Pедакция не отвечает за содержание заимствованных материалов

Храбрый портняжка
1 Июня 2000

ЦЕЛЬ НАЙДЕНА

Олигархи могут расслабиться. Их отодвинули в конец очереди. Первыми на эшафот должны взойти губернаторы. Так решил Путин. Или - его советники, что, впрочем, уже неважно. Механизм запущен. А к чему он приведет - к развалу России или ее объединению, - однозначно сказать невозможно. Скорее, к первому, чем ко второму.

13 мая 2000 года Владимир Путин громогласно заявил: ату, держи губернаторов! В этот день ВВП подписал указ о создании института президентских «сатрапов». Отныне Россия будет разделена на семь федеральных округов со столицами в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Новороссийске и Хабаровске. Управлять округами будут уполномоченные представители президента с правом «реализации конституционных полномочий главы государства».

По замыслу президента, «сатрапы» должны обладать всей полнотой власти во вверенных им округах. В дальнейшие планы входит создание на базе внутренних войск национальной гвардии и подчинение ее наместникам. Следующим шагом станет переподчинение президентским представителям всех территориальных подразделений силовых министерств.

Иными словами, Путин создает альтернативную, не прописанную в Конституции систему власти в стране. Этого, собственно, и следовало ожидать.

После прошедших выборов круг претендентов на совместное с президентом управление страной определился. Это региональные бароны, под знаком могущества которых прошли выборы в Думу. И олигархи, чья заслуга в выборах президентских неоспорима.

Российская политическая традиция гласит: всякий посягнувший хотя бы на часть власти должен быть моментально «отстрелян». Весь вопрос заключался только в том, с кого этот «отстрел» начнется? Путин справедливо рассудил, что все неприятности надо переживать по мере их поступления. Первыми были выборы в Думу, значит, и начинать надо с губернаторов. Олигархи подождут.

Скорее всего, именно олигархи и подтолкнули Путина на войну с губернаторами. Во-первых, этим шагом они отвели на время угрозу от себя. А, во-вторых, крупная рыба, как известно, ловится только в мутной воде.

Последнее время Борис Абрамович Березовский, к примеру, усиленно пропагандирует южнокорейскую модель экономики. Модель эта подразумевает существование 10-15 супермонополий, плотно повязанных с властью. Супермонополии должны сформироваться по отраслевому принципу: газ, нефть, электричество, алюминий, черная металлургия и так далее.

Схема явно списана с «Газпрома» и РАО «ЕЭС России». Ее смысл в том, что монополии должны вытащить экономику России на мировой уровень, а власть - обеспечить им политическое прикрытие от жадных региональных лидеров. Как в случае с ОРТ - контрольный пакет акций принадлежит государству, а командует на канале Березовский.

А теперь сопоставьте эту схему с заявлениями министра антимонопольной политики России Южанова по поводу создания суперхолдинга «Русский алюминий». Основной тезис: монополизация полезна, так как помогает бороться с экспансией западных компаний, а значит работает на благо страны.

ГУБЕРНАТОРСКАЯ СТАЯ

Покидая досрочно Кремль, Ельцин передал Путину не только скипетр, но и проблемы, накопившиеся за годы безвластия. Главная из них - политическая и экономическая сегментация России.

Пока Ельцин играл в любимые противовесы и сдержки, губернаторы последовательно и целеустремленно выстраивали замкнутые системы функционирования. Одно время в процесс этот пытались вмешаться олигархи, сделав ядром региональных объединений свои финансово-промышленные империи. Планы сорвал дефолт. Олигархи вынуждены были ограничить свои игры кремлевской площадкой, а губернаторы тем временем завершили строительство.

К прошлогодним выборам в Думу Россия де-факто превратилась в конфедерацию. Президентская власть еще кое-как управлялась с депутатами, а с всесилием региональных баронов сделать ничего не могла. Первый же конфликт с Советом Федерации вокруг отставки Юрия Скуратова привел к громкому публичному поражению президента.

В отличие от федерального центра, на местах все было схвачено. Причем схвачено системно. Местные руководители МВД, ФСБ и воинских частей за время кремлевских разборок переориентировались на губернаторов. Каждый из них получил свой кусок собственности и денег. Далекая Москва воспринималась как источник склок и разборок, от которого надо держаться подальше.

