Pедакция не отвечает за содержание заимствованных материалов

Компромат | все материалы раздела

Спор верующих субъектов
4 Февраля 2009

Из дома в печорской деревне Захново по заявлению Псково-Печерского Свято-Успенского монастыря выселяется через суд без предоставления жилья семья, поддерживающая жизнь в храме Иверской иконы Божьей Матери

Со всей страны спешит к заутрене в Псково-Печерский монастырь православный народ. Дивный перезвон наполняет душу радостью и светом. В обители, основанной преподобным Ионой, даже в сердце закоренелого атеиста вдруг зажигается огонёк веры. А в воскресной проповеди редкий пастырь не обратится к теме любви как основе христианского благочестия. И священноначалие, а порой и сам отец наместник, призывает и убеждает. И убедителен глас их.

Колокол Иверского скита у храма Иверской иконы Божьей Матери в деревне Захново. Фото: Лев Шлосберг

После службы

Колокол Иверского скита у храма Иверской иконы Божьей Матери в деревне Захново. Фото: Лев Шлосберг

Отгремел перезвон. Окончилась служба. Разъехались прихожане по городам и селам. И то ли не было слов о вере и любви. То ли принципы эти касаются прихожан избирательно. Остаются факты: в Печорском районе, в священных местах духовного подвига многих подвижников русской земли, в центре паломничества сотен тысяч верующих, по иску Псково-Печерского Свято-Успенского мужского монастыря выселяется из деревенского дома семья православных христиан. Как следует из протокола первого судебного заседания от 30 декабря 2008 года, требование о выселении заявлено без предоставления жилья…

Про то, Кто и почему торгующих выгонял из храмов, мы помним достаточно хорошо. Имеется даже ссылка на первоисточник. Про то, чтобы богоугодным делом стало отнять последнее и выгнать из дома неимущих единоверцев, в Священном Писании не сказано ни слова.

Кажется, повторяется история скандальных противостояний Соловецкого и Валаамского монастырей с соотечественниками-мирянами. Теперь – и в Псковской епархии. Зачем?

Благие намерения

С размахом отпраздновала советская Россия тысячелетие Крещения Руси. Даже безбожная власть, в конце концов, была вынуждена признать роль православия в жизни страны. Да и та страна недолго после протянула. Распался Союз, с головой нырнул в «рынок», и в диком водовороте соединилась светская, церковная и коммерческая деятельность в России. Без принципов. Без правил.

Но отгремели 90-е годы. Патриархия умножила число приходов. Разбогатели отдельные отцы и их «командиры». Кажется, расцвела и укрепилась вера: в моду вошли партийные чиновники со свечками и благотворительные фонды при церковных общинах. Или это были общины при благотворительных фондах?

Как бы там ни было, в Печорском районе, по-над берегом Мальского озера, в деревне Захново, в 2000 году также возникла церковная община со светлыми целями: построить храм во имя Иверской иконы Божьей Матери, собрать православных мирян, возделывать землю и молиться Богу.

Благодетелем, то есть инвестором, выступил представитель благотворительного фонда «Благовест» Сергей Борисович Полищук. Благо, деньги на тот момент у него были, сердце загорелось миссионерским светом, а благословение старцев было получено.

В названной деревне были куплены дома и земля. Назначены руководители. В общину приглашены члены. Поставлены задачи. Обещаны перспективы. В устной форме (это важно запомнить). Работа закипела.

Среди других в 2002 году в общину был приглашен и Валерий Иванович Беляев, талантливый резчик по дереву. Приглашен с супругой. На труд. На пост. На молитву. И – на постоянное проживание.

Судьба человека

Валерий Иванович Беляев – гражданин СССР. Родился, жил и был осужден в Кривом Роге, на Украине. «Сидел» в Республике Коми. После первой отсидки, в 1992 году, не хватило трёх дней для автоматического приобретения российского гражданства. Когда после второй ходки ценности его жизни изменились, внял советам старцев – не принимать нового паспорта и пользоваться теми возможностями, которые предоставил Закон гражданам с паспортами СССР.

Да, Валерий Иванович Беляев – судим. Даже дважды. Впервые – в Советском Союзе, в 1985. Повторно – уже в России, в середине 1990-х. Валерий нашёл в себе силы преодолеть трудное прошлое. После тюрьмы и скитаний, Бог дал Беляеву специальность, жену, веру и церковь.

