Pедакция не отвечает за содержание заимствованных материалов

Компромат | все материалы раздела

Николай освобожденный
10 Июня 2013

Увольнение танцовщика Николая Цискаридзе из Большого театра было неожиданным, пишет The New York Times. Как отмечает издание, Цискаридзе давно готовился к юридической битве с представителями ГАБТ относительно своего контракта, но в воскресенье танцовщик мог мало что сказать, отказавшись от телефонного интервью.

«Я не расстроен», — заявил Цискаридзе в письменном заявлении. «Я знал, что это случится», — добавил он. «Их опера «Князь Игорь» была провалом. И им нужно отвлечь внимание другим скандалом», — сообщил танцовщик.

Газета называет Цискаридзе «проницательным и острым на язык уроженцем Грузии», который никогда не боялся критиковать администрацию Большого театра публично.

В свою очередь, The Daily Telegraph пишет, что случай с Цискаридзе стал еще одним примером «ужасной внутренней борьбы» в одном из самых известных балетных коллективов.

***************

Без Цискаридзе в Большом будет не жизнь, а малина?

...Ну вот и свершилось: Большой театр избавился от самой сильной своей головной боли и раздражителя в виде Николая Максимовича Цискаридзе. Два его контракта (и танцора, и балетмейстера-репетитора) истекают 30 июня, и, как стало известно в субботу, руководством они не продлены.

Ну что тут скажешь? Ровно то, о чем твердили многие высокопоставленные комментаторы на протяжении последнего года противостояния Цискаридзе с Иксановым: сам виноват. Действуй он более дипломатично, согласись поехать на руководящий пост в провинцию, избегая ненужных склок, — остался бы в обойме, в некоем кадровом резерве с прицелом на более значимое место... Но нет, решил сыграть партию нахрапом, наскоком — «либо Большой, либо ничего». Проиграл. Пусть винит тех своих покровителей, кто ему подобный сценарий советовал. Я не припомню ни одного случая в новейшей истории, когда человек культуры (пусть даже начальник) пошел бы против своего учреждения и умудрился бы при этом удержаться на месте. Такого не бывает. Скандалишь? Не нравится? Скатертью дорожка.

Ну, разумеется, как и все, мы попытались взять интервью у Николая, но он ответил, что и без его комментария его «обольют». Жаль, это бы явно уравновесило материал.

Разберемся с первым вопросом. Мы (журналисты) были свято уверены, что в июне истекает лишь один контракт Цискаридзе — репетиторский. А контракт танцовщика либо завершается много позже, либо вообще бессрочный. Ведь как тогда понять логику Николая, что он судился с Большим, желая снять выговоры, угрожавшие ему увольнением по статье? Зачем судиться, если тебя и так уволили бы месяцем позже?

— Подтверждаю, — объясняет «МК» анонимный источник в БТ, — оба контракта были срочными, и сейчас они истекают. В Большом театре договоры в массе своей пересматриваются в декабре. Ну либо в середине года — это у тех, у кого исторически так сложилось (как у Николая). Но это не только Цискаридзе касается: не продлены договоры с несколькими артистами.

— И все это законно, не подкопаешься?

— Абсолютно. Вы ж видите, что нет с его стороны никакой реакции.

— А чего ж тогда ходили слухи, что у Волочковой до сих пор книжка в отделе кадров лежит?

— Волочкова ушла в декрет, а потом писала заявление о творческом отпуске без сохранения зарплаты. Вот и все. И ей это выгодно, потому что в афишах на региональных гастролях можно писать, что она — прима-балерина БТ, что, естественно, стоит дороже.

— А для чего ж тогда Цискаридзе судился, снимая взыскания?

— Ради пиара. Или он боялся, что его уволят еще раньше, до июня. Но никто не стал этого делать.

— То есть он с 1 июля не сможет прийти в Большой театр?

— Срочный договор завершен, происходит бухгалтерский перерасчет и все, Николай не является сотрудником БТ.

— Что ж, сам перегнул палку...

— Это правда.

— «Письмо деятелей культуры» — высший пилотаж...

