Pедакция не отвечает за содержание заимствованных материалов

ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ. Часть I
10 Марта 2001

Будет ли Владимир Путин возрождать СССР? Вопрос, который еще недавно был риторическим, сегодня становится актуальным. Во всяком случае, политика Москвы в ближнем зарубежье в последнее время приняла вполне осмысленный и целенаправленный характер. Характер, нацеленный если не на возрождение на постсоветском пространстве единого государства, то как минимум возвращение этого пространства в орбиту влияния Москвы. Координируется и осуществляется эта политика не МИДом, а совсем другими ведомствами.

Ближайшая цель - нейтрализация потенциально антироссийского блока ГУУАМ (Грузия, Узбекистан, Украина, Азербайджан и Молдавия) почти достигнута.

НА ПОДХОДЕ К ЯЛТЕ

6-7 марта в Ялте должна была произойти историческая встреча. По масштабам и составу участников она, конечно, уступала бы исторической встрече 40-х годов. Однако ее последствия для мира были бы не меньшими, чем итоги встречи Иосифа Сталина, Уинстона Черчилля и Франклина Рузвельта.

В курортный крымский город должны были съехаться пять президентов: Эдуард Шеварднадзе, Леонид Кучма, Ислам Каримов, Гейдар Алиев и Петр Лучинский. На встрече должна была произойти формализация новой международной организации под названием ГУУАМ.

Неформальная группа ряда стран СНГ, получившая название ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан и Молдавия), возникла в 1997 году, в ходе очередного саммита глав Содружества. В 1999 году к ней присоединился Узбекистан, и блок стал называться ГУУАМ.

Первоначально цель участников блока заключалась в координации своих позиций на «содружественных» встречах. У этой группы стран было несколько совпадающих позиций.

Во-первых, почти все они столкнулись с проблемой сепаратизма (Абхазия и Южная Осетия - в Грузии, Карабах в Азербайджане, Приднестровье - в Молдавии и не столь явно выраженная сепаратистская тенденция в Крыму).

Во-вторых, у них выявились и общие экономические интересы. Азербайджан нуждался в независимом от России маршруте вывоза на мировой рынок своих энергоносителей, а его партнеры - в ослаблении энергетической зависимости от России.

Сложение этих экономических интересов привело к появлению проекта строительства транспортного коридора, который связал бы Каспийский регион в обход России через Азербайджан, Грузию, Украину и Молдавию с Европой.

Таким образом, уже на первоначальном этапе ГУУАМ получил две составляющие, необходимые для появления полноценной, а не аморфной международной организации: экономическую основу (коммуникационный проект) и идеологию (борьба за территориальную целостность). При этом антироссийский мотив присутствовал в обеих составляющих изначально. Экономическая часть проекта ГУУАМ откровенно направлена против российских интересов, а идеологическая - косвенно. К 1997 году было уже очевидно, что сепаратистов в странах ГУУАМ поддерживает - явно или скрытно - Россия.

Превращение группы в реальную международную организацию, которая серьезно ограничит роль России на постсоветском пространстве, было делом времени. За спиной блока все отчетливее проглядывалась тень Запада - США и НАТО.

Страны ГУУАМ активнее всех в Содружестве сотрудничали с Североатлантическим альянсом в рамках программы «Партнерство во имя мира». Отправляли своих офицеров на обучение в натовские страны. Переводили армии на натовские стандарты. Старались выдавить со своей территории оставшиеся российские войска (Черноморский флот - в Крыму, 14-ю армию - в Приднестровье, базы - в Грузии, Габалинскую РЛС - в Азербайджане).

В рамках проекта транспортировки каспийских энергоносителей на Запад живо обсуждалась идея создания собственных «гууамовских» миротворческих сил. Вначале - для обеспечения безопасности на маршруте будущих энергетических коммуникаций, а затем - для замены российских войск в «горячих точках» на территории этого блока.

Кстати, именно страны ГУУАМ стали единственными (кроме России, разумеется) государствами СНГ, которые отправили свои воинские контингенты в составе миротворческих (а точнее, натовских) сил в Косово. Сделано это было с дальним прицелом. Во-первых, набраться опыта. А во-вторых, создать прецедент, чтобы в дальнейшем, когда (и если) будет обсуждаться вопрос замены российских войск, скажем, в Абхазии, на гууамовский контингент, у них был серьезный аргумент в лице подразделений, прошедших Косово.

