Главная страница

На ринге | все материалы раздела

Грех и соблазн не нуждаются в рекламе
19 Апреля 2006

Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл в беседе с нашим корреспондентом Андреем Архиповым говорит о том, о чем не принято говорить на нашем телевидении и в гостиных.

Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл

S. - Ваше высокопреосвященство, пресса России широко освещала работу Всемирного Русского Народного Собора, было много критических статей, особенно, по Вашему выступлению. Каковы главные итоги работы Собора?

- Несомненное достижение состоявшегося Собора состоит в том, что его участникам удалось сформулировать проблематику прав и свобод человека в категориях, доступных и близких абсолютному большинству населения России. Мы приняли ряд основополагающих документов, в том числе Декларацию и правах и достоинстве человека, возможно, тем самым мы открываем новую эпоху построения правового государства, в котором будет уважаться человеческое достоинство. Мы делимся со своим народом и со всем миром философскими выводами из трагического опыта нашей страны. Мы формулируем идею человеческих прав и свобод, исходя из нашей истории, но находясь в культурном и духовном пространстве европейской цивилизации.

Когда философ Кант говорит о нравственном императиве, которым должен руководствоваться человек, это не вызывает критических отзывов ни со стороны традиционалистов, ни со стороны либералов, но когда о том же сказал православный иерарх на Всемирном Русском Народном Соборе, это было воспринято как вызов либеральной мысли и идее политкорректности.

S.- Правозащитной деятельностью занимались у нас определённые группы людей, в основном, на иностранные средства, они выделяли очень узкий и своеобразный спектр прав и свобод, который следовало защищать. Долгие годы эти проблемы были в стороне от направлений деятельности Русской Православной Церкви. Почему Церковь решила заняться ранее не свойственной ей деятельностью?

- Так получилось, что правозащитная деятельность в нашей стране была монополизирована людьми, разделяющими совершенно определенный взгляд на мир, человека, общество, государство. Полагаю, что в какой-то мере неудачи этого движения связаны с тем, что широкие массы людей, общественность, воспринимали эту деятельность как не соответствующую их убеждениям и взглядам. Считаю, что такое дело, как защита человеческих прав, защита человеческого достоинства должны быть максимально приемлемы для абсолютного большинства людей; только тогда эта деятельность будет иметь перспективу. Если же она будет связана в сознании людей с политической позицией очень небольших, а иногда даже маргинальных групп, тогда она обречена на неуспех.

S.- Какие процессы в мире заставили Церковь возвысить голос в защиту прав человека в современной России?

- В последние годы развиваются такие тенденции в области прав человека, которые оцениваются верующими людьми, по меньшей мере, как двойственные. Все это переводит тему прав человека из чисто политической области в область, затрагивающую вопросы жизни и судьбы человека, а на церковном языке - спасения человека.

Мы становимся свидетелями того, как концепцией прав человека прикрываются ложь, неправда, оскорбление религиозных и национальных ценностей. Кроме того, в комплекс прав и свобод человека постепенно интегрируются идеи, противоречащие не только христианским, но и вообще традиционным моральным, представлениям о человеке. Последнее вызывает особое опасение, так как за правами человека стоит принудительная сила государства, которая может заставлять человека совершать грех, сочувствовать или попустительствовать греху по причине банального конформизма.

Такой подход начинает претендовать на единственно верное понимание прав человека. Согласно этой логике все другие традиции должны умолкнуть и подчиниться. Это не выдумки. Я не преувеличиваю диктаторский настрой сторонников подобного прочтения прав человека. Такой подход уже уверенно пробивает себе дорогу в современном международном законодательстве. Так, в 2005 году Парламентская Ассамблея Совета Европы приняла резолюцию «Женщины и религия в Европе», в которой говорится: «Свобода вероисповедания ограничена правами человека». Это утверждение ставит религиозную жизнь в подчиненное положение по отношению к правам человека. Так, если она не соответствует определенному пониманию свободы, то она должна быть изменена. Для верующего человека это звучит как призыв к ослушанию воли Божией ради человеческих представлений.

S.- Но, права человека, как нас уверяют, это универсальная норма. Правда, не ясно, в каком мире и где живет такой универсальный человек?

- Есть такое мнение, что права человека - это универсальная норма. Не может существовать православная, исламская, буддистская, русская или американская концепция прав человека. Это привносит относительность в понимание прав человека, а, следовательно, существенно ограничивает его функционирование в международной жизни. Так размышляют многие политики и общественные лидеры. Действительно, можно понять желание сохранить универсальный характер концепции прав и свобод, который бы не зависел от каких-либо переменных. Собственно, и православные люди не возражают против существования в современном мире некоторых универсальных правил поведения. Но эти правила должны быть по-настоящему универсальными. Возникает вопрос: являются ли таковыми претендующие на эту роль права человека в современном изложении?

