Pедакция не отвечает за содержание заимствованных материалов

Новости | все материалы раздела

Одни были отравлены. Другие вынуждены уехать
1 Июля 2005

В настоящее время известны многие обстоятельства, при которых были сделаны так называемые записи Мельниченко (несмотря на упорное молчание самого майора, отказывающегося свидетельствовать правосудию). Савченко, Евко, Нестеренко и Зубец – таковы фамилии приятелей и сослуживцев майора Мельниченко, которые догадывались (или знали наверняка) о его увлечении на службе.

Для начала, определимся: удобная для многих теория о том, что, дескать, «Кучма записывал сам себя» абсолютно беспочвенна.

Первые попытки записи в главном офисе страны приходятся еще на 1998 год. Однако на поток работа была поставлена несколько позже - накануне предыдущих президентских выборов, а если быть совсем точным, начиная с сентября 1999 года.

Для записей разговоров президента использовалась различная записывающая аппаратура. Первоначально это был так называемый «проволочный магнитофон» – устройство отечественного изготовления, давно использовавшееся в спецслужбах.

Позже - несколько современных цифровых диктофонов. Знаменитая ныне «Тошиба» появилась у Мельниченко в феврале 2000 года – вскоре после того, как «Укрспецэкспорт» завез из Японии крупную партию устройств звукозаписи для нужд СБУ.

Вместе с официальной партией, как было принято на то время, в страну поступила и нелегальная, диктофоны из которой свободно реализовывались через розничную сеть. По словам самого Мыколы, он приобрел свою «Тошибу» в каком-то ларьке на Воздухофлотском проспекте в Киеве.

Последние по времени из известных записей Мельниченко датированы 26 сентября 2000 года. Установлено также, что майор в последний раз заходил в кабинет президента 6 октября, а появлялся на работе - 2 ноября 2000 года. Увольняясь, Мельниченко пообещал тогдашнему начальнику УГО Шепелю вернуться на Банковую «через месяц, когда вас уже тут не будет».

В одиночку Мельниченко расшифровывать записанные разговоры Кучмы не мог – на это, при всем его желании, физически не хватило бы времени. Будучи прописан на Троещине по улице Беретти, майор с семьей фактически проживал в Василькове. На работу в здание АП он приходил в 7 часов утра, а заканчивал – около 20:00. Поэтому, возвращаясь вечером с работы, Мельниченко отвозил свежие записи из кабинета Кучмы своему знакомому по фамилии Савченко.

Владимир Семенович Савченко в то время проживал в Киеве на Троещине, в квартире по улица Лисковская. Одно время он работал фотографом в Доме одежды на Львовской площади, потом арендовал там торговое место, взял под реализацию товар, но бизнес не заладился. После этого он переквалифицировался в помощники Мельниченко.

Савченко прослушивал записанное майором за день, выборочно расшифровывал и, скорее всего, передавал полученную информацию одному заинтересованному лицу. Раньше Мельниченко был прекрасно осведомлен о том, что работает в интересах известного политика и даже общался с ним напрямую – их свел между собой Савченко.

Впрочем, тут окончательной ясности нет: то ли Мельниченко, зная о высоком знакомстве приятеля, предложил через него свои услуги этому политику, то ли сам политик вышел через Савченко на майора и попросил того поэкспериментировать с звукозаписывающей аппаратурой в президентском кабинете.

Выехав за границу, Мельниченко не слишком скрывал факт существования своего помощника. О Савченко было прекрасно известно Морозу, они даже разговаривали однажды по телефону. Речь шла о возможной помощи, которая может потребоваться в случае если у помощника Мельниченко возникнут проблемы с легализацией за границей.

О причастности Савченко к обработке записей из кабинета президента Украины Мельниченко сообщил сотрудникам ЦРУ при собеседовании, предшествующем получению статуса беженца в США. Мельниченко утверждал, что он лично нашел и завербовал Савченко для обработки и сохранения информации.

Известно, что компьютером, который Мельниченко вывез с собой в Чехию, пользовался ранее Савченко. Судя по всему, именно Савченко смонтировал в этом компьютере файл из 14-ти фрагментов, которые потом были переписаны на обычную аудиокассету и обнародованы Морозом. Интересно, что монтаж отрывков разговоров о Гонгадзе начался в понедельник 18 сентября 2000 года – всего через сутки после похищения и убийства журналиста.

