Pедакция не отвечает за содержание заимствованных материалов

ДЛЯ ВНУТРЕННЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ
14 Июля 2001

ИЗ ОГНЯ ДА В ПОЛЫМЯ

Встреча Владимира Путина и Джорджа Буша-младшего прошла, оставив после себя больше вопросов, чем ответов.

Договорились ли президенты? Если да, то о чем? И чего ожидать дальше в отношениях двух основных ядерных держав мира?

Они так долго и трудно шли к этой встрече, что первые комментарии по горячим следам были оптимистичней некуда:

- между президентами явно установились личные отношения. А значит, есть как минимум некая основа для будущих договоренностей;

- в ближайшее время следует ожидать смягчения позиции Москвы по национальной системе противоракетной обороны США, с одной стороны, и шагов навстречу России со стороны Вашингтона;

- теперь президенты имеют возможность общаться напрямую, и следовательно, больше не будет резких публичных заявлений в адрес друг друга.

Однако вскоре после встречи Владимир Путин дал интервью американским журналистам, в котором пригрозил дать адекватный ответ на развертывание НПРО, снабдив российские баллистические ракеты разделяющимися боеголовками.

Джордж Буш промолчал. Зато почему-то ответил госсекретарь Колин Пауэлл: мол, откуда русские возьмут деньги на свой адекватный ответ.

Одновременно Пентагон направил в конгресс проект нового военного бюджета, предусматривающий резкое увеличение военных расходов. А госдепартамент приступил к подготовке встречи президента США с группой российских журналистов - для ответного интервью.

Комментарии специалистов по итогам встречи в Любляне развернулись на 180 градусов:

- встреча президентов прошла безрезультатно;

- все вернулось на круги своя;

- нашла коса на камень.

О чем на самом деле договорились Буш и Путин в Любляне, никто, кроме самих президентов и их ближайшего окружения, похоже, не знает. А то, что они договорились, сомнений сегодня уже не вызывает.

Чтобы понять, о чем договорились Путин и Буш, надо не обращать внимания на слова и заявления, а отследить действия. В данном конкретном случае действия - это важнейшие события, произошедшие после российско-американской встречи в верхах.

Причем не общемировые, а события в зоне российско-американского соперничества. Зона эта охватывает в основном Россию и сопредельные страны главным образом бывшего социалистического лагеря.

Наибольшие противоречия между Москвой и Вашингтоном возникали по вопросу о Балканах и Кавказе. Несколько особняком стоит Украина, где недавняя попытка отправить президента Кучму в отставку заставила последнего переориентировать свои пристрастия с запада на восток.

Российская позиция по «горячим» точкам хорошо известна: главная угроза миру исходит от мусульманских боевиков - албанских на Балканах и чеченских на Кавказе. На взгляд Вашингтона, на Балканах главный злодей - экс-президент Югославии Слободан Милошевич, а на Кавказе основная проблема связана с чрезмерно жесткими действиями Российской армии, а не боевиков.

ЮГОСЛАВИЯ

Сразу из Любляны российский президент отправился в Белград. На встрече с главой Югославии Воиславом Коштуницей Путин еще раз повторил старую формулу: главная дестабилизирующая сила в регионе - албанские боевики, превратившие Косово в плацдарм для агрессии против соседних стран.

По сути, слова российского президента о Косово - открытое обвинение в адрес Запада и НАТО, реально контролирующих этот край, а следовательно, попустительствующих боевикам. Однако при этом президент России ни словом не обмолвился о другой жгучей проблеме для сербов. Экс-президент Югославии Слободан Милошевич в эти дни ожидал в белградской тюрьме решения своей судьбы - выдаст его руководство страны международному трибуналу в Гааге или нет.

Вскоре после вояжа российского президента на Балканы в Сербии актуализировалась албанская тема. Но речь на этот раз шла не о боевиках, а жертвах режима Милошевича. Чуть ли не через день в Сербии стали вскрываться массовые захоронения албанцев - то на территории военного гарнизона под Белградом, то в затопленной в Дунае барже.

На этой волне сербские власти приступили к процессу выдачи Слободана Милошевича Гаагскому трибуналу. И несмотря на то что конституционный суд Югославии приостановил процесс выдачи, сербские власти тайно отправили экс-президента Югославии в Гаагу.

До этого президент Коштуница активно выступал против выдачи своего предшественника международному трибуналу. Несколько месяцев назад, накануне ареста Милошевича, армия, подчиняющаяся Воиславу Коштунице, саботировала действия полицейского спецназа и чуть было не сорвала арест.

На сей раз президент Югославии ограничил свой протест невнятным заявлением, сообщив между прочим, что узнал об экстрадиции Милошевича лишь из теленовостей.

Как считают белградские эксперты, Коштуница «проспал» высылку Милошевича под влиянием последней встречи с российским президентом. Реакция российского МИДа на выдачу Милошевича международному трибуналу, которая носила осторожно-укоризненный характер, свидетельствует в пользу этой версии.

Особо стоит отметить, что после экстрадиции Милошевича последовала добровольная отставка югославского премьера Зорана Джинджича и заявление об отсоединении от Югославии Черногории, откуда Джинджич родом.

