Pедакция не отвечает за содержание заимствованных материалов

Деревянный меч министра Южанова (Часть II)
19 Июня 2002

Мастер конфузий

Пока деятельность МАП сопровождалась одними конфузами и взрывами саркастического хохота. Притчей во языцех стала история о том, как Илья Южанов признал концентрацию 85% алюминиевой промышленности в руках Дерипаски вовсе не монополизмом, а Махмудова, который попытался сконцентрировать 35% черной металлургии, объявил злейшим губителем конкуренции. А неуклюжая попытка Южанова заставить правительство Москвы хранить бюджет не только в «Банке Москвы», но и в Сбербанке? Газеты тогда издевательски писали о том, что по МАПу скоро обвинений в монополизме не избежит любой, кто хранит деньги в своем кошельке, не желая отдавать их соседу.

Как заявляет Юрий Медведев, заместитель главы думского комитета по экономической политике, МАП проигрывает почти треть судебных исков к монополистам. Оно совсем не применяет и санкций по поводу монопольно высоких цен, хотя проблема - налицо. А уж о беспределе, который творят губернаторы, которые на каждом шагу запрещают доступ чужих товаров на свои территории, мы уже не говорим.

Апрельские слушания в Государственной Думе выявили довольно неприглядную картину. Монополизм распространяется уже на те сферы, на которые ни МАП, ни кабинет даже не обращают внимания. Например, Сергей Глазьев указал на то, что выпуск депозитарных расписок российских предприятий подмял под себя «Бэнк оф Нью-Йорк». В случае с РАО «ЕЭС» вообще был пример недобросовестной конкуренции: банк договорился с менеджментом компании о том, что будет голосовать своими расписками на акционерных собраниях только так, как нужно команде Чубайса. А вопиющий случай, когда городские телефонные компании вводят повременную оплату телефонов, ни у кого не спросясь? А полный швах с поддержкой малого и среднего предпринимательства, которое и должно создавать конкурентную среду?

Ни черта у нас нет для защиты от пиратского монополизма, который расцвел в России. Мошенники регистрируют на себя чужие торговые марки, авторские разработки, затем пытаясь обобрать производителей и творцов.

Чтобы не трогали

Поразительно, но при работе над новым вариантом закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности...» МАП всячески отбивался от попыток ряда депутатов сделать это министерство особо полномочным, подчиненным не премьеру, а президенту. То есть поднять его до уровня Счетной палаты, Центробанка или Федеральной энергокомиссии.

Илья Южанов отказался от этого статуса наотрез. Зачем он ему? Пока он сидит незаметным министром, его никто не трогает. Можно иногда нападать на тех, на кого надо и кто не может дать сдачи. Можно в удобные моменты выходить и одобрять очередные гениальные шаги главы «старопитерских», незабвенного Анатолия Борисовича. В ходе работы над законопроектом МАП принижал свой статус елико возможно. Потому что если статус повысить, то на место Южанова найдется много сильных претендентов. Так что лучше не высовываться. Того же мнения, судя по всему, держатся и его друзья-питерцы.

Об этом законопроекте можно говорить очень много. Антимонопольная политика в нынешнем мире превращается в очень сложную и противоречивую вещь. Идет глобализация, западные компании все больше становятся мощными наднациональными гигантами и монополистами с огромными финансовыми возможностями. Монополизм на Западе усиливается. Примеры? Авиастроение, космическая отрасль, биотехнология, производство программного обеспечения (один «Майкрософт» чего стоит!), фармация и т.д. Прежде всего монополии усиливаются в самых передовых и наукоемких отраслях. С открытием рынка России по требованиям ВТО эти богатые и сильные гиганты придут к нам, сметая с дороги слабые российские компании. Если же власти РФ примутся эти компании еще и дробить в духе начала ХХ века, то только ускорят покорение страны крупным иностранным капиталом. Ведь никакой МАП РФ не может заставить наднациональную сверхкорпорацию не вести намеренную политику разорения русских производителей демпингом, например. А демонополизация, скажем, авиационной, машиностроительной или металлургической промышленности РФ может привести лишь к вышибанию нашей страны с рынков стран Азии более сильными конкурентами.

Поэтому вырисовывается необходимость совершенно новой антимонопольной политики: нужно поощрять создание в России сильных, интегрированных компаний, способных драться за свои куски мирового рынка и противостоять натиску иностранных конкурентов на наш внутренний рынок. Пусть вне России наши монополии ведут себя, как самые свирепые бойцы. Но вот внутри страны государство Российское должно эти структуры приручать и держать в ошейниках, не давая беспредельничать. При всем этом нужно тесно связать такую политику с продуманным комплексом мер по внешнеэкономической, таможенной и даже политической защите наших производителей от недобросовестной конкуренции со стороны западных гигантов, с механизмом антидемпинговых расследований, валютным контролем, системой регулирования фондового рынка и даже с финансовой разведкой. Вы не ослышались: потому что придется защищаться от попыток иностранных монополий скупить в России конкурирующие производства и лаборатории, чтобы их потом просто закрыть. И при всем этом государство должно четко отделять полезный для нашей внешней экспансии процесс укрупнения авиапрома от монополистического сговора торговцев водкой где-нибудь на Камчатке, который вреден и который нужно беспощадно пресекать.