Фактически власть Ельцина ограничивалась кремлевской стеной, за которой правил самый всесильный региональный барон - Юрий Лужков. Исполнительная и законодательная власть на местах полностью принадлежала губернаторам. Федеральная законодательная - в значительной степени ими контролировалась. А в случае победы ОВР на парламентских выборах Госдума переходила под контроль самой активной части губернаторского корпуса.

Собственно, Ельцин сам создал себе проблемы. Порочный принцип формирования Совета Федерации губернаторами и главами местных законодательных собраний позволил регионалам встречаться на постоянной основе. Лучшей почвы для возникновения фронды слабеющему президенту просто придумать нельзя. Если бы не было СФ, то любая встреча Аушева, к примеру, с Шаймиевым выглядела бы как заговор против федерального центра. Благодаря Совету Федерации регионалы получили возможность строить заговоры на абсолютно легальной основе.

Зажатый с одной стороны олигархами, а с другой - губернаторами, Ельцин попытался вырваться из тесных тисков. Интуитивно он нашел верный выход (помните нашествие генералов на кремлевскую администрацию, включая Бордюжу?). Не хватало малости - верного Коржакова. Поэтому Ельцин сдался на милость олигархов и сосредоточился на борьбе с единым фронтом губернаторов. Тем более, что таких оплеух, которые он «заслужил» от сенаторов в истории со Скуратовым, Б.Н. никогда не получал.

Поначалу президент давил и уговаривал. На одной из встреч с главами ключевых регионов перед очередным голосованием по Скуратову он даже попытался пустить в ход испытанное оружие - связать суверенитет с гастрономическими потребностями губернаторов. Не помогло. Сбившись в стаю, регионалы уже чувствовали кровь федерального Центра у себя на языках и отступать не собирались.

Выручил Ельцина и окружавшую его плотным кольцом «семью», как это ни странно, Юрий Михайлович Лужков. Вернее - высокомерие и жадность Лужкова.

ИДЕТ ОХОТА НА ВОЛКОВ

Региональный заговор прекратил свое существование в момент создания ОВР. В новый избирательный блок были отобраны только элитные представители стаи. Создав блок из глав регионов-доноров, Лужков и иже с ним показали остальным губернаторам, что их не допустят к будущему дележу тучного федерального бычка. На этом и сыграла «семья».

Памятуя о старой истине, что политика кнута хороша только там, где объелись пряников, Кремль стал собирать под знамена «Единства» всех «обиженных» губернаторов. А Лужкову с Шаймиевым выделили хороший кнут в виде телезвезды - г-на Доренко. В итоге ОВР проиграл битву за Думу и, как следствие, президентские выборы. А Путин развернул широкомасштабное наступление на региональных баронов.

Впервые идея укрупнения российских регионов и назначения губернаторов указами президента прозвучала 17 февраля из уст главы Кемеровской области Амана Тулеева. Накануне Минтранс продлил действие льготных тарифов на экспортные поставки угля из Кузбасса. Одновременно МПС подняло на 60 процентов закупочные цены на рельсы (Кемерово является монополистом в этой области производства).

Следующими отличились губернаторы Новгорода (Михаил Прусак), Белгорода (Евгений Савченко) и Кургана (Олег Богомолов). 24 февраля они выдвинули на суд общественности программу реформирования власти. Цимес программы состоял из четырех пунктов: отмена выборности губернаторов, продление срока президентских полномочий до семи лет, закон о Конституционном собрании вместо всенародного референдума и деприватизация ТЭКа.

Собственно, этими четырьмя пунктами, видимо, и ограничиваются планы Путина по реформированию и инвентаризации страны. Все пункты были обкатаны в прессе, а первый уже начал реализовываться.

ЗАКОН ДЖУНГЛЕЙ

28-го марта председатель Центрального банка России Виктор Геращенко выступил с программой реструктуризации региональных управлений ЦБ. Программа направлена, прежде всего, на ограничение финансового суверенитета региональных баронов. К этому моменту губернаторы почувствовали что-то неладное и попытались защитить свою вольницу.

29 марта Совет Федерации внес в Думу законопроект об отмене ограничения в два срока для поста губернатора. Но контролируемая Кремлем Дума отказала регионалам во взаимности. 13 мая Путин своим указом ввел институт наместников с президентскими полномочиями. А 17-го заявил, что вносит в ГД новые проекты законов: об изгнании губернаторов из Совета Федерации и о праве президента отстранять их от должности.