— Да даже не это я бы назвал «высшим пилотажем», это еще ладно (хотя обманул уважаемых людей), — а вот когда он заявил, что Филину глаза не сжигали (в то время как ему 18-ю операцию делают!) — это уже ни в какие ворота. После этого было множество звонков в театр от наших коллег за рубежом с одним вопросом: «Что там у вас происходит? Если бы у нас человек позволил бы себе такое высказывание, его профессиональная карьера закончилась бы на следующий же день». Так что, не правы те, кто уверяет, что в России нет свободы слова. Она есть. И еще как есть. В уставах многих крупных театров мира прописано, что артисты не имеют права выступать с критикой действий театра, давая негативные оценки происходящему. Это нормальная мировая практика. А у нас это вызывает какие-то вопросы.

* * *

Также на правах анонимности громкую отставку для «МК» прокомментировал не руководящий, а творческий сотрудник БТ (женщина):

— Еще раз позвольте уточнить про срочный договор Николая...

— Тут не все до конца ясно. Может иметь место вариант, что, оформив пенсию (ее он оформил несколько лет назад, по-моему, через 15 лет стажа), Николай перешел на срочный контракт, который, например, раз в год или раз в два года переподписывается. В этом случае (непродления) он увольняется автоматом. И тогда не надо никакой бузы, крика, шума, ведь никакой суд не сможет его восстановить.

— Увольнение Цискаридзе — положительный момент для Большого театра? Или театр теряет выдающегося танцовщика и отличного педагога?

— Считаю, что положительный. Не согласна с утверждением, что он выдающийся. В свое время Николай был, конечно, способным и интересным, но сейчас его качества (естественно!) получили возрастное угасание. Теперь это уходящая натура. И покуда угасает его профессионализм, развивается склочничество и сутяжничество. Причем это только та часть айсберга, которая через СМИ вынесена наружу. Огромная же часть остается внутри коллектива: он создает кучу ненужных интриг, волнений и отрицательных эмоций. Достаточно вспомнить его травлю балетных худруков — Ратманского, Бурлаки...

— А правду говорят, что и Ратманский не захотел продлевать контракт худрука по большей части из-за Цискаридзе?

— Сам Ратманский таких вещей не озвучивал, но косвенно — да. По крайней мере люди, которые близко с ним общались, говорили, что Николай Максимович создал Ратманскому совершенно невозможные отношения, вплоть до того, что Цискаридзе публично в коридорах театра негативно о нем отзывался.

— Так почему Иксанов в ту пору не встал на защиту своего балетного худрука?

— Видимо, Иксанов тогда еще не был готов к борьбе. До тех пор пока это не приобрело столь угрожающих размеров. Я считаю, что это его очень большая, не сказать вина, но ошибка. Потому что если бы в свое время он приструнил Цискаридзе, то, возможно, мы бы не имели ни этих истерик по поводу ремонта, ни уходов худруков, ни письма выдающихся деятелей культуры с просьбой назначить Цискаридзе гендиректором, ни порноскандала, ни даже кислотной атаки на Филина.

— Все-таки считаете, что кислотная атака на Филина как-то связана с Цискаридзе?

— По крайней мере она где-то рядом. Вполне возможно, что Дмитриченко, будучи человеком, входящим в близкий круг Николая Максимовича, и наблюдающим, что тому все сходит с рук, мог решить, что и ему это преступление сойдет с рук...

— Сколь основательно утверждение гендиректора Большого в адрес Цискаридзе о том, что тот напрямую связан с порноскандалом вокруг Геннадия Янина?

— Иксанов, будучи опытным администратором, прекрасно знакомым с Уголовным кодексом, вряд ли назвал бы его имя, не имея на то оснований. Скандал носил очень специфический характер, и театр решил его тихо замять. Вероятно, во время расследования каким-то образом всплыло имя Николая Максимовича. Цискаридзе, тоже знакомый с основами права, знает, что можно подать в суд за клевету. Однако с момента интервью Иксанова прошло несколько месяцев, — в суд никто не подал.