И для всего этого нужен мощнейший государственный институт, а может - даже их тесно связанная сеть, а никак не министерство-замухрышка с нищими сотрудниками. Здесь действительно нужно нечто, сравнимое по мощи и разветвленности с Центробанком. Но чтобы разобраться, с какой монополией бороться, а какую - оставить на благо Отечества, надо быть семи пядей во лбу. А в России наметился некоторый дефицит на государственных деятелей. На важные должности ставят все больше доморощенных философов, вроде милейшего Ильи Южанова.

Но если мы заглянем в ходящий по Госдуме «маповский» законопроект, то увидим, что он слаб, непродуман и противоречив. Повышение своего статуса МАП боится как огня. Он всячески открещивается от интеграции функций: фондовый рынок - это не мое дело, внешнеэкономические вопросы - тоже. Электроэнергетика и газ? Пусть ими Федеральная энергокомиссия занимается. Отменяется 21-я статья старого закона, которая обязывала МАП собирать сведения с предприятий об их аффилированных и дочерних фирмах, хотя именно через эти сети идет ненужная монополизация нашей экономики. Если раньше монополистом считался тот, кто контролирует больше 35 процентов того или иного рынка, то теперь МАП вообще намерен отказаться от этой планки. Намерения благие: надо, мол, не мешать укрупнению ради защиты от наступления иностранных фирм-исполинов на российский рынок в условиях глобализации и «ВТО-изации». Но ведь это не отменяет самой необходимости контроля за своим «крупняком»! А тут он просто исчезает. И открывается возможность для тех, кто намерен не за внешние рынки бороться, а внутри России беспредельничать. Более того, МАП вводит в закон норму, по которой производителям разрешается вступать между собой в соглашения, ограничивать конкуренцию и делить рынок (то есть сговариваться), если «участники сделок докажут, что положительный эффект от их действий, в том числе и в социально-экономической сфере, превысит негативные последствия для рассматриваемого товарного рынка и (или) примут на себя обязательство исполнить требования антимонопольного органа, направленные на обеспечение конкуренции» (статья 18).

А кто будет взвешивать последствия? Да все те же чиновники МАП, министерства свободы монополий. Оно вообще хочет здорово облегчить и подсластить свою жизнь. Например, осуществлять контроль за слиянием коммерческих структур, если сумма их активов по последнему балансу превышает 100 тысяч «мротов» - минимальных размеров оплаты труда (статья 18). Какое поле для работы при нынешнем мизере «мрота»! МАП виртуозно обходит внятное объяснение насчет того, что есть «монопольно высокая цена», не смог разработать четкие антимонопольные правила при поведении конкурсов на государственные заказы.

И при всем этом за скобками остаются давным-давно применяемые в мире приемы борьбы с плохим монополизмом. Скажем, повышенное налогообложение монополистов на немецкий манер, благодаря чему германские воротилы бизнеса стали сами растить себе конкурентов, лишь бы облегчить податное бремя. Или система явки с повинной одного из участников ценового сговора, за что ему полагается налоговое вознаграждение. Эти примеры приводит доктор экономических наук, сотрудник Института экономики РАН Вячеслав Павлов. Наверное, все это в МАПе сочли нерыночным подходом.

Теперь вы представляете себе цену той «антимонопольной политики», которую поведет ведомство г-на Южанова? Ходят упорные слухи о том, что его истинное предназначение состоит в прикрытии реформы электроэнергетики «по Чубайсу». А остальное - так, бутафория. Деревянный меч против монопольных зверей с железными шкурами.

А самое главное - в стране развитого сицилизма и клановой экономики можно принять любой закон. Вот только как его выполнять? Государство-то у нас кастрированное, урезанное.

Профессор Р.Гринберг настроен в этом смысле весьма скептически. Чтобы вести хоть какую-то внятную политику, нужно сперва возродить государство, способное не только управлять одними «пряниками», но и кнут в ход пускать - принуждать к исполнению законов. Но пока все идет прежним «гайдаро-чубайсовским» курсом. На укрепление «сицилистического» монополизма. Цены растут, издержки производства тоже - и вот уже перед Кремлем замаячил призрак нового экономического застоя. И вот на борьбу с монополизмом выходит Илья Южанов. Слабый человек во главе самого слабого министерства.

Юрий НЕРСЕСОВ,

Владимир КУЧЕРЕНКО

Опрос

Чем окончится вооруженный конфликт ХАМАСа и Израиля?

Личный дневник автораВ связи с закономерной кончиной укро-бандеровского Фейсбука, автор переместился в Телеграм: https://t.me/ISTRINGER и ЖЖ . Теперь вы регулярно можете читать размышлизмы автора на его канале в Телеграм и ЖЖ До скорой встречи
Иероглиф

Stringer: главное

Юлия Навальная не справилась с ролью вдовы героя


Юлия Навальная не справилась с ролью вдовы героя. Вместо того чтобы лететь за Полярный круг разыскивать тело мужа, эта женщина вылезла на трибуну Мюнхенской конференции по безопасности и улыбаясь сделала заявление, что поднимет знамя мужа и возглавит...чт

 

mediametrics.ru

Новости в формате RSS

Реклама

 

© “STRINGER.Ru”. Любое использование материалов сайта допускается только с письменного согласия редакции сайта “STRINGER.Ru”. Контактный e-mail: elena.tokareva@gmail.com

Сайт разработан в компании ЭЛКОС (www.elcos-design.ru)

Рейтинг@Mail.ru