Pедакция не отвечает за содержание заимствованных материалов

ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ. Часть II
10 Марта 2001

ТЯЖЕЛАЯ ПОСТУПЬ КРЕМЛЯ

Самое любопытное, что кризисы в странах ГУУАМ произошли не только одновременно и своевременно (в преддверии ялтинской встречи), но, что важно, совершенно неожиданно. Еще в начале осени прошлого года обстановка в этих странах казалась вполне стабильной и ничто не предвещало бури.

Более того, летом прошлого года обозначилась возможность фактического присоединения Туркмении к ГУУАМ.

Столкнувшись с очередной угрозой России прекратить поставки газа на Украину, энергичная и обаятельная украинская вице-премьер Юлия Тимошенко слетала в Ашхабад и совершенно очаровала президента Сапармурата Ниязова. Размякший туркменский самодержец не только пообещал собеседнице поставить дополнительные объемы газа на Украину, но и поддержать проект транспортировки туркменского газа этой стране в обход России, то есть через Азербайджан, Грузию и два моря - Каспийское и Черное. А если вспомнить, что основа и цель ГУУАМ - альтернативные российским маршрутам пути экспорта энергоносителей, то согласие на этот проект Туркмении, экспортирующей весь свой газ через Россию, означало фактическое ее присоединение к этому блоку.

Реализация проекта не только лишила бы Россию прибыли от транзита по ее территории туркменского газа, но и грозила сорвать экспортные поставки «Газпрома». Удовлетворить внутренние потребности страны и соблюсти обязательства по экспорту газа нынешней зимой «Газпром» мог, лишь закупив недостающие объемы в Туркмении. Если бы эти объемы «ушли» к Украине, то Москва оказалась бы в скверной ситуации: либо срывать экспортные поставки в Европу, либо морозить страну с неизбежными волнениями и недовольством народа властью.

И тут последовали ответные удары. В начале осени в Ашхабад отправился российский президент Владимир Путин. Вместе с собой он повез и главу «Газпрома» Рема Вяхирева. Обоим в туркменской столице пришлось пережить достаточно неприятные минуты. Вяхиреву, к которому Туркменбаши имел серьезные претензии, пришлось перед ним извиняться. А Путину - скрипя зубами, терпеть фамильярный и снисходительный тон туркменского властителя. Но в результате украинская игра была перебита.

Ашхабад согласился поставить «Газпрому» недостающие объемы газа. А вскоре глава холдинга «Итера», занимающегося поставками газа на Украину, мстительно заявил, что будет вынужден повысить цену на газ. «В результате неумелых действий» украинского вице-премьера Юлии Тимошенко, по словам главы «Итеры», Туркмения стала продавать его дороже, но не Украине, а «Итере». Теперь эта разница в цене, благодаря Тимошенко, ляжет на плечи украинских потребителей.

НА ВСТРЕЧНЫХ КУРСАХ С ЗАПАДОМ

На Украине тем временем развернулась ожесточенная борьба между Леонидом Кучмой и Юлией Тимошенко. А точнее, между финансово-промышленными группировками, сплотившимися вокруг президента и вице-премьера. Поначалу верх брала группировка Тимошенко.

В самый разгар борьбы, в середине сентября, пропал оппозиционный киевский журналист Георгий Гонгадзе. Пропажа журналиста, естественно, имела резонанс в обществе. А в начале января нашли его обезглавленное тело. Но настоящая бомба взорвалась, когда лидер украинских социалистов Александр Мороз с парламентской трибуны обвинил Леонида Кучму в организации похищения и убийства журналиста. В качестве доказательства он представил кассеты с записью разговоров президента со своим окружением.

Вскоре стал известен и человек, записавший эти разговоры - бежавший на Запад бывший майор службы охраны президента Николай Мельниченко. Беглый майор заявил, что записал около 300 часов переговоров президента, из которых можно сделать вывод, что Леонид Кучма едва ли не главный враг украинского государства.

