Pедакция не отвечает за содержание заимствованных материалов

Компромат | все материалы раздела

Бесплодные предчувствия переворота
10 Ноября 2010

«Предчувствие переворота» или «схватка под штабным ковром»?

7 ноября 2010 года в Москве митинговали не только левые всех мастей, но и десантники. Они провели митинг на Поклонной горе с требованием отставки министра обороны РФ Анатолия Сердюкова. Большинство российских СМИ уже объяснили проведение этой акции интригами генералов, не готовых упускать из-под контроля финансовые потоки. Кто-то, как всегда, видит за этой акцией борьбу за влияние в Кремле. А некоторые и вовсе предрекают военный переворот.

Из Италии виднее

О перевороте в связи с акцией десантников журналисты заговорили задолго до ее проведения. Причем не российские, а зарубежные. «Я не исключаю возможности того, что некоторые военные лидеры будут склонны к тому, чтобы совершить что-то типа военного переворота», - цитирует в связи со скандалами вокруг ВДВ американское издание «The Washington Post» российского эксперта Виктора Кременюка.

Итальянская «Il Manifesto» опубликовала статью с говорящим названием «7 ноября - переворот в Москве? Вести из бывшей империи зла». Журналисты южноевропейской страны и вовсе заявили о «неминуемом перевороте в России», ссылаясь на данные с сайтов кавказских сепаратистов.Переворот, по мнению итальянского издания, должен был «привести, в первую очередь, к уничтожению секретных служб (ФСБ) и их руководства во главе с Путиным. В случае, если президент Медведев откажется немедленно выполнить это требование, предполагалось использовать силу, чтобы захватить Кремль». Впрочем, вместо обещанных «документальных подтверждений» у итальянцев только догадки, основанные на косвенных данных: «Два генерала в отставке - Григорий Дубров, бывший командующий радиотехническими войсками ПВО, и Борис Дебашвили из Минобороны - погибли при таинственных обстоятельствах, а другой генерал, Владимир Шаманов, командующий ВДВ (очень известный и популярный, участник кампаний в Чечне), едва избежал смерти в темной автомобильной аварии, о которой говорила вся страна».

Организатор митинга, генерал и известный общественный деятель Владислав Ачалов, с этими слухами был знаком и всячески пытался их развеять. Его интервью «Комсомольской правде» так и было озаглавлено: «Военного переворота не будет». Более того, беседуя с обозревателем этого издания Виктором Баранцом, глава «Союза десантников России» заявил, что «СДР вне политики. Мы не выдвигаем никаких политических требований».

Как известно, «десантный скандал» начался 30 сентября этого года с посещения Анатолием Сердюковым Рязанского высшего воздушно-десантного училища. Там министр, якобы жестко обругал начальника училища, Героя России полковника Андрея Красова, и велел снести строящуюся на территории вуза церковь Илья Пророка. Позже сам Красов опроверг информацию об этом инциденте, а представители военного ведомства заявили, что кроме церкви на территории училища были и другие несанкционированные постройки. Однако скандал неумолимо разрастался - и привел к митингу протеста. К тому же ранее появилась информация о директиве министра обороны, согласно которой командование ВДВ становится подразделением Главного командования Сухопутных войск, а соединения и части ВДВ фактически передаются в оперативное подчинение командованиям стратегических направлений «Север», «Запад», «Юг», «Восток». То есть выводятся из резерва и непосредственного подчинения Верховного главнокомандующего. Эксперты и журналисты также ожидали ликвидации самостоятельности Рязанского воздушно-десантного командного училища, которое должны были влить в учебный центр Сухопутных войск (Общевойсковую академию).