9 ноября 2000 года Савченко покинул Украину, отправившись в Португалию, где перед этим уже обосновалась его жена Лариса. Музыкант по образованию она занималась тем, что давала частные уроки музыки детям.

Отъезжая за границу, Савченко оставил в Киеве своего одинокого старика-отца – инвалида и ветерана войны, стихи которого иногда публиковала газета соцпартии «Сільські вісті».

Подельник Мельниченко, как и сам майор, не собирался надолго оставаться за границей и рассчитывал вернуться в Украину. Однако процесс свержения Кучмы несколько затянулся.

Известно, что, находясь в Португалии, Савченко выражал недовольство Мельниченко за то, что тот втянул его в аферу с обнародованием записей и это, в результате, не принесло им никаких дивидендов.

В 2003 году Савченко посещал Украину, чтобы проведать своего отца. Сотрудники СБУ владели информацией о приезде Савченко, с ним провели беседу и… отпустили назад, за границу. Так распорядился тогдашний председатель СБУ Радченко. По слухам, за Савченко тогда лично ходатайствовал один влиятельный политик.

В настоящее время Савченко находится в Киеве. Недавно он был допрошен Генпрокуратурой и свидетельствовал об обстоятельствах осуществления и распространения записей Мельниченко.

С Савченко Мельниченко познакомил сотрудник Киевского управления СБУ капитан Александр Иванович Евко – наверное, самый ближайший приятель Мельниченко, его кум (крестный дочери Леси) и однокашник по КВИРТУ. Любопытно, что Евко оказался односельчанином Савченко. Они оба родом из села Веремиевка Чернобаевского р-на Черкасской области.

Именно Евко помогал Мельниченко незаконно (в обход служебных инструкций) оформить загранпаспорт для выезда из Украины. Долгое время считалось, что Евко не был в курсе увлечения Мельниченко, и майор просто использовал друга, что называется втемную. Впрочем, окончательной уверенности в этом нет. Особенно если учесть, что по роду своей деятельности в СБУ Евко был тесно связан с компьютерной техникой, чем, как говорят, владел в совершенстве.

Вскоре после выезда Мельниченко заграницу о предоставленных ему услугах кумом Евко стало известно руководству СБУ. Было проведено служебное расследование, и приятеля майора пришлось уволить, так как его действия граничили со служебным преступлением. Попытки отменить это решение и восстановиться, предпринятые при поддержке нардепа Омельченко, успехом не увенчались. Поэтому дальнейшую карьеру Евко пришлось делать уже на другом поприще – он устроился на работу в Сбербанк.

Волей обстоятельств, выходцем из банковской сферы, куда ушел Евко, был еще один близкий знакомый Мельниченко, который мог знать о ведении записей в кабинете Кучмы - Алексей Нестеренко, бывший милиционер, уволенный из органов в звании старшего лейтенанта по дискредитации. С ним Мельниченко познакомился через своего однокурсника по КВИРТУ - тоже Александра, но по фамилии Пашун, в начале 2000-го года.

24 ноября 2000 года Нестеренко на своей личной машине отвозил Мельниченко с семьей из Киева во Львов, где долгое время до переезда в Киев работал сотрудником охраны Западно-украинского коммерческого банка (ЗУКБ).

В прошлом Нестеренко был активистом партии «Батькивщина» и агитировал львовян за блок Лазаренко на парламентских выборах весной 1998 года. Знакомым Нестеренко выдавал себя за бывшего сотрудника российской ФСБ и спецподразделения «Альфа». С этой целью он даже сделал себе татуировку «Альфы».

Эта легенда якобы помогала ему в решении вопросов безопасности банка, однако оказалась бесполезной в разборках с директором ЗУКБ, на которого даже покушались. Не желая испытывать судьбу, несостоявшийся милиционер и банковский охранник поспешил ретироваться в Киев, где и встретил будущего «героя Украины».

Мельниченко и Нестеренко часто встречались и играли в бильярд в баре возле метро «Арсенальная». Компанию им составляли Евко и его сослуживцы из Киевского управления СБУ.