Скандал набирал обороты. Сессия ПАСЕ специально обсудила ситуацию на Украине и рекомендовала европейским странам не выдавать беглого майора украинским властям, тем самым фактически признав обвинения в адрес президента. С Запада на Леонида Кучмы повеяло холодом. Президент Венгрии отказался приехать на встречу на границе, чтобы не пожимать руку человеку, который обвиняется в убийстве журналиста.

На Украине началась акция «Украина без Кучмы», за которой стояла все та же неутомимая Юлия Тимошенко.

В этот момент затравленному Кучме руку помощи протянула Москва. Вначале Главная военная прокуратура России возбудила старое дело по договору между Минобороны РФ и корпорацией «Единые энергосистемы Украины», которой тогда руководила Юлия Тимошенко. Затем обратилась в украинскую Генпрокуратуру с просьбой допросить вице-премьера. В конечном итоге против Тимошенко было возбуждено уголовное дело, на основании которого Леонид Кучма отправил ее в отставку, а Генпрокуратура взяла Тимошенко под стражу.

В самый решающий момент, когда исход борьбы был еще не ясен, а украинский президент оказался в международной изоляции, к нему на встречу прилетел Владимир Путин. Такая поддержка дорогого стоит. И вряд ли Кучма когда-нибудь ее забудет. Какие уж после этого могут быть антироссийские союзы с участием Леонида Кучмы. Тем более что на Запад ему дорога практически уже закрыта.

В этой истории любопытен один момент. Майор Мельниченко, бежавший с записями разговоров президента на Запад, передал разоблачительные кассеты не кому-либо из прозападных украинских политиков, а социалисту Морозу. До этого записи он пытался передать лидеру коммунистов Украины Петру Симоненко, но тот отказался. И тот, и другой выставляли свои кандидатуры на президентских выборах в 1999 году. Оба шли на выборы под лозунгами сближения с Россией.

В этой связи некоторые украинские политики вспомнили, что в свое время майор Мельниченко служил в Москве, в кремлевской охране. И на этом основании сделали вывод, что за «кассетным скандалом» стоит именно Москва. Потому, мол, и роль «разоблачителя Кучмы» была предложена не прозападным политикам, а пророссийским - Симоненко и Морозу, чтобы в случае падения Кучмы у власти оказался сторонник дружбы с Россией.

Как бы то ни было, но в результате скандала выиграла Россия.

НА АЗИАТСКОМ НАПРАВЛЕНИИ

Совершенно иначе развивалась ситуация на кавказском направлении. Пригрозив Тбилиси и Баку введением визового режима, Москва неожиданно смягчила свою позицию в отношении последнего и ужесточила по отношению к первому. Более того, в начале осени прошлого года Москва начала тонкую игру с Баку.

В сентябре президент Азербайджана Гейдар Алиев, находившийся с визитом в США, неожиданно заболел. Появился слух о его смерти. И тут же был опровергнут. Любопытно, что как слух, так и его опровержение пришли из Москвы. О смерти Гейдара Алиева сообщили российские Интернет-издания, а опровержение последовало из Кремля. Пресс-служба российского президента сухо сообщила о телефонном разговоре Владимира Путина и Гейдара Алиева.

Как и в случае с Кучмой, российский президент оказал своему коллеге по СНГ неоценимую услугу. Стабильность в Азербайджане во многом связана с личностью авторитарного Гейдара Алиева. Слух о его смерти мог спровоцировать в этой стране серьезные волнения, а президент был на самом деле болен. Во всяком случае ни быстро вернуться в страну, ни даже выступить с телеобращением к стране в тот момент он не мог.