В итоге разговоры о «перевороте» после митинга на Поклонной горе пусть и стихли, но не исчезли совсем. На акцию, по оценкам ГУВД Москвы, пришло около тысячи человек. По версии ряда участников, на митинге было около трех с половиной тысяч человек (что меньше обещанных организаторами 10 000, но все равно немало). Впрочем, не все они оказались десантниками. Среди участников митинга, в частности, появились сторонники различных ультраправых организаций. Выступая на митинге, Владислав Ачалов призвал к «отставке министра обороны Сердюкова», а также потребовал «призвать к ответственности начальника Генерального штаба генерала Макарова, статс-секретаря генерала армии Панкова, начальника Управления кадров генерала Горемыкина за развал Вооруженных сил, за низкую боеготовность и боеспособность». Оценки в блогосфере и прессе разделились - от разочарованных («и это обещанный бунт?») до оппозиционно-оптимистических («раз десантники вышли на митинг, властям не сдобровать»). «Двойственными» назвал впечатления от митинга и отставной полковник ГРУ Владимир Квачков. В интервью интернет-телеканалу Штурм-ТВ он посетовал, что если бы на митинг пришло 15 тысяч человек, можно было бы идти к зданию Минобороны и ждать, пока «этот свиноподобный хряк не уйдет».

Старший сержант во главе генералов

Между тем, несмотря на участие в митинге столь радикально настроенных персонажей, оппозиционность и самого митинга, и Союза десантников была явно преувеличена. Главой Наблюдательного Совета СДР, например, является вполне лояльный к нынешним властям спикер Совета Федерации Сергей Миронов. Со стороны, кстати, немного забавно смотрится, что главой органа, где заседают в основном генералы и полковники, является «старший сержант ВДВ». Сам Владислав Ачалов действительно прославился не только военными подвигами, но и участием в событиях октября 1993 года на стороне лидеров Верховного совета РФ. Но это было давно. Сегодня же и его вряд ли можно назвать радикалом. Так, в 2007 году Владислав Алексеевич баллотировался в Госдуму РФ по спискам «Справедливой России» - вторым номером в региональной группе №32 (включавшей Хабаровский край). Да и прошедший за день до митинга съезд СДР состоялся под знаком диалога с властями. Среди организаторов митинга оказались и представители другой, вполне лояльной властям организации - «Боевого братства». Лидером этой структуры является подмосковный губернатор Борис Громов, а многие выходцы из нее стали главами городов и районов области. В частности, мэр города Химки Владимир Стрельченко. Фактически, это почти что «региональная партия власти». Могли ли такие организации участвовать в торге внутри высшего руководства страны или хотя Минобороны? Очень может быть. Могли ли они сейчас выступить против власти на стороне радикальной оппозиции? Вряд ли.

Впрочем, в связи с акцией десантников пресса заговорила и о подковерных играх в верхах. Так, в «Независимой газете» вышла статья под заголовком «"Справедливая Россия" играет против президента». Авторы этой версии посчитали, что участие в митинге на Поклонной горе активистов с флагами «справороссов» говорит о том, что Сергей Миронов открыто выступает против Дмитрия Медведева. Ведь Президент поддержал Анатолия Сердюкова. На деле все, видимо, проще. Как было сказано выше, глава Совета Федерации возглавляет и Наблюдательный Совет в СДР, да и о своей службе в ВДВ напоминает постоянно. К тому же для «Справедливой России» вполне естественно стремиться собрать вокруг себя побольше протестных групп - иначе зачем нужна эта партия?

«Путин против Сердюкова»?

С «десантным скандалом» связана и другая версия о взаимоотношениях в тандеме. В издании «Аргументы недели» была опубликована информация, что как только скандал вокруг ВДВ начал набирать обороты, Владимир Путин, якобы потребовал от Анатолия Сердюкова написать заявление об отставке. Дмитрий Медведев же ранее главу Минобороны поддержал. Затем появилось «опровержение» этой информации - но не от пресс-службы премьера, а от лица «осведомленного источника в Правительстве». Однако Сердюков возглавил военное ведомство еще при Путине-президенте и является зятем одного из его близких соратников, Виктора Зубкова. Так что версия «Путин против Сердюкова» скорее призвана, как бы сказал сам премьер, «отделить мух от котлет». То есть сделать так, чтобы премьер не ассоциировался с не самым популярным главой Минобороны.