Из объяснения В. И. Беляева, предоставленного им лично в Псково-Печерский Свято-Успенский монастырь:

«В 2002 г. я, Беляев Валерий Иванович, был приглашен для работ по благоустройству строящегося храма Иверской иконы Божьей матери в деревню Захново. Мне положили заработную плату 5 000 р. в месяц и временно поселили в одном из домов, принадлежавших общине с другими рабочими. Приглашал меня на работу Вадим Николаевич Иванов, директор колхоза «Красный Изборск». В те годы он возглавлял строительство храма и являлся председателем церковного комитета.

После того, как я проработал месяц или полтора, В. Н. Иванов и Л. Н. Быховцева, также уполномоченная благодетелем С. Б. Полищуком на строительство храма и организацию общины, предложили переехать на постоянное проживание в Захново мне вместе с супругой. При условии предоставления жилья и одноразового питания. Для моего с супругой проживания В. Н. Иванов выкупил дом у Екатерины Молчановой, вместе с коровой. Л. Н. Быховцева лично звонила моей супруге – Людмиле Михайловне Павловой, предлагая переезд и сообщая условия: покупка отдельного дома с хозяйством для постоянного проживания нашей семьи. Что и было сделано.

Однако долгое время дом, хозяйственные постройки и земельный участок находились в стадии оформления, а мы не настаивали на документальном свидетельстве правомочности нашего проживания, доверяя устным договоренностям с руководством общины».

Доверяя устным договорённостям.

В Захново Беляев с супругой принимал непосредственное участие в строительстве и благоустройстве церкви Иверской иконы Божьей Матери: выполнял внутреннюю отделку и убранство храма, участвовал в обновлении кровли и в прочих повседневных работах.

Поскольку мужчин в общине было мало, то, помимо отделки храма, все другие тяжелые работы требовали его участия: Беляев охранял деревню от весеннего пала, заготавливал дрова, развозил воду, вместе с супругой вел хозяйство – держал корову, выращивал урожаи необходимых сельскохозяйственных культур, обеспечивая продуктами общину и трудников. Все эти годы 3-4 дня в неделю, по Уставу, музыкально одаренная семья Беляевых сослужила настоятелю, иерею Николаю (Машкову). На клиросе, в качестве чтецов и певчих.

Для проживания в общине семье был предоставлен дом и земельный участок. Жильё находилось в ветхом, крайне запущенном состоянии. Беляевым был проведен капитальный ремонт с заменой окон, перепланировкой, перекладкой печи.

Все условия проживания и производства работ не закреплялись бумагами, а регламентировались «благословениями» и обещаниями: честное слово и благодать Божья не знают печатной формы. В религиозных общинах эти понятия исстари принимаются на веру и сомнению не подлежат.

Валерий Иванович Беляев. Фото: Лев Шлосберг

Промысел Божий

Валерий Иванович Беляев. Фото: Лев Шлосберг

Первыми руководителями стройки стали председатель колхоза «Красный Изборск» Вадим Николаевич Иванов и Людмила Николаевна Быховцева. В дальнейшем руководители часто менялись. У инвестора возникли проблемы в бизнесе и нелады с законом. Затратной оказалась стройка. Расходы росли, появлялись новые объекты. Как-то незаметно вопрос о спасении души, ради чего и задумывалась, и собиралась община, ушел на второй план. Его вытеснил вопрос о собственности. Благое дело духовного подвига уступило место соблазнам.

Уже в 2004 году благодетель Сергей Полищук стал подыскивать общинному проекту нового «оператора». Деревенские дома и земли были переданы на баланс Епархиальному Рождества Богородицы Снетогорскому женскому монастырю. Оттуда была прислана «на руководство» инокиня Даниила. Однако матушка с управлением не справилась – довольно скоро взалкала и польстилась на народное добро.

В деревне ее деятельность была отмечена лишь прокладкой водопровода, да подделкой доверенностей от настоятельницы Снетогорского монастыря игуменьи Людмилы, в результате чего была совершена кража монастырского имущества – дома и земли вдоль побережья Мальского озера в пользу старшей дочери с зятем. Псковская пресса («Аргументы и факты», № 28 от 11.07.2007) откликалась тогда на приключения монастырской собственности, а сестры Снетогорского монастыря и сейчас неустанно молятся о ее заблудшей душе.