Дальнейшие отношения Баку и Москвы развивались по нарастающей. Азербайджанские правоохранительные органы неожиданно выдали России скрывающихся в этой стране ваххабитов из дагестанских сел Карамахи и Чабанмахи. Россия перестала говорить о возможности введения визового режима с Азербайджаном. И наконец, пиком российско-азербайджанской дружбы стал визит Владимира Путина в Баку. В ходе визита российский президент подарил своему азербайджанскому коллеге копию удостоверения об окончании ленинградской школы КГБ, той самой, которую окончил и он сам много лет спустя. Это - достаточно сильный эмоциональный и символический жест, свидетельствующий о неких, не известных широкой публике, личных отношениях двух президентов. И неважно, есть эти отношения на самом деле или их нет.

Одновременно в качестве контраста Москва продолжала политику давления на Грузию. Это привело к некоторому охлаждению безоблачных прежде азербайджано-грузинских отношений. Между тем без Грузии ГУУАМ вообще невозможен.

Все это происходило на фоне нарастающей критики азербайджанских властей со стороны Запада. Баку обвиняли в фальсификации парламентских выборов осенью прошлого года, нарушении прав человека, зажиме свободной прессы, намерении передать президентскую власть по наследству - сыну Гейдара Алиева Ильгаму.

Обвинения со стороны Запада находили отклик не только среди азербайджанской оппозиции, но и в общественном мнении Азербайджана. Но отношение последнего к Западу изменилось в одночасье.

В конце февраля официальные азербайджанские газеты опубликовали тексты предложений по урегулированию карабахской проблемы, разработанные ОБСЕ. Ни одно из них не предусматривает фактического сохранения территориальной целостности Азербайджана. Это вызвало взрыв возмущения и волну антизападнических настроений. Дело за малым - оставалось только тактично объяснить обществу преимущества российского посредничества, и вообще дружбы с Россией.

Что же касается Узбекистана, третий год атакуемого исламскими боевиками, то здесь еще проще оказалось.

Ташкент регулярно обвинял Москву , что она не использует своего влияния на Таджикистан, через который и проходят боевики. А неофициально в узбекской столице до сих пор говорят, что атаки боевиков направляет сама Москва.

Так это или нет, но нынешней зимой в Узбекистане поняли, что конфронтация с Россией - не самый лучший выход. И остановить боевиков-исламистов без помощи Москвы будет сложно.

Речь идет не только о военной помощи. Россия, имеющая абсолютное влияние на Душанбе, в состоянии остановить боевиков на дальних подступах - афгано-таджикской границе. Строго призвать союзный Таджикистан не пропускать их через свою территорию.

* * *

Таким образом, на ближайшее время о ГУУАМе можно забыть. Он разгромлен еще до своего рождения. Однако эта победа России пока ничего существенного не дает. Если в ближайшее время страны ГУУАМ (народы, а не элиты) не почувствуют отдачи от дружбы с Россией. Если не последует экспансии российского капитала в страны несостоявшегося союза (причем такая, которая позволит несколько взбодрить экономику этих стран), то плоды победы будут утрачены. «Гууамовские», а следовательно, и антироссийские настроения неизбежно возродятся.

Стрингер №22

Опрос

Чем окончится вооруженный конфликт ХАМАСа и Израиля?

Личный дневник автораВ связи с закономерной кончиной укро-бандеровского Фейсбука, автор переместился в Телеграм: https://t.me/ISTRINGER и ЖЖ . Теперь вы регулярно можете читать размышлизмы автора на его канале в Телеграм и ЖЖ До скорой встречи
Иероглиф

Stringer: главное

Юлия Навальная не справилась с ролью вдовы героя


Юлия Навальная не справилась с ролью вдовы героя. Вместо того чтобы лететь за Полярный круг разыскивать тело мужа, эта женщина вылезла на трибуну Мюнхенской конференции по безопасности и улыбаясь сделала заявление, что поднимет знамя мужа и возглавит...чт

 

mediametrics.ru

Новости в формате RSS

Реклама

 

© “STRINGER.Ru”. Любое использование материалов сайта допускается только с письменного согласия редакции сайта “STRINGER.Ru”. Контактный e-mail: elena.tokareva@gmail.com

Сайт разработан в компании ЭЛКОС (www.elcos-design.ru)

Рейтинг@Mail.ru