Pедакция не отвечает за содержание заимствованных материалов

ТРИ ТОЛСТЯКА. Часть I
13 Июня 2001

Российское контрнаступление на Украину, начатое осенью прошлого года, завершилось убедительной победой. Прозападное правительство Виктора Ющенко пало, новым премьером назначен вполне приемлемый для России выходец из «красного директората» русскоязычной Южной Украины Анатолий Кинах. Новым послом России стал политический тяжеловес Виктор Черномырдин, отец-основатель и неизменный покровитель «Газпрома».

То, что назначение Черномырдина на этот пост - не синекура и не ссылка, было очевидно и в Москве, и в Киеве. Синекура или ссылка предполагает более отдаленную и не столь тесно связанную с Россией страну пребывания. Например, Танзанию, где Россию представляет бывший руководитель Чечни Доку Завгаев. Или Чехию, в которую после президентских выборов 1996 года был направлен бывший глава Центризбиркома Николай Рябов.

Виктор Степанович отправился на Украину работать. И работать плотно.

Смешно, но о назначении Черномырдина стало известно в тот момент, когда украинский истэблишмент (после отставки Ющенко - «!») гадал - кто будет следующим премьером. Самой распространенной шуткой было утверждение, что Москва командирует в Киев поработать украинским премьером Черномырдина.

Так оно фактически и вышло. Сразу после первой встречи (буквально на следующий день - «!») Виктора Черномырдина с Леонидом Кучмой, на которой первый вручил второму верительные грамоты, украинский президент издал указ о приостановлении процесса приватизации энергетических объектов страны.

Шутки шутками, но Виктор Степанович едва ли не самый лучший из всех российских премьеров - от Гайдара до Касьянова - знаток Украины. А точнее, российско-украинских отношений, которые, по большей части, сосредоточены вокруг российского газа.

Черномырдин, заняв кабинет премьер-министра после Егора Гайдара, первым делом установил на своем столе еще один телефонный аппарат - с надписью «Газпром». Отец-основатель крупнейшей в мире газовой корпорации всегда понимал ее роль и значение в российской экономике и политике и никогда не прерывал с ней свои плотные связи.

Геополитики (особенно западные -«!») любят повторять, что Россия без Украины никогда не станет империей, то есть сверхдержавой. Экономисты (и не только западные - «!») знают наверняка, что без Украины «Газпром» не имеет никаких шансов превратиться в европейскую корпорацию. Не в оценочном смысле этого термина (европейские стандарты - «!»), а в географическом. В смысле - реальным и полноценным участником европейского рынка.

Сегодня «Газпром» - один из крупнейших поставщиков газа в Европу, но не более того. Цену и политику на европейском газовом рынке определяют другие. Между тем, получив «газовую Украину», то есть украинскую газовую инфраструктуру, «Газпром» мог бы вполне серьезно побороться за более высокий статус на Западе.

Главное наследие советского Министерства газовой промышленности - это магистральные экспортные газопроводы, по которым идет на экспорт львиная доля российского газа, и газохранилища. За это наследство и бьется российская газовая корпорация все последнее десятилетие. Получив в свою собственность и то, и другое, «Газпром» имел бы несравнимо лучшие условия для маневрирования на рынке и дальнейшей экспансии.

ГАЗОВАЯ ДИПЛОМАТИЯ

В прошлом году возникла самая серьезная за все постсоветское время угроза для интересов «Газпрома» на Украине, которая, в случае реализации, грозила серьезно подорвать его позиции на европейском рынке. Связана была эта угроза с политикой правительства Виктора Ющенко. А точнее, Ющенко-Тимошенко. Еще точнее, Тимошенко-Ющенко.

Именно Юлия Тимошенко, бывшая вице-премьером по топливно-энергетическому комплексу в кабинете Ющенко, развернула мощную атаку на позиции российского газового гиганта.

Бывшая руководительница корпорации ЕЭСУ (Единые энергосистемы Украины - «!»), которую называли «газовой принцессой» Украины, Юлия Тимошенко прекрасно ориентировалась в сфере российско-украинских отношений. Атаку свою она начала с «казачьей хитрости». Стала заманивать противника в ловушку.

Съездив в Москву и публично признав (первой из украинских политиков - «!») долг Киева за российский газ, она заручилась поддержкой «Газпрома» и Москвы. Пользуясь этой поддержкой, Тимошенко практически разгромила всех своих оппонентов в украинской энергетике.

В «Газпроме», традиционно обвинявшем Украину в несанкционированных отборах газа из экспортных труб (проще говоря, воровстве - «!»), не сразу поняли свою ошибку. Лишь поздней весной - в начале лета прошлого года стало очевидно лукавство симпатичного вице-премьера. Тимошенко вместе с премьером Ющенко выступила решительно против участия российских компаний (точнее «Газпрома» - «!») в приватизации магистральных газопроводов и, вообще, мало-мальски серьезных объектов украинской энергетики.

