Pедакция не отвечает за содержание заимствованных материалов

ТРУБНЫЙ ЗАПАХ. Часть I
14 Июля 2001

ТРУБНЫЙ ЗАПАХ

Он «умирал» постепенно. По частям, в течение восьми месяцев. Но стопроцентной уверенности, что он умер, нет до сих пор.

С момента его исчезновения до обнаружения останков прошло полтора месяца. Два с половиной месяца потребовалось, чтобы две различные экспертизы установили идентичность исчезнувшего и найденных останков.

Два месяца спустя новая экспертиза, проведенная по требованию депутатов и друзей, опровергла результаты двух первых. И лишь по прошествии еще двух месяцев четвертая по счету экспертиза поставила, казалось бы, точку в деле о смерти украинского журналиста Георгия Гонгадзе.

Точка, однако, оказалась неубедительной. Хотя бы потому, что каждый из этапов «смерти» Гонгадзе сопровождался очередным обострением политического кризиса на Украине. Кризис этот едва не привел к отставке президента Леонида Кучмы, а закончился отставкой правительства Виктора Ющенко. При этом, какой из двух сюжетов (политический или уголовный. - «!») был более захватывающим, сказать сложно.

Поэтапной бывает подготовка преступления или его раскрытие, но никак не факт убийства или смерти. (Юридически факт убийства или смерти человека считается доказанным в момент идентификации тела и исчезнувшего человека. - «!»)

В случае с исчезновением Георгия Гонгадзе смерть журналиста наступала в течение восьми месяцев с переменным успехом. Такое возможно только при «сильной» заинтересованности неких сил в продолжении политического кризиса. А следовательно, скандала с исчезновением журналиста.

За 8 месяцев политический и уголовный сюжеты переплелись столь тесно, что разделить их сегодня уже невозможно...

«ПОГУЛЯЕТ - ВЕРНЕТСЯ»

31-летний журналист и плейбой Георгий Гонгадзе исчез поздно вечером 16 сентября в центре Киева. Целый день он гостил у Алены Притулы, редактора Интернет-издания «Украинская правда». Георгий руководил этим проектом, рожденным с помощью американского гранта.

Коллеги поужинали, и Гия, прихватив пакет с мусором, попрощался. Ключи от квартиры, которую снимал Гонгадзе, были только у него - жена с двумя маленькими дочками-близняшками не могли самостоятельно попасть домой.

Он вышел через черный ход к мусорным бакам, но, как заведено у них с Аленой, не появился потом под балконом, чтобы помахать рукой. Алена не придала этому значения: может, на бульваре сразу «тачка» подвернулась или знакомых встретил.

Однако мобильный не отвечал... А утром выяснилось, что семья Георгия тоже не видела.

В милиции на заявление родных о пропавшем без вести муже и отце отреагировали с иронией, едва взглянув на фотографию: «Погуляет красавец и вернется!»

Спустя сутки новость - исчезновение журналиста Гонгадзе - уже облетела Украину и пошла по миру. Сообщение имело все признаки сенсации.

Оказывается, на протяжении длительного времени Георгий замечал, что за ним то ли следят, то ли пугают. Еще летом он сообщил об этом в открытом письме генеральному прокурору Украины Михаилу Потебенько.

Чтобы облегчить работу следствия, Гия даже указал номерной знак «автомобиля зеленого цвета», который то и дело возникал «на хвосте». Прокуратура отреагировала молчанием. Зато теперь у друзей Георгия имелось достаточно оснований, чтобы заявить: налицо заказной мотив похищения!

Гонгадзе, по складу характера парень авантюрный и резкий в высказываниях, имел имидж борца с режимом Леонида Кучмы.

Некоторое время он вел передачи на FM-волне «Радио «Континент», новостную программу на одном из украинских телеканалов. Во время президентской гонки 1999 года был непременным участником телевизионных ток-шоу «Эпицентр». Его вопросы, в том числе и обращенные лично к Леониду Кучме, отличались, помимо всего прочего, эмоциональным и стилистическим «беспределом».

Интернет-проект «Украинская правда», любимое детище Гонгадзе, тоже заполнялся материалами антипрезидентского характера, в основном перепечатками из российской и западной прессы. Собственно же публикаций Георгия, от журналистского мастерства и смелости которых захватывало бы дух, в природе, увы, не существовало...