Вся эта работа велась на фоне постепенно распадающегося СНГ, которое при позднем Борисе Ельцине фактически превратилось в клуб президентов бывших братских республик, которые на ежегодных встречах решали преимущественно двусторонние проблемы.

После присоединения к ГУУАМу Узбекистана ожидалось подключение к этой организации Туркмении (с ее газом) и Казахстана (с его богатыми нефтяными месторождениями). И тогда можно было говорить о конце эпохи доминирования России в Евразии и появлении здесь нового центра силы.

ТИХЭНЬКО-ТИХЭНЬКО

Тем не менее, до недавнего времени работа по превращению ГУУАМ в полноценную организацию велась с некоторой осторожностью, чтобы не спровоцировать Москву на какие-то жесткие ответные шаги. Однако осенью прошлого года ситуация изменилась.

В сентябре 2000 года в Бишкеке на совещании глав пяти стран Таможенной пятерки (Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан) было объявлено о создании Евро-Азиатского экономического союза (ЕАЭС). Это сообщение с некоторой тревогой, но в то же время и некоторым облегчением, встретили в столицах ГУУАМ.

Наблюдатели отметили, что помимо Таможенного и экономического союза эти страны объединены Договором о коллективной безопасности, в который кроме Таможенной пятерки входит также и Армения. Таким образом, ЕАЭС сразу обретал черты полноценного военно-политического и экономического блока. Между тем как ГУУАМ только собирался официально оформляться в международный блок.

Осенью прошлого года казалось, что Содружество Независимых Государств окончательно распадается на два противоборствующих блока: пророссийский ЕАЭС и антироссийский ГУУАМ.

В подобной ситуации провозглашение ЕАЭС в столицах ГУУАМ было воспринято как фактическое согласие России на некий раздел постсоветского пространства на сферы влияния. Мол, таким образом Москва очерчивает границы своего влияния, а с остальными (то есть с ГУУАМ) будет строить отношения на совершенно других принципах - как с дальним зарубежьем.

Одновременно с созданием ЕАЭС Россия объявила о своем выходе из Бишкекского соглашения о безвизовом обмене в рамках Содружества.

Понимая издержки такого подхода Москвы для себя (поставка российских энергоносителей по мировым ценам, введение виз, жесткий подход к проблеме долгов), страны ГУУАМ, тем не менее, видели в нем и преимущества.

Прежде всего в том, что отныне Москва не будет противодействовать дальнейшему дрейфу этих стран в сторону Запада, противиться их проектам и пытаться вернуть их в орбиту своего влияния. А там - заграница нам поможет.

Заграница думала, видимо, примерно так же. И вскоре после провозглашения ЕАЭС на Западе активно заговорили о ГУУАМ, причем уже не только как постсоветской организации. Так, по мнению Збигнева Бжезинского, в ближайшей перспективе членами ГУУАМ могли бы стать Румыния, Болгария и Турция. Сами эти страны артикулировали свои пожелания не столь отчетливо, но не скрывали интереса как к ГУУАМ, так и к их экономическому проекту.

Словом, перед ГУУАМ открывались головокружительные перспективы.

После 6-7 марта геополитическая ситуация в Евразии должна была кардинально измениться. Дружественный Западу ГУУАМ постепенно превращался в доминирующую региональную силу.

ОТВЕТ МОСКВЫ

Подготовка к историческому саммиту в Ялте шла полным ходом, встречались комиссии, согласовывались позиции, уточнялись детали. К концу января нынешнего года вся техническая работа была практически завершена. Документы, которые должны были подписать президенты, подготовлены. Встрече ничто не препятствовало.

Вдруг в конце января президенту Украины Леониду Кучме позвонил его молдавский коллега Петр Лучинский. С просьбой отложить встречу. Президент Молдавии ссылался на внеочередные парламентские выборы в его стране, которые должны были состояться в конце февраля.