УКРАИНА

Вторым важным событием в зоне российско-американского соперничества стал визит Папы Римского на Украину.

Против этого визита, как известно, традиционно резко возражала Русская православная церковь, которая считает Украину своей канонической территорией. Из-за активного противодействия Московского патриархата визит понтифика на Украину неоднократно откладывался.

Обычно церковные протесты поддерживались и российскими властями, правда, не официально и не публично. В любом случае Киев не решался идти на открытый демарш и бросать столь явный вызов Москве.

На этот раз украинские власти почему-то откровенно проигнорировали протесты Московского патриархата и организовали пышный прием понтифику. Президент Леонид Кучма не стал при этом использовать свой излюбленный прием - болезнь и затворничество в крымской резиденции. Напротив, он старался быть как можно ближе к Иоанну Павлу II.

Подобная демонстрация независимости от Москвы в то время, когда позиции Леонида Кучмы внутри страны как никогда слабы, а официальный Киев не так давно взял курс на восток, вызывали бы недоумение, если бы не одно обстоятельство.

Официальные российские власти продемонстрировали полный нейтралитет по отношению к визиту Папы Римского на Украину и не поддержали протест Русской православной церкви.

ЧЕЧНЯ

Третье, наиболее важное, событие в зоне российско-американского соперничества - резкая активизация военных действий в Чечне.

Вначале последовала «операция по нейтрализации» одного из наиболее одиозных полевых командиров Арби Бараева в селе Алханкала. А затем - крупномасштабная операция против крупных сил боевиков на российско-грузинской границе.

Больше всего вопросов возникает в связи с первой операцией. Ни для кого в Чечне (и не только в Чечне. - «!») не было секретом, что Арби Бараев открыто проживает в родном селе. Более того, глава администрации Чечни Ахмад Кадыров не так давно публично объявил о своих подозрениях по поводу связи Бараева с ФСБ, так как, не будь ее, полевого командира давно бы взяли. Впрочем, Бараева так и не взяли.

Вместо спецоперации была проведена полномасштабная войсковая операция - с артподготовкой, в ходе которой было разрушено более двух десятков домов, а сам Бараев и его ближайшее окружение - убиты. Скорее всего, вместе с Бараевым погибло и некое количеством мирного населения.

Запад, обычно резко реагирующий на подобные операции российских войск в Чечне, на сей раз промолчал.

Через несколько дней началась широкомасштабная операция в горах на российско-грузинской границе. И снова тот же почерк - интенсивная артобработка лесного массива, в котором укрываются боевики, ракетно-минометные обстрелы с воздуха и земли. (Говорят, что операция проводится против отряда Хаттаба. Сам Хаттаб погиб. - «!»)

Обычно любое обострение ситуации вблизи грузинской границы вызывает моментальную тревогу Запада по поводу возможного «вторжения российских войск в Грузию» на плечах отступающих боевиков. Но на этот раз Запад ведет себя неприлично спокойно.

Складывается ощущение, что в Чечне спешно проводятся «точечные» операции с приказом «Пленных не брать!». И на Западе к этому относятся с пониманием. А может, соблюдают ранее оговоренный мораторий на критику действий России в Чечне.

В мировой практике такие операции в войнах против сепаратистов обычно предшествуют началу мирных переговоров под эгидой (или при посредничестве. - «!») «мирового сообщества». Их цель - максимально ослабить военные силы сепаратистов и физически устранить наиболее одиозные фигуры, с тем чтобы переговоры вести уже с более-менее умеренными лидерами сепаратистов.

Впрочем, процесс устранения одиозных фигур, похоже, распространяется не только на чеченских боевиков, но и на федеральные силы. В Москву отозван командующий Объединенной группировкой войск в Чечне Валерий Баранов. А в конце июня президент России неожиданно отправил в отставку генерала Валерия Манилова - одного из наиболее известных российских ястребов и ключевого игрока в команде начальника Генштаба Анатолия Квашнина.

P.S. Похоже, в Любляне российская коса действительно нашла-таки камень, об который теперь и затачивается.

Опрос

Чем окончится вооруженный конфликт ХАМАСа и Израиля?

Личный дневник автораВ связи с закономерной кончиной укро-бандеровского Фейсбука, автор переместился в Телеграм: https://t.me/ISTRINGER и ЖЖ . Теперь вы регулярно можете читать размышлизмы автора на его канале в Телеграм и ЖЖ До скорой встречи
Иероглиф

Stringer: главное

Юлия Навальная не справилась с ролью вдовы героя


Юлия Навальная не справилась с ролью вдовы героя. Вместо того чтобы лететь за Полярный круг разыскивать тело мужа, эта женщина вылезла на трибуну Мюнхенской конференции по безопасности и улыбаясь сделала заявление, что поднимет знамя мужа и возглавит...чт

 

mediametrics.ru

Новости в формате RSS

Реклама

 

© “STRINGER.Ru”. Любое использование материалов сайта допускается только с письменного согласия редакции сайта “STRINGER.Ru”. Контактный e-mail: elena.tokareva@gmail.com

Сайт разработан в компании ЭЛКОС (www.elcos-design.ru)

Рейтинг@Mail.ru