Сдружившись с Нестеренко, Мельниченко часто пользовался его услугами в качестве водителя. В конце июля 2000 года Мельниченко и Нестеренко вместе с семьями отдыхали в Крыму, в Гаспре, арендуя квартиру одного из сотрудников УГО. Мельниченко при этом, практически не расслаблялся, регулярно отлучаясь в Форос для встреч со своим непосредственным начальником по службе – лейтенантом Анатолием Зубцом. Не исключено, что прослушивание Кучмы продолжалось и во время его отдыха в Крыму.

Проявляя усердие на службе, Мельниченко долгие годы ждал поощрения и повышения, однако судьба распорядилась иначе – вместо этого, с начала 2000 года он оказался под начальством лейтенанта и, к тому же, своего бывшего подчиненного.

Впрочем, Мыкола поддерживал с Зубцом близкие дружеские взаимоотношения: известно, что они даже помогали друг другу делать ремонт. С большой степенью уверенности можно утверждать, что Зубец также причастен к осуществлению записей. По меньшей мере, он, будучи старшим группы, оперировал расписанием, благодаря чему Мельниченко мог посещать президентский кабинет в нужном режиме.

Список команды Мыколы Мельниченко будет неполным, если не упомянуть еще об одном человеке. Это – ныне покойный старший прапорщик УГО Павел Потеряйко. На протяжении 1999 года он неоднократно приводил майора Мельниченко к одному известному и влиятельному политику.

В то время Потеряйко работал телохранителем кандидата в президенты Евгения Марчука. После президентских выборов и назначения Марчука секретарем СНБОУ, Потеряйко перешел на работу в охрану спикера украинского парламента Ивана Плюща.

Погиб Потеряйко при загадочных обстоятельствах в ночь на 22 октября 2001 года. Его тело было обнаружено под утро на левом берегу Днепра, вблизи Гидропарка (по другим данным - в парковой зоне около улице Попудренко).

Рядом с Потеряйко находился в бессознательном состоянии личный водитель Плюща Скляр, который скончался несколько позже. Официальная экспертиза установила, что «смерть обоих мужчин наступила вследствие коронарной недостаточности и ишемической болезни сердца». Фактически же ни у кого не вызывает сомнений, что Потеряйко и Скляр были отравлены.

На этой мрачной ноте завершается рассказ о команде Мыколы Мельниченко.


Источник:

«Украинская правда» 01.06.05

Обсуждение статьи

Ranger
Jul 22 2005 3:23PM

Alas, my Russian friend, this is exactly what all special services are for: to buy and to sell...

русский человек
Jul 4 2005 12:44PM

Не хотелось бы работать в таких спецслужбах, где всё продаётся, в том числе и честь офицеров, и клятва Родине.

Страницы: 1 |

Уважаемые участники форума! В связи с засильем СПАМа на страницах форума мы вынуждены ввести премодерацию, то есть ваши сообщения не появятся на сайте, пока модератор не проверит их.

Это не значит, что на сайте вводится новый уровень цензуры - он остается таким же каким и был всегда. Это значит лишь, что нас утомили СПАМеры, а другого надежного способа борьбы с ними, к сожалению, нет. Надеемся, что эти неудобства будут временными и вы отнесетесь к ним с пониманием.

Добавить сообщение




Опрос

Чем окончится вооруженный конфликт ХАМАСа и Израиля?

Личный дневник автораВ связи с закономерной кончиной укро-бандеровского Фейсбука, автор переместился в Телеграм: https://t.me/ISTRINGER и ЖЖ . Теперь вы регулярно можете читать размышлизмы автора на его канале в Телеграм и ЖЖ До скорой встречи
Иероглиф

Stringer: главное

Юлия Навальная не справилась с ролью вдовы героя


Юлия Навальная не справилась с ролью вдовы героя. Вместо того чтобы лететь за Полярный круг разыскивать тело мужа, эта женщина вылезла на трибуну Мюнхенской конференции по безопасности и улыбаясь сделала заявление, что поднимет знамя мужа и возглавит...чт

 

mediametrics.ru

Новости в формате RSS

Реклама

 

© “STRINGER.Ru”. Любое использование материалов сайта допускается только с письменного согласия редакции сайта “STRINGER.Ru”. Контактный e-mail: elena.tokareva@gmail.com

Сайт разработан в компании ЭЛКОС (www.elcos-design.ru)

Рейтинг@Mail.ru