По мнению Владимира Малинковича, пророссийски настроенного политолога, в прошлом диссидента, Гонгадзе вживался в образ камикадзе, готового на все за идеалы демократии. При этом он не чурался во имя главной цели - свержения Кучмы - сотрудничать с левыми: лидером социалистов Александром Морозом, председателем Партии прогрессивных социалистов Натальей Витренко или с экс-шефом СБУ Евгением Марчуком. И даже брал у них деньги на «раскрутку» информационных структур.

Так или иначе, но вскоре следствие было вынуждено всерьез заняться «делом Гонгадзе». Из множества версий (о крупных личных долгах Гии, якобы имевших место, и последовавших «разборках», о причастности к похищению криминально-сплоченных «лиц грузинской национальности» и т.д. - «!») превалирующей стала одна: с Гонгадзе свели счеты за его профессиональную журналистскую деятельность.

Учитывая резонанс события, министр МВД Юрий Кравченко (бывший министр. - «!») назначил себя куратором расследования. Премьер-министр Виктор Ющенко (ныне экс-премьер. - «!») потребовал ежедневных докладов - как движется работа.

Беспрецедентная по размаху «поисковая кампания» охватила Киев и ряд прилегающих областей. Минуло полтора месяца. Результаты равнялись нулю. «Будто сквозь землю провалился!» - признался на одной из пресс-конференций Юрий Смирнов, тогда начальник ГУВД Киева. Реплика оказалась пророческой.

НАКАНУНЕ ИСЧЕЗНОВЕНИЯ

Чтобы понять, какие силы были заинтересованы в исчезновении Гонгадзе и поэтапном развитии

кризиса, надо заглянуть в прошлое чуть ранее, чем 16 сентября прошлого года.

Все политическое лето 2000 года на Украине прошло под знаком борьбы России и США за право участвовать в приватизации незалежной энергетики и трубопроводной системы. При этом Россия давила на Украину проектом строительства «обводной трубы» через Белоруссию, Польшу и Словакию в Европу, требуя приватизации за газовые долги в свою пользу.

США же привычно действовали с помощью кредитного рычага МВФ и Всемирного банка, требуя честных аукционов по приватизации. Честной, к примеру, считалась цена в 250 млн. долларов за семь наиболее прибыльных украинских компаний облэнерго.

К 16 сентября (день исчезновения Георгия Гонгадзе. - «!») политическая элита Украины раскололась под воздействием внешнеполитических факторов со стороны США и России. Ранее и президент Кучма, и правительство Ющенко - Тимошенко единогласно выступали за «честный» вариант приватизации.

Размежевание началось после апрельской встречи Путина и Кучмы в Киеве и их совместной поездки в Севастополь.

Накануне визита Путина в Киев без предварительных договоренностей прибыла Мадлен Олбрайт, после встречи с которой Кучма сделал ряд резких заявлений (о ценах на газ, как для Восточной Европы, о временном статусе ЧФ России в Севастополе и о возможности отключения Севастополя от электроэнергии за долги. - «!»).

После встречи с Путиным Кучма больше не позволял себе резкостей по отношению к России. Что такого особенного Путин сказал Кучме, неизвестно. Известно только, что украинское правительство этого не услышало. В день, когда оба президента вылетели в Севастополь, Виктор Ющенко принял у себя американского посла Стивена Пайфера.

С этого момента Кучма стал постепенно склоняться к долговому варианту приватизации газовой трубы, а Ющенко - Тимошенко продолжали настаивать на «честной» распродаже. Внутриукраинскому разброду способствовала послевыборная борьба Буша и Гора в Вашингтоне.

Кроме того, долговой вариант был эволюционным развитием предыдущего коррупционно-откатного периода российско-украинских газовых отношений. При реализации «честного» варианта рушились устоявшиеся производственные отношения. Иными словами, местные олигархи теряли все. Точно такая же ситуация складывалась в России накануне дефолта 1998 года.

Леониду Кучме пришлось выбирать: или кредиты МВФ и поддержка одного, но самого крупного олигарха - Юлии Тимошенко, или все остальные олигархи, но помельче.

Окончательно раскол оформился 25 июля. В этот день первый вице-премьер Юлия Тимошенко провела в Ашхабаде переговоры с Сапармуратом Ниязовым о трубопроводе в обход России и договорилась о транзитных поставках туркменского газа на Украину.