Можно понять разочарование тех, кто на пути к Богу не стремится нажить капитал. В годы «правления» Даниилы община сильно поредела. В ней остались 2 инвалида, и вся нагрузка по общинным работам легла на плечи Валерия Беляева и его супруги. За внешними обстоятельствами эта семья не теряла избранных ориентиров. Они выбрали трудный путь к Богу как свою судьбу и продолжали трудом, постом и ежедневной молитвой укреплять пошатнувшиеся позиции общины. Об этом в один голос заявили жители Захново – соседи общинников. Кто бы подумал два года назад, что именно им предстоит вступиться за Беляева, когда в его тихую деревенскую жизнь вмешается… православная братия.

Ключевой момент

Весной 2008-го года собственником имущества стал Епархиальный Псково-Печерский Свято-Успенский монастырь. У древней обители оказались свои взгляды на будущее деревенской общины в Захново. Получив свидетельства о регистрации права собственности и внимательно осмотрев полученные в дар земли и недвижимость, представитель монастыря монах Геннадий (в миру – Юрий Геннадьевич Русев) попросил членов общины «с вещами на выход». Причем в довольно оригинальной форме.

Из объяснения В. И. Беляева, предоставленного им лично в Псково-Печерский Свято-Успенский монастырь:

«В один из первых приездов монаха Геннадия я рассказал ему о своей проблеме с регистрацией. Он обещал передать мою просьбу отцу наместнику. В следующий приезд монах Геннадий информировал меня, что в помощи с регистрацией «архимандрит Тихон отказал, однако пообещал официально оформить на работу меня и супругу». Со слов монаха Геннадия, мне хотели поручить резьбу иконостаса, а для начала – поручили обшить вагонкой потолок в правой галерее храма. Я выполнил данное поручение в полном объеме. Эта работа была оплачена. Дело было весной 2008 года.

Следующее поручение отца Геннадия – передать ему ключи от храма Иверской иконы Божьей матери – я выполнить не смог, так как ключами распоряжается настоятель храма, о. Николай, а я беру ключи только на время – когда протапливаю или убираю в храме. Это вызвало недовольство о. Геннадия, и в следующий приезд, при расчете за выполненные работы, он сказал: «Воля Божья изменилась. Здесь будет скит. Боюсь, что тебе придется подыскивать новый дом, а в этом доме мы поселим пасечника».

Неожиданный поворот событий заставил Валерия Ивановича с супругой выехать в Печоры, к наместнику монастыря, архимандриту Тихону (Секретареву). В устной беседе архимандрит Тихон предложил семье написать автобиографии и прошение на своё имя, а также пообещал лично приехать и разобраться в дальнейшей судьбе Валерия и Людмилы, сделав упор на то, что «все мы – христиане» и «обижать никого не собираемся». Таковое прошение было составлено и передано келейнику архимандрита.

Архимандрит Тихон не приехал. Не разобрался. Зато прислал письменный ответ. На Пасхальной Седмице, в Престольный праздник Иверской иконы Божьей Матери все тот же монах Геннадий привез выписку из журнала Духовного собора Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря от 21.03.2008 г. за подписью архимандрита Тавриона: «Предложить Беляеву В. И. с супругой, проживающим на территории Иверского скита в с. Захново, освободить занимаемую ими площадь к 01.06.2008 г.»

Клир и мiр

Сейчас в деревне Захново 15 дворов. 7 из них теперь принадлежат монастырю и в церковных бумагах называются «Иверский скит». В остальных живут разные люди. Псковские, питерские, московские. Дачники. Некоторые – даже атеисты. Из постоянных жителей – одна бабушка. Из церковной общины остались только Валерий Беляев с супругой. И – отец Николай, настоятель храма.

Соседи будущих насельников скита – заслуженные люди. Народный художник России. Заслуженный врач РСФСР. Председатель этнокультурной автономии. Советник госслужбы. Полковник в отставке. Художественный руководитель киностудии. Есть даже представитель «Единой России», а также молодые предприниматели из беспартийных.

