Pедакция не отвечает за содержание заимствованных материалов

Антипутинская коалиция. Часть II
12 Марта 2004

Три политика у бочки с огурцами

Случайна ли встреча трех политиков в новосибирской глубинке? В постоянно укрепляющихся связях одного из региональных лидеров с высокими правительственными чиновниками может и не быть ничего «политического». Перед новосибирцами давно на телеэкранах мелькали приезжающие в гости министры - то Швыдкой, то Лесин. Первый помогал ремонту знаменитого Оперного театра, второй укреплял местное телевидение, которое все чаще занимает первые места на федеральных смотрах. Что тут плохого? И что тут плохого, если В. А. Толоконского начали включать в состав разных комиссий при правительстве в качестве члена, а затем и соруководителя? Действительно, дороги надо строить, другие хозяйственные вопросы решать, - и никакой политики.

Политика проявилась в другом. Когда Путин довольно жестко предложил российским элитам прекратить разговоры о Ходорковском и предоставить это дело правоохранительным органам, наступила недолгая пауза. То был действительно «момент истины». Если бы никто не возразил, стало бы раз и навсегда ясно, кто в доме хозяин. Разумеется, это понимала и та, и другая сторона. И кто-то должен был «перейти черту». Эту миссию и взял на себя Касьянов. Он был первым, кто нарушил запрет президента. А вторым стал губернатор Толоконский. Нет, этот факт не «раскручивался» центральными СМИ. Но на региональном уровне позиция была озвучена вполне недвусмысленно.

Итак, Касьянов и Толоконский не только заняли единую антипутинскую позицию, но и озвучили ее, - каждый соразмерно своему статусу.

А что же объединило Толоконского и Харитонова? Ответ: недавно прошедшие выборы губернатора Новосибирской области.

Справка «Stringer»

Предвыборная ситуация для Толоконского была не из простых.

Справа маячил Иван Стариков, который, как и Харитонов, начал карьеру директором совхоза в одном из районов области, был замминистра сельского хозяйства в ельцинский период, а последнее время - федеральным сенатором и представлял СПС. На предыдущих выборах он буквально «дышал в затылок» Толоконскому и с тех пор постоянно напоминал о себе как об альтернативе на предстоящих выборах.

Слева явной кандидатуры не было, но чувствовалась острейшая вражда к Толоконскому со стороны двух лидеров областной организации КПРФ Кузнецова и Карпова, занимавших прочные позиции в руководстве Облсовета, который попортил Толоконскому немало крови. Его Контрольно-счетная палата представила на рассмотрение депутатов целый ряд материалов, свидетельствующих о нецелевом расходовании средств и о целом ряде других нарушений со стороны администрации Новосибирской области. Возникал, например, скандал о непонятно как растраченном займе МБРР на ремонт и строительство школ. Возникал скандал о миллиардах на строительство объездной, к северу от Новосибирска, федеральной дороги. Эти миллиарды проходили через областную администрацию, но где-то между Москвой и Новосибирском потерялись. А дорога, увы, сама не построилась.

Облсовет голосами подавляющего числа депутатов регулярно направлял в прокуратуру результаты работы Контрольно-счетной палаты. Но прокуратура безмолвствовала. В прошлом году уже новый состав Облсовета вынужден был обратиться с запросом в облпрокуратуру: а в чем, собственно, дело, почему мы ответов не получаем? Но воз и ныне там. Соответственно, и скандальчики в местной прессе как возникали, так и затихали.

Команде Толоконского переизбраться на новый срок надо было любой ценой. Первый успех был достигнут на выборах в Облсовет. В результате весьма агрессивной кампании главные враги Толоконского «от КПРФ» потеряли свои депутатские мандаты, да и в целом представительство от КПРФ в Облсовете поубавилось.

Однако баланс политических сил в Новосибирской области таков, что победить на губернаторских выборах вопреки позиции КПРФ очень трудно. Между тем, актив КПРФ и в городе, и на селе жаждал реванша, коммунисты хотели дать бой Толоконскому именно на губернаторских выборах. Поскольку своего сильного лидера не просматривалось, заговорили о «варяге». На красноярских выборах победил Александр Хлопонин, но одновременно взошла звезда Сергея Глазьева. Он-то и стал основным кандидатом в «варяги».