Между тем, как пишет та же «Независимая газета», «матерный скандал» оказался на время исчерпан. Заместитель командующего ВДВ Владимира Шаманова генерал-майор Александр Ленцов заявил в эфире «Эха Москвы»: «ВДВ как были, так есть и будут родом войск». По крайней мере - до 2016 года. Рязанское училище ВДВ имени Маргелова также, вопреки опасениям, сохранится прежним, но «по всей вероятности, его станут именовать в документальной переписке вузом Общевойсковой академии».

Итак, судя по всему, проблемы внутри военного ведомства урегулированы. А как же пресловутый «военный переворот»? Возможен ли он вообще в современной России? Скорее всего - нет. В странах, где происходили успешные военные перевороты, армия является одной из ключевых сил в обществе (часто - на фоне слабости всех остальных частей государственной машины), пользующаяся изрядной самостоятельностью. Там, где перевороты происходили неоднократно, высшие офицеры еще и занимают посты в руководстве ведущих корпораций, контролируя важнейшие сектора экономики (как это было в 1960-1980-е годы в Южной Корее и ныне происходит в Пакистане). В России же в 1990-е произошло примерно то же самое, что в ряде африканских государств - государственная машина в целом была слаба, но армия еще слабее.

Желая вложить значительные средства в армию, власти «эпохи стабильности» подстраховались. Во-первых, они забрали контроль над ключевыми финансовыми потоками сначала у армейского генералитета, а потом и у силовиков вообще, поставив руководить военным ведомством абсолютно гражданского министра Сердюкова. Во-вторых, на политическую обочину были оттеснены самые известные из генералов, прославившихся в Чечне. Политическая карьера тех же Владимира Шаманова или Георгия Шпака закончилась довольно быстро. Генералы больше не попадали в публичную сферу в связи с какими-то популярными акциями. После «пятидневной войны» в Южной Осетии много ли было можно найти упоминаний о военных руководителях операции? Как только стало ясно, что кампания будет быстро завершена, руководство страны передумало направлять в зону боевых действий того же Шаманова, который уже имел широкую известность. И в-третьих, сама военная реформа, похоже, создаст проблемы даже гипотетическим авторам переворота - те же планы о фрагментации управления войсками станут еще одним барьером перед объединением с возможными «мятежниками».

Так что России придется обойтись без латиноамериканской (а также ближневосточной и южнокорейской) романтики. Военный переворот в ближайшее время не ожидается. Зато «схваток под ковром» - сколько угодно, - пишет на сайте Рабкор.руНейжмаков Михаил

----------------------------------------------------------------

Впрочем, бесплодное кипение отставников ввергает наивных импортных журналистов в иллюзии.

Обсуждение статьи

Страницы: 1 |

Уважаемые участники форума! В связи с засильем СПАМа на страницах форума мы вынуждены ввести премодерацию, то есть ваши сообщения не появятся на сайте, пока модератор не проверит их.

Это не значит, что на сайте вводится новый уровень цензуры - он остается таким же каким и был всегда. Это значит лишь, что нас утомили СПАМеры, а другого надежного способа борьбы с ними, к сожалению, нет. Надеемся, что эти неудобства будут временными и вы отнесетесь к ним с пониманием.

Добавить сообщение




Опрос

Чем окончится вооруженный конфликт ХАМАСа и Израиля?

Личный дневник автораВ связи с закономерной кончиной укро-бандеровского Фейсбука, автор переместился в Телеграм: https://t.me/ISTRINGER и ЖЖ . Теперь вы регулярно можете читать размышлизмы автора на его канале в Телеграм и ЖЖ До скорой встречи
Иероглиф

Stringer: главное

Юлия Навальная не справилась с ролью вдовы героя


Юлия Навальная не справилась с ролью вдовы героя. Вместо того чтобы лететь за Полярный круг разыскивать тело мужа, эта женщина вылезла на трибуну Мюнхенской конференции по безопасности и улыбаясь сделала заявление, что поднимет знамя мужа и возглавит...чт

 

mediametrics.ru

Новости в формате RSS

Реклама

 

© “STRINGER.Ru”. Любое использование материалов сайта допускается только с письменного согласия редакции сайта “STRINGER.Ru”. Контактный e-mail: elena.tokareva@gmail.com

Сайт разработан в компании ЭЛКОС (www.elcos-design.ru)

Рейтинг@Mail.ru