Через два дня Кучма заявил буквально следующее: «Договоренности Тимошенко ставят нас в неизвестно какое положение». Леонид Данилович знал, что говорил. Туркменский газ все равно должен был идти по российской территории. А Москва могла установить такой тариф на прокачку, что Украине пришлось бы платить за него раза в два больше, чем за российский.

Юлия Тимошенко в тот же день (27 июля. - «!») вступила в публичную полемику с президентом, заявив, что транзит будет стоить не более 19,1 доллара, а газ можно на 50 процентов оплачивать бартером - украинскими товарами.

Фактически Тимошенко заявила о себе как о самостоятельной политической силе на Украине.

Мало того, 17 августа украинское правительство заявило, что не собирается передавать свою трубопроводную систему в концессию России. (Концессию накануне ашхабадских договоренностей обещал украинский премьер Ющенко во время московской встречи с Касьяновым. - «!»)

Тем самым перед Кучмой была поставлена дилемма. Либо промолчать и превратиться в чисто номинальную политическую фигуру при правительстве. Либо начинать войну против Ющенко - Тимошенко не на жизнь, а на смерть. Номинальной фигурой Кучма быть не захотел.

На следующий день после заявления правительства Генеральная прокуратура Украины арестовала мужа первого вице-премьера и члена правления ЕЭСУ Александра Тимошенко, а также ее друга и заместителя гендиректора ЕЭСУ Валерия Фальковича.

По словам заместителя генпрокурора Николая Обихода, против Тимошенко и Фальковича было выдвинуто обвинение в контрабанде российского газа. Контрабанда имела место в 1996-1997 годах. (ЕЭСУ возглавляла в тот момент Юлия Тимошенко. - «!») А само «дело о контрабанде» тихо тлело в Главной военной прокуратуре России еще с 29 марта 2000 года.

Таким образом, накануне исчезновения Георгия Гонгадзе линия фронта на Украине пролегла между президентом и правительством. Леонид Кучма нанес удар первым, арестовав мужа Юлии Тимошенко. Убийство Гонгадзе, видимо, стало ответным ударом.

Во всяком случае, Кучма принял на себя всю тяжесть политического скандала, который разразился вокруг смерти Гонгадзе...

СТРАННАЯ НАХОДКА В ЛЕСУ

Вечером 2 ноября отец и сын Шушко, жители одного из сел Таращанского района, что на Киевщине, возвращались домой по лесной дороге - везли дрова. Накануне прошел дождь, и потому земля с наспех прикопанной неподалеку от дороги ямы сползла. Из земли торчала человеческая рука...

Напуганные селяне бросились в милицию. Труп был обезглавлен, и то ли освежеван, то ли обработан специальным «старящим» составом так, что столичные эксперты предположили: убийство произошло несколько лет назад.

Рядом с телом, будто в насмешку, преступники оставили серебряный с чернью браслет, перстень и амулет.

6 ноября из МВД Украины позвонили Алене Притуле (не жене и не матери Георгия. - «!») с вопросом: имел ли Гонгадзе какие-либо украшения? Притула описала все подробно, причем добавила, что амулет редкостный - старинная грузинская монетка, разломленная надвое. Половинку носил Гия, половинка - у нее, можно сравнить. Но в милиции решили не сравнивать медальоны и на опознание Притулу звать тоже не стали.

7 ноября о таращанской находке узнал (интересно, от кого и как? - «!») прямо во время демонстрации левых сил Александр Мороз (Тараща - его избирательный округ. - «!»). Мороз и помог Алене Притуле спустя две недели попасть в захолустный районный морг, где в это время вне холодильника хранились останки.

Вместе с Притулой поехали журналист «Украинской правды» Коба Алания и тележурналисты Лаврентий Малазония и Людмила Добровольская.

Районный судмедэксперт Игорь Воротынцев признался, что внутренние органы, в отличие от наружных тканей, сохранились настолько хорошо, что даже удалось идентифицировать пищу, которую в последний раз ел покойный.

«Мы ели арбуз!» - заметила Притула. Воротынцев подтвердил: точно, арбуз. И выдал на основании результатов вскрытия документ - свидетельство о смерти Гонгадзе Георгия Руслановича, 1969 года рождения.