Надо прямо сказать, это был серьезный вариант. Глазьева с энтузиазмом принимали и в академических институтах, и в вузах, и на предприятиях. Его поддерживала молодежь. Такая же реакция была и на селе. Левые воспринимали его как левого, остальные вспоминали, что он из реформаторов. Заговорили о возможности соглашения между Глазьевым и Стариковым, на основе которого один мог бы стать губернатором, а другой - первым вице-губернатором и руководить сельским хозяйством области. Словом, стихийно вызревала идея этакого «лево-правого союза».

Идея лево-правого союза реализовалась-таки на губернаторских выборах, хотя и совсем иначе: через тайный сговор. И по принципу «два в одном». Реализовал ее не кто иной, как Толоконский. Он, собственно, и победил как единый кандидат «лево-правого блока», действие которого не было озвучено, но оказалось крайне эффективным.

Разумеется, ход и конкретику сговора знают только его участники. Но суть его можно реконструировать. Стариков явно хотел участвовать в выборах, о чем не раз заявлял публично и заверял свое ближайшее окружение. При этом он имел реальные шансы на победу. Но когда дошло до дела, он по сути лишь обозначил свое присутствие как кандидата в губернаторы, а реально в борьбу с Толоконским вступить не смог. Причина проста - он не получил обещанной финансовой поддержки. А не снимался, как говорят, именно потому, что все-таки надеялся ее получить. Но, увы, увыѕ

Все просто. Те, кто обещали финансировать Старикова, договорились с Толоконским. И это были политики с правого фланга.

Одновременно Толоконский вступил в политический сговор и с руководством КПРФ. Связующим звеном стал Харитонов. Тот сам немного позднее бесхитростно сообщил в интервью одной из местных газет, что именно он организовал встречу Толоконского и Зюганова.

Ситуация на левом фланге была гораздо сложнее, чем на правом. Но Зюганов сделал все, чтобы расчистить Толоконскому дорогу в губернаторы.

Прежде всего он пресек желание Глазьева баллотироваться в Новосибирской области. Это позднее, когда, как говорят злые языки, администрация президента склонила Глазьева объединиться с Рогозиным, он обрел самостоятельность от Зюганова. А в тот момент, пусть и нехотя, он вынужден был подчиниться Зюганову. Мотив Зюганова мог быть очень простым: он помогал не Толоконскому, а себе. Глазьев - победитель на губернаторских выборах уже в ближайшем будущем стал бы реальной альтернативой Зюганову в руководстве КПРФ.

Но мотивы Зюганова были сложнее. Он вдруг резко изменил свою позицию по еще одному кандидату от левых, которого раньше поддерживал в противовес Глазьеву. Новосибирский коммунист-фабрикант Титов лишился его поддержки. В результате партийцы раскололись на тех, кто стал выполнять решение обкома и тех, кто вопреки решению, остался с Титовым. В условиях такой деморализации и раскола ни о каком организованном сопротивлении Толоконскому со стороны КПРФ говорить не приходилось.

Титов, правда, отчаянно сражался. Его газета «Правда Сибири» обвиняла областную администрацию в коррупции, - опираясь, впрочем, на материалы все той же Контрольно-счетной палаты. Телеэфира он не имел, а в свои причитающиеся по закону полторы-две минуты в эфире заявил так: «Земляки, если вы меня выберете, обещаю - Толоконский пойдет под суд».

Новосибирский Альбион

Огромную роль на выборах сыграл и еще один фактор - монополия Толоконского на всех телеканалах, как частных, так и государственном, которую обеспечивал некто Яков Лондон. Противники Толоконского, несмотря на свои политические различия, даже обратились по этому поводу с открытым письмом к президенту, которое опубликовал «Коммерсант». Но отклика федеральных структур не последовало.

В результате всего этого Толоконский и прошел на выборах губернатора несколько выше заветной черты. Но прошел, обогатившись новыми связями - и, очевидно, новыми обязательствами. Разумеется, в реальной жизни «связи, отношения и интересы» гораздо сложнее, многообразнее, далеко не всегда проступают в явном виде. В сущности, здесь был важен конкретный пример, - и не только потому, что этот случай имеет прямой выход на уровень федеральной политики, - но также и потому, что он по-своему типичен, ведь и на нижних этажах политической и экономической системы идет такая же борьба, что и наверху: «свои» находят «своих» по принципу взаимной выгоды, - и нисколько не заботясь о «пользе общественной».

Лондон - младший партнер Березовского

Едва закончились выборы губернатора, в Новосибирске начались выборы мэра. Тут-то и обнаружилось, что Новосибирск не так далек от Лондона, как это кажется. И дело даже не в том, что основным конкурентом действующего мэра Владимира Городецкого на выборах стал телемагнат Яков Лондон. Тот самый, который обеспечил победу не только Толоконскому, но и кандидатам в Думу от КПРФ, - надо понимать, в рамках общих договоренностей, действовавших на тех губернаторских и одновременно думских выборах.

