Pедакция не отвечает за содержание заимствованных материалов

Монитор | все материалы раздела

Как и за что казнят в Северной Корее
14 Мая 2015

Федор Тертицкий

Востоковед, живет в Сеуле

Южнокорейское агентство «Ёнхап» со ссылкой на источники в разведывательных службах сообщило вчера о казни министра Народных вооруженных сил КНДР Хён Ён Чхоля. По предварительным данным, глава военного ведомства был расстрелян 30 апреля из зенитных пушек на глазах у сотен свидетелей.

За что казнят в Северной Корее?

В отношении судебного делопроизводства в Северной Корее де-факто существует две сферы – уголовного и политического производства, которые отличаются друг от друга достаточно сильно. Уголовное судопроизводство происходит по общепринятой модели: обвиняемый предстает перед судом, а суд выносит приговор, руководствуясь Уголовным кодексом КНДР. К смерти обвиняемый может быть приговорен по обвинениям в терроризме (ст. 61), измене родине (ст. 63), вредительстве и диверсии (ст. 65), предательстве нации (ст. 68), контрабанде и торговле наркотиками (ст. 208) или умышленном убийстве (ст. 266).

В отношении политических дел все обстоит иначе: человека могут, например, просто сослать в лагерь по решению тайной полиции. В какой-то степени это напоминает сталинское Особое совещание, приговаривавшее людей во внесудебном порядке. В то же время о том, чтобы людей во внесудебном порядке приговаривали именно к смертной казни, ни мне, ни моим знакомым и коллегам, в том числе выходцам из КНДР, ничего не известно. Общее правило: к смерти осуждает только суд, хотя понятное дело, что когда речь идет о чистках среди важных чиновников, приговор предрешен и спускается сверху.

Как выглядит корейский суд?

Суд, как и все прочие сферы жизни в Северной Корее, в последнее время подвержен коррупции, так что за большую взятку судье вполне реально купить себе или близкому оправдательный приговор. Но это для уголовных дел, для политических – нет. Просто приезжает наряд политической полиции, его начальник зачитывает постановление о ссылке в лагерь – и все, заключенных сажают в грузовик и увозят. В последнем случае им даже не сообщают срок заключения.

Как много людей приговаривают к высшей мере наказания?

Если бы я знал. Северная Корея, понятное дело, статистики не публикует, а собрать ее невозможно. Мое личное ощущение – больше, чем в соседних странах, но не очень много, после смерти Ким Ир Сена смертный приговор – это сравнительная редкость, но, повторяю, это всего лишь ощущение.

Действительно ли осужденных на казнь сжигают из огнемета и расстреливают из пушки?

Мне лично о таких случаях неизвестно. Стандартный способ смертной казни в КНДР – расстрел. Осужденного привязывают к столбу или дереву, и расстрельная команда производит несколько выстрелов. Работа палача – занятие не из приятных, а ведь расстрелом дело не заканчивается – потом нужно отвязать труп человека, которого ты только что убил, упаковать в мешок и уложить в грузовик. Были случаи, когда люди бросали престижную работу в госбезопасности из-за того, что не могли это выдержать. Самое страшное, по словам служивших в северокорейской ГБ, – выдержать взгляд приговоренного за секунды до выстрела (зачастую глаза осужденным в КНДР не завязывают).

При Ким Ир Сене (фактически руководил государством в 1948–1994 годах) другим довольно популярным способом казни было повешение, причем палач должен был завязать узел сбоку на шее казнимого, а не сзади, что усугубляло мучения жертвы. Ким Чен Ир (Великий руководитель КНДР в 1994–2011 годах) после прихода к власти отменил некоторые особо варварские нововведения своего отца, и сейчас в КНДР почти не вешают – расстрел стал почти универсальным видом казни.

И насчет экзотических видов, с одной стороны, как я уже сказал, мне лично такие сведения не попадались, с другой – слухи о том, что кого-то, условно говоря, расстреляли из крупнокалиберного пулемета или другого необычного вида оружия, идут очень интенсивно и по самым разным каналам, так что, с довольно большой вероятностью, за ними могут стоять какие-то реальные факты. Но увы, точно тут сказать ничего нельзя.

Ким Чен Ын принимает участие в расстрелах?

Нет. В южнокорейских СМИ про это не было ни одного упоминания, а понятно, что даже если бы Ким просто постоял в сторонке во время одного из расстрелов, то это породило бы волну слухов, которые неизбежно просочились бы через границу.

Откуда появляется информация о казнях представителей северокорейской элиты?

В исключительных случаях – из самой северокорейской прессы. За последние десятилетия такой случай был один – казнь Чан Сон Тхэка, дяди Ким Чен Ына. О том, что «предатель за все времена» Чан был казнен, сообщила в декабре 2013 года главная газета КНДР «Нодон синмун».

Обычно же такая информация исходит от сетей информантов южнокорейских СМИ, специализирующихся на северокорейской тематике (в первую очередь DailyNK), или крупнейших южнокорейских газет (в первую очередь самой многотиражной из них – «Чосон ильбо»). Появляется сообщение на корейском, потом оно переводится на английский и расходится по миру.

В случае с Хён Ён Чхолем сообщение, однако, поступило от южнокорейской разведки, которая выступает с подобными сенсациями редко. Предыдущий раз был в 2013 году, когда разведчики сообщили о чистке Чан Сон Тхэка на несколько дней раньше самой «Нодон синмун». Поэтому вероятность того, что это сообщение – правда, довольно высокая.