Журналисты отправились в районную прокуратуру написать заявление, чтобы забрать останки в Киев, потом искали машину, заказывали гроб. В морг вернулись через сорок минут. И обнаружили, что замок на двери сорван, а тело исчезло...

Обо всем этом ужасе родные Георгия узнали только из выпуска теленовостей.

Забегая вперед, скажу: вскоре Воротынцева обвинили в совершении служебного проступка и превышении полномочий, а свидетельство о смерти аннулировали. Чуть позже перевели из экспертов в ранг свидетелей. Потом Воротынцев лег на обследование в больницу по поводу расшатанной нервной системы. Затем в принципе отказался что-либо вспоминать о «таращанском трупе»: «Плохо себя чувствую».

Другой, независимый, эксперт Валерий Ивасюк, назначенный парламентской следственной комиссией, в ходе работы неоднократно заявлял о давлении, которое испытывает, а после бежал в Англию, где попросил политического убежища.

Между тем, труп через несколько дней «обнаружился» в Киеве, в морге Главного бюро судмедэкспертизы Украины. Зачем понадобилось устраивать мистификацию с исчезновением, никто из должностных лиц объяснить не мог. Друзья Гии заговорили об опасности подмены тела: ведь в столичный морг их уже не допустили, а останки предъявили только матери и жене Гонгадзе.

Этих самых «зачем» и «почему» в истории обнаружения останков под Таращей более чем предостаточно.

Почему земля с наспех прикопанной рядом с дорогой ямы сползла только через полтора месяца? По сути, после дождичка в четверг. Ранее что, дождей под Киевом не было?

Каким законом физики можно объяснить, что земля осела, а труп при этом высунул руку из могилы?

Зачем могильщики оставили рядом с ямой украшения и амулет, принадлежавшие Георгию Гонгадзе? И почему эти украшения за полтора месяца не забросало грязью от дождя и осенней листвой?

Почему из МВД позвонили именно Алене Притуле, у которой была вторая половинка амулета?

Почему Притула решила, что где-то обнаружены останки Гонгадзе? МВД что, описало ей найденные украшения?

Почему останки закопали именно в избирательном округе Александра Мороза, который позже станет инициатором кассетного скандала?

Был ли вообще звонок из МВД? Зачем ведомству, которое оппозиция до сих пор обвиняет в исчезновении Гонгадзе, сначала своими собственными руками помогать обнаружить и опознать останки, а потом в срочном порядке вывозить их в морг Главного бюро судмедэкспертизы в Киев?

Если бы Георгия Гонгадзе действительно «устранили» по приказу Кучмы, то вряд ли Притула попала бы на опознание таращанской находки.

Между якобы «звонком» из МВД и опознанием прошло две недели. Время вполне достаточное (даже если считать, что бардак в украинском МВД на порядок выше, чем в российском - «!») для того, чтобы вывезти труп, спрятать, растворить в соляной кислоте, перезахоронить как неопознанный в общей могиле и т.д.

Так что останки Георгия Гонгадзе нашли в Таращанском лесу хотя и при весьма странных обстоятельствах, но вовсе не случайно. Нашли, прямо скажем, вовремя...

Опрос

Чем окончится вооруженный конфликт ХАМАСа и Израиля?

Личный дневник автораВ связи с закономерной кончиной укро-бандеровского Фейсбука, автор переместился в Телеграм: https://t.me/ISTRINGER и ЖЖ . Теперь вы регулярно можете читать размышлизмы автора на его канале в Телеграм и ЖЖ До скорой встречи
Иероглиф

Stringer: главное

Юлия Навальная не справилась с ролью вдовы героя


Юлия Навальная не справилась с ролью вдовы героя. Вместо того чтобы лететь за Полярный круг разыскивать тело мужа, эта женщина вылезла на трибуну Мюнхенской конференции по безопасности и улыбаясь сделала заявление, что поднимет знамя мужа и возглавит...чт

 

mediametrics.ru

Новости в формате RSS

Реклама

 

© “STRINGER.Ru”. Любое использование материалов сайта допускается только с письменного согласия редакции сайта “STRINGER.Ru”. Контактный e-mail: elena.tokareva@gmail.com

Сайт разработан в компании ЭЛКОС (www.elcos-design.ru)

Рейтинг@Mail.ru