Когда община стала распадаться, это вновь образованное деревенское сообщество, такое разное в своих жизненных корнях, в полном составе поддержала Валерия Ивановича Беляева. Дважды судимого. С паспортом гражданина СССР. Ведь история падшего человека, путем долгой работы над собой пришедших к вере – это и есть путь христианина.

С письмом к правящему архиерею – митрополиту Евсевию – обратились жители деревни Захново уже на Первомай 2008 года. Просили разобраться в ситуации и предлагали конкретные решения:

«Ваше Высокопреосвященство! В настоящее время мы в очередной раз являемся свидетелями непродуманных действий, в результате которых люди, живущие и трудящиеся в храме и на земле, могут быть изгнаны без видимых причин или обозначенных претензий к их работе. У семьи В. И. Беляева нет другого жилья, а, значит, нет возможности переехать и перевезти хозяйство.

Предполагаем, что решение, обозначенное в выписке из журнала Духовного Собора, было принято в результате отсутствия полной достоверной информации о деятельности семьи В. И. Беляева.

Как Вам известно, в православной традиции нередки примеры, когда монастырь предоставлял пожизненное право пользования землей и жильем неимущим и бедным слоям населения. Возможно, этот инструмент – передачи дома и земли в пожизненное пользование – мог бы стать вариантом дальнейшего проживания семьи В. И. Беляева в деревне Захново.

Учитывая, что дом, в котором в настоящее время проживают В. И. Беляев с супругой, находится в жилом секторе деревни Захново, в стороне от территории проектируемого Иверского скита, вторым вариантом мог бы стать выкуп указанного дома в пользу семьи В. И. Беляева.

Нам известно, что этот дом, вместе с земельным участком, хозяйственными постройками и коровой, был выкуплен инвесторами общины за 120 тысяч рублей. Считаем, что часть этих денег семья отработала за 7 лет добросовестного труда в общине. Внести разумный выкуп за оставшуюся долю дома, земли и хозяйства, готовы вскладчину проживающие в деревне Захново соседи В. И. Беляева, так как достаточных средств для этого у семьи В. И. Беляева нет.

Мы не считаем возможным оставаться равнодушными, в стороне от происходящих событий, но и не спешим предавать вопросы взаимоотношения Церкви и ее чад, на примере данной семьи и деревни Захново, общественной огласке... Поэтому надеемся, многоуважаемый Владыко, на ваше мудрое любящее сердце и рассчитываем, что, с Вашей помощью, будет принято положительное решение, и семья В. И. Беляева будет и далее проживать в деревне Захново.

Если Вы сочтете необходимым для принятия решения встретиться лично с авторами данного обращения, просим оповестить звонком по указанным номерам телефонов.

Проживающие в дер. Захново … (всего 11 подписей)».

Звонков не последовало. «Мудрое и любящее сердце» владыки Евсевия подсказало архипастырю странное решение. Резолюция архиерея на письме жителей деревни, датированная 26-м мая 2008 года, поставила их в географический тупик: «Иверский скит предназначен для духовной жизни. Не монашествующим, мирским людям проживать в скиту монастырские правила не позволяют».

На карте Печорского района нет Иверского скита. Есть деревня Захново. Скит лишь проектируется, будучи пока лишенным монахов. Пустует братский корпус. В храме из прихожан все те же Валера и Людмила. Да и (напомним) дом, в котором проживает Беляев, находится в «мирской» части деревни, вдалеке от будущего скита. По сути дела, сегодня супруги Беляевы в храме Иверской иконы Божьей Матери – и приход, и клир, и трудники.

Но после резолюции Владыки монастырь перешел к более решительным действиям, воспользовался шатким положением Беляева с паспортом гражданина СССР и отсутствием регистрации и… включил административный ресурс.

Суд да дело

В июле 2008 года в кабинете начальника Печорского РОВД раздался телефонный звонок с устной просьбой поспособствовать в выселении «…одного незаконного мигранта, самовольно занимающего монастырскую собственность». Отзывчивый начальник оперативно откликнулся на обращение. Когда в пятницу вечером Беляева приехали забирать «для беседы с начальником РОВД», Валерия Ивановича отстаивали буквально всей деревней, с видеосъемкой и подключением адвоката. Отметим важную деталь: общение в весьма непростой момент было предельно корректным и с той, и с другой стороны. В неформальной беседе в ответ на просьбу юриста не подменять собой судебных приставов, представитель органов внутренних дел вдруг тяжело вздохнул: «Монастырь в Печорах – градообразующее предприятие. Мы будем играть за них. Вы уж не обижайтесь».