Конгломерат владельцев частных новосибирских каналов своими юридическими корнями уходит в какие-то оффшоры на каких-то островах, а на уровне «физических лиц» воплощается в г-не Гусинском и, что особенно актуально в данном контексте, в г-не Березовском. А новосибирский инвалид Яков Лондон является младшим партнером лондонского г-на Березовского. В свое время Березовский и Гусинский конкурировали на новосибирском медиа-рынке, а теперь жизнь снова заставила их подружиться. Какую же политику проводит в Новосибирске это березовско-гусинско-лондонское телевидение?

Телевизионная травля Владимира Городецкого началась давно.

В крупном городе в современных условиях действительно немало проблем - от ветхого жилья до сгнивших трубопроводов. Городецкий не только начал решать наболевшие проблемы, но и создал систему оперативного реагирования на конкретные случаи, затронутые в СМИ. Но «лондонские» журналисты в упор не хотели видеть ни фактов оперативного реагирования, ни самой системы.

На каналах, контролируемых Яковом Лондоном, замелькали подставные бабушки, кочующие из сюжета в сюжет и обличающие Городецкого. Он-де виноват и в низком уровне зубопротезирования, и в том, что дорожку перед магазином песком не посыпали четвертого дня, и рост цен на хлеб по всей стране - его вина. Чем дальше, тем больше стала разыгрываться тема «коррумпированности мэрии, которую возглавляет Городецкий». Действительно, Городецкому приходилось увольнять некоторых чиновников, чья неэффективность могла быть вызвана не только нерадивым отношением к делу. Но ведь для соответствующих оценок надо иметь данные от компетентных органов, а если их нет, подозрения к делу не пришьешь.

Камнем преткновения стала упорно проводимая Городецким реорганизация так называемой «барахолки», самого крупного за Уралом вещевого рынка. Сюда съезжаются торговцы из многих регионов Западной Сибири. Суть реформы состоит в том, чтобы постепенно вытеснять «черный» и «серый» оборот, превращать в «светлый», нормальный, законный. В результате налоговые поступления в бюджет города за два года удалось повысить в 15 раз. Аналогичные процессы шли в других сферах - рекламы, землеотвода и т. д. Но «барахолка» задевала интересы слишком многих.

Фактически Городецкий и городской Совет предложили бизнесменам новые «правила игры», которые давали организационные возможности перехода к легальному бизнесу. Но далеко не все в этом заинтересованы, особенно крупные чиновники, которые при ведении дел «в темную» могут использовать служебное положение в интересах своего бизнеса, но в то же время как бы и не имеют к нему никакого отношения. В «теневом обороте» участвуют группы с криминальным прошлым - с ними тоже трудно договориться. Заговорили о «нарушении баланса интересов», о попытках перераспределения сфер влияния. В течение последних лет в городе было несколько заказных убийств, явно связанных с ситуацией вокруг «барахолки». Но постепенно напряжение удалось снять, конфликты основных интересов перевести в судебную плоскость.

В процессе подготовки к выборам мэра эта тема на каналах, подконтрольных ЯковуЛондону, получила новый импульс. Сначала намеками, а потом открыто в телеэфире заговорили о «переделе собственности» в городе и, прежде всего, на «барахолке» не то в интересах крупных чиновников мэрии, не то лично Городецкого.

Сенсацией стало выдвижение самого Лондона кандидатом в мэры. Как деликатно выразилась одна местная газета, в круг близких друзей Лондона входит группировка «авторитетных лиц» , а также высокопоставленные чиновники, политики и бизнесмены, «близкие к ним». Эта группа активно искала альтернативу Городецкому. Однако найти более или менее сопоставимую кандидатуру так и не удалось. В элитах Новосибирска понимают, что Городецкий соответствует занимаемой должности, и при всех сложностях, которые могут возникать, когда пытаешься решить с ним свои вопросы, он исходит не из групповых предпочтений, а из интересов города. Поэтому многие считают, что Городецкий хотя человек и жесткий, но работать с ним можно. Но некоторые не простили ему, что он не потворствует их клановым интересам.