Через некоторое время Леонида Даниловича вновь пригласили к телефону. На сей раз звонил президент Азербайджана Гейдар Алиев. Но с аналогичной просьбой. Азербайджанскому президенту прибыть в Ялту в ранее намеченные сроки мешала встреча глав прикаспийских стран, запланированная на начало марта в Туркменбаши (бывший Красноводск).

Встреча была отложена. О чем и оповестили остальных коллег по ГУУАМ - Эдуарда Шеварднадзе и Ислама Каримова. Впрочем, они могли об этом догадаться и сами, еще до звонков в Киев Петра Лучинского и Гейдара Алиева. А уж после звонков стало очевидно, что встреча откладывается надолго, если не навсегда.

Причины, на которые ссылались президенты Молдавии и Азербайджана, были, мягко говоря, неубедительными. Парламентские выборы в Молдавии прошли за неделю до намечавшейся в Ялте встречи. И они никоим образом не могли помешать поездке Лучинского в Крым. А встреча в Туркменбаши, на которую ссылался Гейдар Алиев (кстати, ее также отложили), должна была состояться 1-3 марта. То есть также не могла помешать приезду азербайджанского президента в Ялту.

Настоящая причина отмены ялтинского саммита была в другом. За последние месяцы почти во всех странах ГУУАМ, вернее, в их взаимоотношениях с соседями (в первую очередь с Россией) произошли перемены. Перемены настолько серьезные, что в каждой из этих стран всерьез встал вопрос о кардинальной смене курса.

В Молдавии правящий блок потерпел сокрушительное поражение, абсолютное большинство в парламенте получили коммунисты. Лидер коммунистов Владимир Воронин тут же заявил, что поведет страну не в какие-то ГУУАМы, а в Союз России и Белоруссии. По молдавской конституции, именно парламент формирует правительство и избирает президента.

На Украине разразился серьезный политический кризис, который фактически привел к конфликту между президентом Кучмой и прозападным реформаторским правительством Виктора Ющенко. Удержаться на своем посту Леониду Кучме удалось во многом благодаря откровенной поддержке России. Так что рассуждать о ГУУАМе Леониду Даниловичу сейчас тоже не с руки.

Грузия, с которой Россия в конце прошлого года ввела визовый режим, оказалась в тяжелейшей экономической ситуации. Вопреки надеждам Тбилиси Запад не оказал ему сколь-нибудь значимую поддержку, ограничившись словесной.

На грани серьезного внутреннего кризиса, способного привести к возобновлению войны в Карабахе или противостоянию оппозиции и властей, оказался Азербайджан. Причем в обоих случаях официальным азербайджанским властям рассчитывать на поддержку Запада не приходится. Единственная надежда - на Москву, с которой у Баку неожиданно потеплели отношения.

Пятый член несостоявшегося союза, Узбекистан, в ожидании очередного, уже третьего, вторжения исламских боевиков и на фоне нарастающей критики о нарушении прав человека со стороны Запада просто вынужден был забыть о прежних обидах на Москву и просить ее о помощи. Пока поставками вооружений.

Таким образом, ни одна из этих стран сегодня не заинтересована в том, чтобы бросать вызов Москве, создавая антироссийский по сути блок.

Опрос

Чем окончится вооруженный конфликт ХАМАСа и Израиля?

Личный дневник автораВ связи с закономерной кончиной укро-бандеровского Фейсбука, автор переместился в Телеграм: https://t.me/ISTRINGER и ЖЖ . Теперь вы регулярно можете читать размышлизмы автора на его канале в Телеграм и ЖЖ До скорой встречи
Иероглиф

Stringer: главное

Юлия Навальная не справилась с ролью вдовы героя


Юлия Навальная не справилась с ролью вдовы героя. Вместо того чтобы лететь за Полярный круг разыскивать тело мужа, эта женщина вылезла на трибуну Мюнхенской конференции по безопасности и улыбаясь сделала заявление, что поднимет знамя мужа и возглавит...чт

 

mediametrics.ru

Новости в формате RSS

Реклама

 

© “STRINGER.Ru”. Любое использование материалов сайта допускается только с письменного согласия редакции сайта “STRINGER.Ru”. Контактный e-mail: elena.tokareva@gmail.com

Сайт разработан в компании ЭЛКОС (www.elcos-design.ru)

Рейтинг@Mail.ru