Впрочем, милиционеры с честью вышли из игры. Получив 26 июля 2008 года официальное заявление, поданное от имени настоятеля, в котором всё того же начальника РОВД «почтительно просили оказать помощь Свято-Успенскому Псково-Печерскому монастырю в выселении Беляева Валерия Ивановича и его супруги из принадлежащего монастырю жилого дома в деревне Захново», милиция честно завернула бумагу, как поданную не по адресу. За что отдельное христианское спасибо органам. За все-таки проявленное гражданское мужество…

Дело двигалось уже к Новому году, когда противостояние перешло в новую фазу. 24-го декабря 2008 года Беляеву была вручена повестка в Печорский районный суд. Заседание было назначено на 26-е декабря и затем перенесено на 30 декабря: Псково-Печорский Свято-Успенский монастырь подал иск о выселении Беляева с супругой, вдобавок назвав венчанную жену Валерия Ивановича сожительницей, несмотря на то, что брак между Павловой и Беляевым освящен священником.

Причем повестка в суд снова была вручена не почтальоном, а участковым. А при подаче ходатайства о переносе заседания Беляева проинформировали следующим образом: «Против кого вы пошли? вы должны понимать, что вы просто затягиваете процесс, у вас нет шансов: монастырь – градообразующее предприятие… собирайтесь к переезду…»

Бог дал. Бог взял

Да, с юридической стороны дело Беляева не выглядит убедительно.

У Беляева действительно нет иного жилья, кроме занимаемого дома. За время проживания Беляевым с супругой этот дом был отремонтирован им своими силами и за свой счет. Работы по храму, ныне переданному из общины Иверскому скиту Псково-Печерского монастыря, выполнены в приличном объеме, однако никак не оплачены.

Подготавливаясь к принятию российского гражданства, в августе 2008 года все тем же Печорским райсудом гражданин Беляев признан постоянно проживающим на территории России, в деревне Захново. В решении суда отмечено, какой именно дом был предоставлен Беляеву для постоянного проживания в общине. Имеется свидетель (глава церковной общины в 2002-2003 гг. Л. Н. Быховцева), которая подтвердит в суде, что Валерия приглашали на постоянное (пожизненное) проживание в обмен на его работу в общине. Даже в самом иске монастыря указано, что с 2003 г. Валерий «с молчаливого согласия меняющихся собственников остался в нем (в доме) проживать».

Вообще, в беседах односельчане Беляева искренне удивляются: месяц проходил за месяцем, а решать дело с проживанием Валерия Беляева и Людмилы Павловой по существу никто и не думал. Церковные иерархи епархиального масштаба – Владыка Евсевий и архимандрит Тихон – до сих пор не нашли возможности ни разобраться на месте, ни выслушать людей. Вместо этого духовные лица включили вполне «мирские» рычаги, и теперь мирянам в Захново раз за разом приходится отбивать атакующих Валерия Ивановича местных силовиков и рядить адвокатов на заседания.

Соседи прекрасно понимают: обещания Беляеву давались одними православными людьми, а монастырь – это «другие» православные люди, т. н. «добросовестные приобретатели». Но на экстренно проведенном сельском сходе возобладала такая точка зрения: люди, добровольно принявшие на себя обет христианского благочестия, обязаны следовать ему как военные – присяге, а врачи – клятве Гиппократа. И если кое-кто из них забыл, что жизнь во Христе – это служение не только Богу, но и ближнему, то не грех будет об этом напомнить.

Поэтому противостояние, затронувшее жизнь простого человека, сумевшего сознательно свернуть с пути уголовного мира на путь созидания, труда и веры, ежедневно доказывающего делом, что христианская жизнь для него – это вся жизнь, уже объединило совершенно разных людей, в том числе обладающих ресурсом воздействия и на общественное мнение, и на церковь.