Дело в том, что эта концепция родилась и развилась в западных странах с их особой исторической и культурной судьбой. Следует признать, что в этих странах она имела свои успехи, но показала и свои недостатки. Нередко именно повышенным уровнем индивидуализма объясняется демографический спад, асоциальное и безнравственное поведение - то есть все то, что сегодня представляет общественную проблему на Западе. Но означает ли это, что западные стандарты человеческого счастья подходят для всех стран и всех культур? Другие цивилизации тоже имеют свой положительный опыт общественной жизни. Почему они не имеют права сказать свое слово?

Вероятно, было бы неправильным устанавливать уголовную ответственность за азартные игры, эвтаназию, гомосексуализм, но и нельзя принимать их в качестве законодательной нормы, и что еще более важно, в качестве общественно одобряемой нормы.

Ведь что происходит, когда принимается закон, официально разрешающий подобные формы поведения? Они не остаются только уделом пользования небольших групп меньшинств, которые уже определили свой выбор. Эти законы становятся основанием для безудержной пропаганды таких форм поведения в обществе. А поскольку грех привлекателен, то он быстро заражает значительные слои общества. Тем более, если в эту пропаганду вкладываются большие деньги и используются передовые способы влияния на сознание человека.

Так выходит, например, с гомосексуализмом. Резолюция, принятая в январе этого года Европарламентом, предписывает вести воспитание в школах в духе приятия гомосексуализма и даже фиксирует день в году, посвященный борьбе с гомофобией. Что же получается? Общество не просто призывается к уважению жизни определенного меньшинства, но ему также навязывается пропаганда гомосексуализма как некоей нормы. В результате, эта пропаганда соблазняет тех, кто мог бы бороться с этим недугом и создать полноценные семьи.

S.- Но у других народов свои мировоззрения, они уже сделали свой, пусть и спорный выбор.

- Православные верующие готовы принять мировоззренческий выбор других народов. Но они не могут молчать, когда им навязываются чужие нормы, противоречащие основам православной веры. Думаю, что такого же мнения придерживаются мусульмане, буддисты, иудеи и представители других религий. Для того чтобы избежать конфликта в современном мире, необходимо интенсивно проводить работу по гармонизации различных мировоззренческих систем. Общие принципы жизни мирового сообщества должны вырабатываться совместно различными цивилизациями.

S.- Что важно предпринять для построения современного общества, в котором бы права человека гармонично сочетались с нравственностью? В чем состоит смысл правозащитной деятельности сегодня?

- Прежде всего, законодательство должно быть чутким к нравственным нормам, господствующим в обществе. Конечно же, государственный аппарат не должен сам определять, что хорошо, а что плохо, но в то же время в законодательстве должны быть отражены нравственные нормы, разделяемые большинством общества. Если общество считает, что разжигание страсти винопития и эксплуатация полового инстинкта в коммерческих целях неприемлемы, то должны появиться соответствующие нормы, запрещающие рекламу, проводимую в подобном духе.

Можно привести пример и из нашей жизни. Во многих городах сегодня как грибы после дождя выросли заведения для азартных игр. Конечно, никто никого не заставляет играть в этих заведениях. Но их реклама настолько навязчива, а страсть к азартным играм так легко возбудима, что мы сегодня сталкиваемся с настоящими семейными трагедиями. Отцы, матери, дети проигрывают свои небольшие деньги и оставляют семьи без гроша. Люди приходят в храмы и плачут, потому что разваливаются семьи. В результате, свобода азартного бизнеса, ничем разумно не ограниченная, разлагает общество.

Во-вторых, должен быть заполнен вакуум нравственного воспитания в нашем обществе. Свобода и права – это большое достижение человеческой цивилизации, но необходимо подготавливать граждан пользоваться этими правами с учетом нравственных норм. Опять же такой подготовкой должно заниматься государство в тесном сотрудничестве с общественными институтами нравственного воспитания, включая школу и, конечно, религиозные общины страны. Последнее означает, что государство должно озаботиться разработкой законодательных актов, регулирующих доступ религиозных организаций в общественные структуры образования, социального служения, здравоохранения, армии.

Очень плохо и греховно, когда попираются права наций и этнических групп на их религию, язык, культуру, ограничивается свобода вероисповедания и право верующих на свой образ жизни, совершаются преступления на религиозной и национальной почве. Наше нравственное чувство не может молчать, когда личность подвергается произволу чиновников и работодателей, когда солдат оказывается бесправным перед своими сослуживцами, ребенок и пожилой человек становятся объектами издевательств в социальных учреждениях.