«Правильный» кандидат

Однако вскоре после выдвижения Лондон заколебался. Дело в том, что он раньше был «широко известен» лишь в «узких кругах». Но по мере того, как росла его узнаваемость в городе, рос и его негативный рейтинг. А позитивный рейтинг рос слишком медленно. И стало ясно: несмотря на все свои телевозможности, победить Городецкого Лондон не сможет. Либо должно произойти что-то чрезвычайное - и в корне изменить расклад сил. В противном случае - впору сниматься. Лондон полетел советоваться в Москву. И неожиданно для многих вернулся окрыленный. И с новым жаром принялся «разоблачать» Городецкого.

Возникла «закавыка». Если человек знает, что ему не победить, и тем не менее бьется с бешеной энергией, - почему и зачем он это делает? В городе решили - расчищает дорогу кому-то из своей «группы». Достаточно перевести дело во второй тур, - а добиться этого можно за счет роста «протестного голосования» и снижения явки. Затем второй тур будет уж совсем просто сорвать, тем более что в Новосибирске такие прецеденты уже были. А там, в установленные сроки - повторные выборы. Но ни Лондона, ни Городецкого в числе кандидатов уже не будет. Зато будет «правильный» кандидат.

И тут произошло чрезвычайное. За две недели до выборов был убит вице-мэр, который ведал потребительским рынком, рекламой и земельной собственностью. В начале выборов одна из местных газет оценила выдвижение Лондона так - «молодые волки в битве за Новосибирск». А другая добавила: он «пойдет по любым трупам». Не хочется верить, что это мрачное пророчество сбылось, но в тот же вечер «лондонский» канал повторил февральский сюжет, где убитый фактически обвинялся в лоббировании интересов отдельных бизнес-групп. А затем звучало предположение: не мог же он это делать сам, наверняка работал на мэра Городецкого. Однако репутация убитого была столь высока, а негодование горожан по поводу убийства столь единодушно, что от этой темы телеканалу пришлось отказаться. Был предъявлен другой вопрос: сколько еще жертв потребует реорганизация «барахолки»? Причем вопрос был предъявлен мэру, а не руководителям силовых структур, которые обязаны обеспечивать правопорядок и защищать город от посягательств криминалитета.

Члены городского Совета в специальном заявлении, еще до убийства, выступили против очернения и мэра, и мэрии, и родного города телеканалами Якова Лондона. Кстати, помешать этому заявлению по ТВ пытался специально прилетевший из Москвы депутат Госдумы Локоть. Долг платежом красен. А когда после убийства группа кандидатов в мэры заявила, что объединяется против криминалитета, «лондонский» канал блеснул. Дескать, некоторые кандидаты в мэры вообще объединились с Городецким. Второй тезис: если предположение правильно, то предстоящие 14 марта выборы напоминают «дешевый фарс». А дальше, сами понимаете, можно долго рассуждать о фарсовом характере выборов 14 марта. Что телеканал и делает. Исполняя волю «из Лондона»

Обсуждение статьи

Страницы: 1 |

Уважаемые участники форума! В связи с засильем СПАМа на страницах форума мы вынуждены ввести премодерацию, то есть ваши сообщения не появятся на сайте, пока модератор не проверит их.

Это не значит, что на сайте вводится новый уровень цензуры - он остается таким же каким и был всегда. Это значит лишь, что нас утомили СПАМеры, а другого надежного способа борьбы с ними, к сожалению, нет. Надеемся, что эти неудобства будут временными и вы отнесетесь к ним с пониманием.

Добавить сообщение




Опрос

Чем окончится вооруженный конфликт ХАМАСа и Израиля?

Личный дневник автораВ связи с закономерной кончиной укро-бандеровского Фейсбука, автор переместился в Телеграм: https://t.me/ISTRINGER и ЖЖ . Теперь вы регулярно можете читать размышлизмы автора на его канале в Телеграм и ЖЖ До скорой встречи
Иероглиф

Stringer: главное

Юлия Навальная не справилась с ролью вдовы героя


Юлия Навальная не справилась с ролью вдовы героя. Вместо того чтобы лететь за Полярный круг разыскивать тело мужа, эта женщина вылезла на трибуну Мюнхенской конференции по безопасности и улыбаясь сделала заявление, что поднимет знамя мужа и возглавит...чт

 

mediametrics.ru

Новости в формате RSS

Реклама

 

© “STRINGER.Ru”. Любое использование материалов сайта допускается только с письменного согласия редакции сайта “STRINGER.Ru”. Контактный e-mail: elena.tokareva@gmail.com

Сайт разработан в компании ЭЛКОС (www.elcos-design.ru)

Рейтинг@Mail.ru