То рассказывают про обнаженных девиц, которых Явлинский с Немцовым гоняли по пароходу в Нижнем Новгороде. То из далекой Германии доносятся смутные слухи.

В 1993 году Григорий Алексеевич пожаловался своим коллегам по «ЭПИ-Центру», что его тянут в политику, а он «эксперт и экономист». На что тут же получил ответ: «С Богом!» В октябре Явлинский создает «Яблоко», а в декабре становится депутатом Госдумы 5-го созыва. Дальнейшее известно всем.

История Явлинского с 1993 по 2000 год - одна сплошная президентская амбиция и любование собственной безгрешностью. Вот как описывает выход Явлинского в свет корреспондент журнала «Elle»:

«Когда появился Явлинский, вслед за ним тянулась длинная змейка референтов, помощников, фотокорреспондентов с камерами и репортеров с микрофонами. При взгляде со стороны на всю эту процессию можно было бы подумать, что группа взрослых людей в коридоре Радиокомитета надумала поиграть в «паровозики». Периодически наступала чья-то очередь, и Григорий Алексеевич останавливался, чтобы сделать какое-нибудь заявление. Вместе с ним тормозил весь «состав», чтобы через некоторое время тронуться снова в путь по длинным и узким коридорам до очередной остановки».

Говорят, что, сравнивая себя с другими политиками, Григорий Алексеевич считает, что похож на Черчилля. Готов хоть двадцать лет ждать, пока не станет президентом. Искренне считает, что страна, народ до него не «дозрели».

ФИНИШ

22 января 2000 года, после победы «Единства» в думских выборах, Борис Березовский в авторской программе Сергея Доренко глумился над своими политическими оппонентами. Досталось всем. Но особо он выделил Григория Явлинского.

В прямом эфире Березовский заявил буквально следующее: «Накануне голосования в Думе по импичменту Ельцину Явлинский бегал в Кремль с вопросом, как голосовать «Яблоку». Позже, в кулуарах, Борис Абрамович хвастался, что они с Абрамовичем купили Явлинского за 5 млн. долларов, чтобы он не снимал свою кандидатуру с президентских выборов.

31 января в Москву приехала госсекретарь США Мадлен Олбрайт. На следующий день она встретилась с Примаковым и Явлинским, и лишь через день - с Путиным.

Цель неожиданного визита Мадлен Олбрайт в Москву - уговорить Явлинского и Примакова снять свои кандидатуры с президентских выборов, оставить Путина наедине с Зюгановым и тем самым поставить выборы под удар. 4 февраля Примаков свою кандидатуру снял, а Явлинский нет.

Нет, не быть Григорию Алексеевичу президентом России. И вовсе не потому, что народ до него не «дозреет». Просто на Явлинском поставили крест в Вашингтоне.

Опрос

Чем окончится вооруженный конфликт ХАМАСа и Израиля?

Личный дневник автораВ связи с закономерной кончиной укро-бандеровского Фейсбука, автор переместился в Телеграм: https://t.me/ISTRINGER и ЖЖ . Теперь вы регулярно можете читать размышлизмы автора на его канале в Телеграм и ЖЖ До скорой встречи
Иероглиф

Stringer: главное

Юлия Навальная не справилась с ролью вдовы героя


Юлия Навальная не справилась с ролью вдовы героя. Вместо того чтобы лететь за Полярный круг разыскивать тело мужа, эта женщина вылезла на трибуну Мюнхенской конференции по безопасности и улыбаясь сделала заявление, что поднимет знамя мужа и возглавит...чт

 

mediametrics.ru

Новости в формате RSS

Реклама

 

© “STRINGER.Ru”. Любое использование материалов сайта допускается только с письменного согласия редакции сайта “STRINGER.Ru”. Контактный e-mail: elena.tokareva@gmail.com

Сайт разработан в компании ЭЛКОС (www.elcos-design.ru)

Рейтинг@Mail.ru