Недопустимы и требуют отпора манипуляции сознанием со стороны деструктивных сект, вовлечение людей в преступность, работорговлю, проституцию, наркоманию, игроманию. Подобным явлениям надо противодействовать, потому что такие поступки удаляют человека от его достоинства. К борьбе с подобными пороками должно сегодня призываться наше общество, в эту борьбу должна включаться Церковь. С православной точки зрения в этом и состоит смысл правозащитной деятельности сегодня.

S.- Владыка, чтобы вы сказали о роли прессы в деле создания того морального климата в обществе, о котором говорили?

- Сегодня в деле гармонизации прав человека и нравственности очень важна позиция средств массовой информации. Они должны представлять положительные примеры использования свободы. Как человек будет нравственно использовать свою свободу, если телевидение демонстрирует ему в качестве успешного образа жизни потребление, насилие, разврат, азарт и другие пороки? В свое оправдание люди телевидения и вообще всех СМИ говорят, что такая продукция востребована и хорошо продается. Никто и не спорит, что порок легко продается, потому что он легко воспринимается человеком, склонным к греху. С древних времен такие действия назывались соблазном. А соблазнам надо противопоставить нравственность, духовность, веру и силу законов, охраняющих наши святыни.

Благодарю Вас, Владыка, за подробный рассказ.


Фото www.smolenskeparxi.ru

Поделиться:

Обсуждение статьи

Путник
Apr 4 2008 7:14PM

Правильно сказал "пенсионер". Тщеславие на табличках тех. Не будет уверован тот, кто сам в грехе. Никогда не будет светилом тот, кто позволяет называть себя "владыкой".

Вероника
Feb 16 2008 2:08PM

Ответ РОМАНУ

Уважаемый, Вы б не позорились невежеством, не демонстрировали его публике.

"Патриарх при Дмитрии Донском (забыл как его звали)" - Патриархов при Димитрии не было. Был митрополит Московский Алексий, крестник деда Димитрия Ивана Калиты, человек, фактически объединивший Московскую Русь в результате многолетней талантливой политической деятельности и причисленный позже к лику святых.

"тоже сотрудничал с врагами Руси - Золотой Ордой." - Он не сотрудничал, он вел грамотную политику на благо страны.

"И даже отлучил Дмитрия от церкви за его "неправильную политическую позицию". - Окститесь, любезный.

"Дмитрия Донского благословил на Куликовскую битву Сергий Радонежский." - если бы Алексий отлучил князя от церкви, Сергий не мог бы его благословить, потому что за такое нарушение религиозной субординации он бы тоже был отлучен. Алексий поддерживал Сергия, считая, и справедливо, что наличие в Московском княжестве собственного чудотворца - весьма весомый политический аргумент.

"Российская Лига Славян" Москва . Штаб- квартира.
Nov 11 2007 12:04PM

Большое Спасибо Владыка !!!

Очень-бы хотелось, что -бы как можно больше людей прочитали эту статью. А Вас как можно чаще показывали в средствах массовой информации.

Только вера в чистые идеалы, нравственность, честность

поможет России возрадиться из разврата ,в которую вверг нас этот режим.

С Уважением

Елена Германовна Николаева - Президент "Российской Лиги славян"

Катерина
Dec 19 2006 3:47PM

Я Один раз общалась с митрополитом Смоленским и Калининградским Кирилом.

Очень светлый, образованный и деятельный человек. Многим помог, много сделал для нашего храма Успения Богородицы. По моему единственный в РПЦ не мертвый душою человек. Помню его проповеди - здравый смысл и огромная любовь к людям без лишней церковной демагогии. Спасибо ему огромное за то что в такое трудное время он на своем месте старается делать все возможное для людей. Жаль что в РПЦ мало таких людей.

Взрослый
Nov 5 2006 2:48AM

Только Церковь наша тихо без шумихи и делает свое дело правое - именно ДУХОВНОЕ дело. Разве в платках дело? А посты - в любой вере есть. Никто не затягивает никого в церковь насильно. Никто и никого. Но вера и церковь, вечно гонимые христиане, ругаемые, и атеистами и иудеями и мусульманами... - сохраняют то, что другие так расточают. И в страшные годы и в беде личной - в храм идут, к Богу обращаются - за спасением.

Кому нужны яркие лозунги и лихие фразы - в любом сайте полно разного, на каждом углу найдете - точнее - они всех нас задолбали уже давно. Так, что тихая спокойная речь достойного человека - владыки Кирилла -уже и не воспринимается и скучна? Эх, господа-товарищи!