Сообщали, что Хёна расстреляли из крупнокалиберного пулемета за то, что он «уснул на заседании», это правда?

В оригинальном сообщении южнокорейских СМИ со ссылкой на южнокорейских парламентариев – участников брифинга разведки речь действительно шла о зенитном пулемете. Что же до второго сообщения, то здесь иностранные журналисты сместили акценты. Южнокорейские СМИ сообщали о том, что то, что Хён Ён Чхоль вроде бы задремал во время Пятого слета инструкторов Корейской народной армии, было всего лишь одним из факторов в длинной череде событий, приведших к его казни. В такой формулировке это не звучит невероятно: в конце концов, Чан Сон Тхэк был вполне официально казнен и за то, что он неохотно поднялся со своего места и неискренне аплодировал Ким Чен Ыну на Третьей партконференции ТПК. Но, конечно, это не было ни главной, ни единственной причиной, такого никто не утверждал.

Министр Народных вооруженных сил КНДР, генерал армии Хён Ён Чхоль на IV Московской конференции по международной безопасности

Почему количество казней увеличилось?

Потому что в 2011 году умер Ким Чен Ир, а его сын Ким Чен Ын придерживается, скажем так, другого стиля руководства по отношению к высшему чиновничеству и генералитету.

Какие случаи были наиболее резонансными?

Прежде всего это, конечно, упомянутая выше казнь дяди Ким Чен Ына. Кроме того, можно вспомнить процесс над бывшим главой Компартии Кореи Пак Хон Ёном в 1955 году – его казнили по обвинению в шпионаже в пользу США и Японии, процесс шел полностью по сталинским образцам. Из более современных событий: в 2010 году был казнен Пак Нам Ги, бывший начальник департамента финансов и планирования ТПК.

К «сенсационным» сообщениям из Северной Корее вообще стоит относиться осторожно. Например, в августе 2013 года СМИ писали о том, что была казнена «бывшая любовница лидера страны Ким Чен Ына певица Хён Сон Воль». В действительности Хён жива и здорова, при этом никаких подтверждений тому, что у нее был роман с Кимом-младшим, не было.

Знают ли что-то о казнях простые северокорейцы?

О смертной казни вообще знают, конечно, поскольку северокорейские власти любят устраивать публичные расстрелы, на которые сгоняется местное население, включая школьников.

О смертной казни больших начальников, если о ней не объявлено публично, знают те, кто слушает, на свой страх и риск, южнокорейское радио. Плюс о некоторых казнях власти спускают информацию по закрытым каналам – например, для высокопоставленных сотрудников госбезопасности или партийных чиновников. По таким каналам в 1997 году было сообщено о казни секретаря ЦК ТПК по сельскому хозяйству Со Кван Хи.

Пытаются ли международные правозащитные организации хоть как-то повлиять на процесс?

Конечно, пытаются, только толку от этого примерно столько же, сколько от попытки остановить движение тяжелого танка, постучав по гусенице мухобойкой. Понятное дело, что для северокорейского начальства само понятие прав и свобод человека – не более чем пустой звук.

Есть ли этому конец?

Северная Корея – это диктатура, и поэтому все решения такого рода принимает один человек – Ким Чен Ын. Конечно, если завтра он вдруг решит отменить смертную казнь, то так и будет. Однако никакой мотивации к этому у него нет, а в отношении к высшему начальству молодой Ким в разы более радикален, чем его отец и даже дед. Чисток такой степени интенсивности, которые продолжаются с момента прихода Ким Чен Ына к власти, не было в северокорейской истории по меньшей мере с конца 1950-х годов, а возможно, и никогда. Поэтому сообщение о казни Хён Ён Чхоля будет почти наверняка далеко не последним сообщением такого рода.

Источник: Slon.ru

Обсуждение статьи

Страницы: 1 |

Уважаемые участники форума! В связи с засильем СПАМа на страницах форума мы вынуждены ввести премодерацию, то есть ваши сообщения не появятся на сайте, пока модератор не проверит их.

Это не значит, что на сайте вводится новый уровень цензуры - он остается таким же каким и был всегда. Это значит лишь, что нас утомили СПАМеры, а другого надежного способа борьбы с ними, к сожалению, нет. Надеемся, что эти неудобства будут временными и вы отнесетесь к ним с пониманием.

Добавить сообщение




Опрос

Чем окончится вооруженный конфликт ХАМАСа и Израиля?

Личный дневник автораВ связи с закономерной кончиной укро-бандеровского Фейсбука, автор переместился в Телеграм: https://t.me/ISTRINGER и ЖЖ . Теперь вы регулярно можете читать размышлизмы автора на его канале в Телеграм и ЖЖ До скорой встречи
Иероглиф

Stringer: главное

Юлия Навальная не справилась с ролью вдовы героя


Юлия Навальная не справилась с ролью вдовы героя. Вместо того чтобы лететь за Полярный круг разыскивать тело мужа, эта женщина вылезла на трибуну Мюнхенской конференции по безопасности и улыбаясь сделала заявление, что поднимет знамя мужа и возглавит...чт

 

mediametrics.ru

Новости в формате RSS

Реклама

 

© “STRINGER.Ru”. Любое использование материалов сайта допускается только с письменного согласия редакции сайта “STRINGER.Ru”. Контактный e-mail: elena.tokareva@gmail.com

Сайт разработан в компании ЭЛКОС (www.elcos-design.ru)

Рейтинг@Mail.ru