Следующим шагом стала угроза правительства Украины, что они поднимут тарифы на перекачку российского газа в Европу. И, наконец, в июле прошлого года Юлия Тимошенко вылетела в Ашхабад на переговоры об организации альтернативных поставок туркменского газа.

Дело даже не в том, что обаятельная украинская вице-премьерша покорила сердце сурового президента Туркмении, и тот согласился поставлять туркменский газ на Украину. Все равно путь туркменского газа в самостийную державу лежал через Россию. Опасность для «Газпрома» заключалась в другой договоренности.

В Ашхабаде Тимошенко договоривалась с Ниязовым о проекте строительства газопровода из Туркмении на Украину в обход России. Проект этот более чем реален, он давно разрабатывается западными корпорациями и лоббируется Вашингтоном. Все упирается лишь в согласие туркменского лидера.

В случае реализации этого проекта «Газпром» не только лишается запасов туркменского газа, без которого он вынужден будет либо сорвать экспортные поставки (своего собственного газа российской корпорации давно не хватает - «!»), либо заморозить страну. А главное, газовый монополист получает мощного конкурента на своих традиционных европейских рынках. К тому же «Газпром» рискует лишиться украинских магистральных газопроводов, которые в этом случае будут заполняться туркменским газом.

Москва сменила милость на гнев.

УГОЛОВНЫЙ ОТВЕТ МОСКВЫ

Ободренные поддержкой Москвы противники правительства Ющенко-Тимошенко во главе с президентом Кучмой перешли в атаку.

В решающий момент, когда в Киеве полным ходом раскручивалось «дело Гонгадзе», в бой вступила российская тяжелая артиллерия - генпрокуратура. (Георгий Гонгадзе - украинский журналист, убитый в начале осени прошлого года. Оппозиция в организации этого преступления обвиняет президента Кучму - «!»).

В Москве было возбуждено уголовное дело против начальника Главного управления военного бюджета и финансирования Минобороны России генерал-полковника Георгия Олейника. Обвиняют генерала в финансовых хищениях посредством сговора с украинской компанией - ЕЭСУ. Причем сговор имел место именно в те годы, когда ЕЭСУ возглавляла Юлия Тимошенко.

Дело в итоге закончилось тем, что Леонид Кучма в начале нынешнего года отправил строптивого вице-премьера Юлию Тимошенко в отставку, а украинская прокуратура возбудила против нее дело. Тимошенко оказалась в тюрьме, а под Ющенко закачалось кресло.

Тем не менее реформы, начатые «газовой принцессой» с железным характером в украинском топливно-энергетическом комплексе, шли полным ходом. А главное, набирал силу процесс приватизации в этой отрасли. Причем победителями тендеров становились, как правило, исключительно американские компании.

Уголовное давление со стороны Москвы нарастало. В конце концов премьер Виктор Ющенко - любимец Запада и МВФ - ушел в отставку. Близкие к президенту Кучме украинские олигархи, располагающие собственными фракциями в парламенте, сколотили новое большинство в Верховной Раде. Вначале - вместе с коммунистами, чтобы отправить в отставку Ющенко. А затем - и с социалистами, чтобы утвердить нового премьера Анатолия Кинаха при новом российском после Викторе Черномырдине.

Леонид Кучма тут же, не мешкая поручил новому правительству и Фонду государственного имущества приостановить приватизацию энергораспределяющих и энергогенерирующих компаний страны. Причиной остановки назвали «чрезвычайно важное значение надежного функционирования предприятий энергетики для экономики и безопасности государства».

Новый премьер Украины на первой же своей встрече с российским коллегой в Минске клятвенно заверил Михаила Касьянова в том, что Киев обязательно расплатится с Россией за газовые долги. И, несмотря на президентский указ о приостановке приватизации энергетических объектов, не исключил возможности приватизации украинских магистральных газопроводов. Но уже с участием России. А точнее - «Газпрома».

Опрос

Чем окончится вооруженный конфликт ХАМАСа и Израиля?

Личный дневник автораВ связи с закономерной кончиной укро-бандеровского Фейсбука, автор переместился в Телеграм: https://t.me/ISTRINGER и ЖЖ . Теперь вы регулярно можете читать размышлизмы автора на его канале в Телеграм и ЖЖ До скорой встречи
Иероглиф

Stringer: главное

Юлия Навальная не справилась с ролью вдовы героя


Юлия Навальная не справилась с ролью вдовы героя. Вместо того чтобы лететь за Полярный круг разыскивать тело мужа, эта женщина вылезла на трибуну Мюнхенской конференции по безопасности и улыбаясь сделала заявление, что поднимет знамя мужа и возглавит...чт

 

mediametrics.ru

Новости в формате RSS

Реклама

 

© “STRINGER.Ru”. Любое использование материалов сайта допускается только с письменного согласия редакции сайта “STRINGER.Ru”. Контактный e-mail: elena.tokareva@gmail.com

Сайт разработан в компании ЭЛКОС (www.elcos-design.ru)

Рейтинг@Mail.ru