Грек
Aug 2 2006 2:36PM

Товарищи! Господа! РПЦ уже довольно долгое время исполняет исклучительно лубочную функцию при любой власти. В мире что-то не видать православных проповедников, несущих свет истины. Свет несут католики и всяческие секстанты. Наши же попы предпочитали и предпочитают лежать на печи и набивать брюхо. Да, не скрою есть и были величайшие пастыри и у нас ну Руси. Но их единицы. РПЦ способно только оболванивать мятущихся людей - все эти платки, посты и прочие вериги - инструменты рабства. Что все истинные католики блюдут все посты? Нет. И не ходят они в платках.

В общем и целом это безволие судя по всему расползлось по миру и похерило не толко нас но ив се христианство. Исламисты делают что хотят - а патриархи и папа молчат

Небых
May 8 2006 5:16PM

Вот ведь что интересно: вышел иерарх к элите и к простым людям, а говорит по-птичьему. Хоть одна ссылка на Св. Писание или Отцов в данном интервью есть? Зато есть Кант. К чему здесь Кант? Получается, что кантианская мораль теперь становится учением Церкви? Или я чего-то не понимаю... Читаю интервью и вижу, что обтекаемые декларации его просто-таки переполняют. Тепло-хладное оно какое-то, нет в нем живого слова. А отсылки к "духовному пространству европейской цивилизации" так и подмывают предложить мертвым самим хоронить своих мертвецов. Слова "работа по гармонизации различных мировоззренческих систем" из уст православного митрополита тоже вызывают неприятное представление о том, что не Слово воплощенное есть краеугольный камень мироздания, а мудрость века сего. И самое печальное, что, оказывается, государство, в первую очередь, ответственно за нравственный облик человека, оно теперь пастырь духовный. И в то же время там, где оно может покарать грех силою меча, "было бы неправильным устанавливать уголовную ответственность за азартные игры, эвтаназию, гомосексуализм". Все это как-то жалко и противно. Увы.

Пенсионер
Apr 21 2006 11:05PM

Был в Храме Христа Спасителя.

Впечатление двойственное. Мертвый Храм по сути, к сожалению. Восстановили егшо за откаты. Что на фресках в прихожей? Слова благодарности тем, кто помогал восстанавливать Храм. Ну не должно там этого быть по определению. Почему там таблички с названиями всяческих ООО с ограниченной ответственностью и прочих людишек, которые пожертвовали малую часть украденого у народа? Кому это нужно сейчас? Ну подал на пожертвование, держи при себе. Если этот выпячивается наружу к Прихожанам, это большой грех!!!

Роман
Apr 21 2006 2:25PM

В словах Митрополита, толерантность, политкорректность, общие слова.... Непонятно, почему собор назван Русским, а не росиянским.

Впрочем, Патриарх при Дмитрии Донском (забыл как его звали) тоже сотрудничал с врагами Руси - Золотой Ордой. И даже отлучил Дмитрия от церкви за его "неправильную политическую позицию". Дмитрия Донского благословил на Куликовскую битву Сергий Радонежский. И даже направил ему на поддержку (благословил) двух монахов из своей обители Пересвета и Ослабя (зело искушенных в ратном деле).

Я с церковью Сергия Радонежского. Я не с Алексием 2 и не с Митрополитом Кириллом.

разум возмущенный
Apr 21 2006 11:56AM

Наконец-то русская церковь хоть что-то произнесла в защиту русского народа. Теперь, когда вымирание стало уже практически необратимо, а ограбление еще продолжается, сделана жалкая попытка произвести хорошее впечатление. РПЦ упустила уникальный шанс стать защитником русского народа, обворованного, оболганного, униженного и всеми ненавидимого. Иерархи купаются в роскоши, целуются с властью, дарят друг другу награды, а народ бедствует и храмы стоят пустыми. Погибла Россия теперь окончательно.

Страницы: 1 | 2 |

Добавить сообщение




Личный дневник автора
Убитые курорты

Stringer: главное

Американские журналисты еще не поняли, что они у параши


Американские статусные журналисты направили Трампу открытое письмо. Они пытаются грозить Трампу пальчиком. Они не поняли, что социальные сети разрушили монополию журналистов на информацию. А Трамп это понял и воспользовался прямым диалогом с народом.

 

Опрос

Выйдет ли Путин из войны в Сирии?

Новости в формате RSS

Новотека

Загружается, подождите...

Реклама

Loading...

Еще «На ринге»

Новотека

Загружается, подождите...
 

© “STRINGER.Ru”. Любое использование материалов сайта допускается только с письменного согласия редакции сайта “STRINGER.Ru”. Контактный e-mail: elena.tokareva@gmail.com

Сайт разработан в компании ЭЛКОС (www.elcos-design.ru)