Казалось бы, блицкриг. Губернаторы деморализованы, их ряды разрознены, враг бежит. Однако впереди долгая и нелегкая борьба. Волки, как известно, сбиваются в стаи не только для охоты на крупную дичь, но и перед лицом смертельной угрозы. Путин предлагает губернаторам не просто поделиться частью, он требует у них все. Лужков, Шаймиев и Аушев уже высказались резко против законопроектов президента. В случае если к ним примкнут остальные губернаторы, Кремлю одними указами не отделаться. Не стоит забывать, что, несмотря на видимость победы пропрезидентских сил на парламентских выборах, Дума все-таки в большей степени контролируется губернаторами. То есть Советом Федерации.

Губернаторы, вошедшие в «Единство», встали на сторону Путина только перед лицом угрозы со стороны ОВР. Сегодня они точно так же могут перед лицом угрозы со стороны Кремля вновь объединиться с «ОВРагом». Если объединение состоится, то угроза развала России приобретет вполне зримые очертания. У Путина останется один-единственный козырь - армия. Но наведение порядка с помощью военных не снимет с повестки дня угрозы развала. Максимум - растянет во времени.

Понятно, что Путину в этой борьбе нужны союзники. А значит, он попытается привлечь на свою сторону олигархов, отложив расправу над ними на будущее. «Наезд» на Гусинского не считается. Его бьют не за то, что он выступал против Путина, а за то, что он поддержал (и продолжает поддерживать) партию региональных баронов.

Первыми признаками сговора Путина с олигархами стал новый состав кабинета министров. Новым он является только де-юре, а фактически правительство сохранило свой прежний состав, утверждаемый в свое время Романом Абрамовичем и Александром Волошиным. Но этим олигархов можно заставить лишь соблюдать нейтралитет в борьбе президента с регионалами.

Пока в Кремле длилось время безвластия, олигархи занимались тем, что договаривались с губернаторами. Сегодня союз олигархов с местной властью гораздо более прочен, чем их договоренности с Путиным. По крайней мере, он имеет под собой вполне материальную основу. Чтобы заставить олигархов выступить на стороне Кремля, ВВП должен предложить им кусок намного жирнее, чем они сегодня имеют в регионах.

Этот кусок, несомненно, уже предложен. Теперь все зависит от того, как быстро сумеет Путин разобраться с региональными баронами. Если война затянется, то осенью нас ожидает очередной глобальный передел собственности. А если Путин сумеет управиться до осени, то - деприватизация топливно-энергетического комплекса. Вопрос в следующем: захочет ли Путин делиться властью с олигархами? В любом случае олигархам выгодно, чтобы война Кремля с губернаторами длилась как можно дольше. Чем сильнее Путин завязнет в «разборках» с губернаторами, тем больше шансов, что он потонет в этой рутине и без олигархов уже не выплывет.

Кстати, свежеутвержденный Генеральный прокурор России Владимир Устинов уже заявил, что при каждом президентском «сатрапе» будут созданы подразделения генпрокуратуры, под надзор которых отойдут областные и республиканские правоохранительные органы.

Сергей Кузнецов, Леонид Крутаков

Опрос

Чем окончится вооруженный конфликт ХАМАСа и Израиля?

Личный дневник автораВ связи с закономерной кончиной укро-бандеровского Фейсбука, автор переместился в Телеграм: https://t.me/ISTRINGER и ЖЖ . Теперь вы регулярно можете читать размышлизмы автора на его канале в Телеграм и ЖЖ До скорой встречи
Иероглиф

Stringer: главное

Юлия Навальная не справилась с ролью вдовы героя


Юлия Навальная не справилась с ролью вдовы героя. Вместо того чтобы лететь за Полярный круг разыскивать тело мужа, эта женщина вылезла на трибуну Мюнхенской конференции по безопасности и улыбаясь сделала заявление, что поднимет знамя мужа и возглавит...чт

 

mediametrics.ru

Новости в формате RSS

Реклама

 

© “STRINGER.Ru”. Любое использование материалов сайта допускается только с письменного согласия редакции сайта “STRINGER.Ru”. Контактный e-mail: elena.tokareva@gmail.com

Сайт разработан в компании ЭЛКОС (www.elcos-design.ru)

Рейтинг@Mail.ru