По делам их узнаете их

Судебное заседание 30-го декабря 2008 года не завершилось окончательным решением. Заслушав дело по существу, судья нашла возможность перенести слушания. Возможно, для того, чтобы стороны одумались и договорились решать вопрос в традиции мира и добра, а не в процессуальных формулировках гражданского и жилищного кодексов.

Косвенно это подтверждает и встреча архимандрита Тихона с делегатом от деревенской «группы поддержки» Валерия Беляева. Она состоялась накануне Рождества. Наместник снова подтвердил готовность к диалогу и предложил Валерию Беляеву изложить свою версию мирового соглашения. Отозвать иск, впрочем, отказался.

Беляев просит оставить его жить в деревне Захново. 2-го февраля 2009 года Валерий Иванович лично отнес в приемную отца настоятеля проект мирового соглашения, целых три варианта.

О чём сегодня разговор? Старый дом в 43,3 квадратных метра, участок в 36 соток. Цена в 120 тысяч рублей вместе с коровой, уплаченная инвесторами уже отошедшей в мир иной Катерине Молчановой в 2002-2003 годах… Архипастыри, разрешите Беляеву выкупить дом. Оставьте собственность за собой и сдайте его православной семье в пожизненное пользование. Подарите иной участок земли, помогите отстроиться. Найдите решение.

Способна ли современная православная церковь не только принять раскаявшегося, изменившегося и поверившего человека, но и поддержать его и словом, и делом?

Если нет, то 5-го февраля в Печорском районном суде – очередное заседание. От православной обители до суда – всего лишь несколько сот метров. От нарастания напряженности в Мальской долине до решения вопроса по-христиански, в любви ко Спасителю – один шаг. Правду говорят, близок Христос, да долог путь к Нему.

Обличая мир, погрязший во грехе, священноначалие часто цитирует святых отцов: «Дело не в том, чтобы не падать, важно научиться вставать». И вот человек встал. Отошел от темных дел. Создал семью. В поте лица своего продолжает честно и усердно трудиться и молиться. Делами, а не словами свидетельствует чудо: умеет Господь Бог перековать и опытного грешника в деятельного христианина.

Но Некто не дремлет и наносит новый удар. Порой так сталкивает верующих между собой, что общество лишь диву дается, как на ровном месте взрастает конфликт, порождающий не что-нибудь мирское, а – сомнения в вере.

* * *

…Вновь монастырские колокола встречают прихожан хрустальным перезвоном. Вновь наполняются сердца светом и радостью. Вновь летит с амвона благая весть: Бог есть Любовь…

Иван СИДЕЛЬНИКОВ,

Санкт-Петербург – Захново, специально для «Псковской губернии».

Источник: Псковская губерния

Поделиться:

Обсуждение статьи

Страницы: 1 |

Уважаемые участники форума! В связи с засильем СПАМа на страницах форума мы вынуждены ввести премодерацию, то есть ваши сообщения не появятся на сайте, пока модератор не проверит их.

Это не значит, что на сайте вводится новый уровень цензуры - он остается таким же каким и был всегда. Это значит лишь, что нас утомили СПАМеры, а другого надежного способа борьбы с ними, к сожалению, нет. Надеемся, что эти неудобства будут временными и вы отнесетесь к ним с пониманием.

Добавить сообщение




Личный дневник автора
Убитые курорты
Иероглиф

Stringer: главное

Чубайс ушел. Наемная шпага буржуазии выполнила свою задачу.


В нынешнем официозе, который повсеместно располагается на платформе Телеграм, мутной рекой пошли проклятия в адрес Чубайса, только что покинувшего пост главы Роснано. Так называемый канал НЕЗЫГАРЬ тускло перечислил грехи Чубайса. Ему вторят в более эмоцио

 

mediametrics.ru

Опрос

Следует ли Собянину во время эпидемии продолжать менять плитку и бордюры?

Новости в формате RSS

Реклама


Еще «Компромат»

Рейтинг@Mail.ru
 

© “STRINGER.Ru”. Любое использование материалов сайта допускается только с письменного согласия редакции сайта “STRINGER.Ru”. Контактный e-mail: elena.tokareva@gmail.com

Сайт разработан в компании ЭЛКОС (www.elcos-design.ru)