— Иксанов также говорил, что если Цискаридзе не имеет прямого отношения к кислотной атаке, то все равно морально ответственен за атмосферу, созданную им...

— За атмосферу — да. Никогда за много лет (какие бы тяжелые времена ни были!) и помыслить было невозможно о возникновении подобного. Были артисты несоизмеримо крупнее масштабом и талантом, чем Цискаридзе: это Плисецкая, Лиепа, Васильев, Максимова, Лавровский; они тоже заканчивали артистическую карьеру с разной степенью обиды. И позволяли себе некие высказывания в прессе. Но реже, корректнее и без истерики. Всегда смена поколений достаточно тяжела, у людей есть претензии. Но здесь человек в абсолютно распущенной форме, как на базаре, «несет» свой театр, руководство и так далее.

— И все-таки вы считаете Цискаридзе артистом мирового уровня? Есть у него мировое признание?

— Мировое признание измеряется количеством приглашений в мировые труппы в качестве гостевых звезд. Николай Цискаридзе не может похвастаться ни одним таким приглашением.

— А Парижская опера?

— В Гранд-опера у него были только разовые выступления. На таких выступлениях побывала большая часть премьеров и прим Большого театра. Там танцевали Светлана Лунькина, Мария Александрова, Александр Волчков. Если бы Николай Максимович так понравился Парижской опере, они б приглашали его с той же степенью регулярности, как приглашают, например, Светлану Захарову. А остальные мировые труппы — Ковент-Гарден, Ла Скала, ABT, Нью-Йорк Сити балет — его не приглашали. Не приглашали его ни в Гамбург, ни в Мюнхен, ни в Берлин...

— Получается, тот ореол, который в России имеет его имя, создан в значительной степени самим Николаем?

— Это получилось благодаря его активному «засвечиванию» в СМИ — одновременно благодаря его артистизму и личному обаянию. Он парень неглупый, эрудированный, с хорошо подвешенным языком. Поэтому, получив возможность выйти на широкую публику, он создал о себе очень благоприятное впечатление.

— Как вы думаете, чем может заняться Цискаридзе после увольнения? Работать шоуменом на телевидении, петь, как Волочкова? Или возглавит какой-нибудь театр, например, во Владивостоке?

— Во Владивостоке все уже назначены. Да и, насколько знаю, Николай всегда заявлял, что в периферийный театр не поедет. В принципе Цискаридзе может создать свою школу (если он позиционирует себя как педагог): пользуясь связями и возможностями своих друзей-покровителей, организует в хорошем месте частную балетную школу имени себя... то, что делает сейчас Илзе Лиепа, например.

— А в театре как педагог Николай имел авторитет? Ведь он воспитывал когда-то нынешнего премьера Артема Овчаренко (который, правда, от него быстро ушел), Дениса Родькина; Анжелина Воронцова, прославившаяся как гражданская жена Павла Дмитриченко, тоже его ученица...

— Думаю, театр и в этом отношении ничего не теряет. А то, что с ним хотят заниматься, но он не берет к себе других учеников, кроме названных, тоже говорит о многом. Ведь хороший педагог — это тот, кто может взять очень сырой материал и довести его до приличной высоты. Я своими глазами видела прекрасно подготовленного (ныне покойным педагогом Александром Бондаренко) Артема Овчаренко, который, занимаясь с Николаем Максимовичем, менее чем за год в то время очень сильно деградировал. Также не вижу прогресса у Анжелины Воронцовой (в свое время воспитанной очень сильными педагогами). Дениса Родькина в пору его ученичества я видела всего один раз, на смотре балетных школ, который организовала наша академия. Но уже то, что он представлял балетную школу «Гжель» на этом концерте с классическим номером из «Сильфиды», говорило о нем, как о лучшем ученике своей школы. То есть три его ученика, до того как попасть к нему в руки, были готовыми солистами...

...Но как бы не было сильно искушение повесить сейчас все грехи на Цискаридзе, надо понимать, что и руководство БТ нередко вело себя, мягко говоря, двусмысленно, к тому же изгнание Николая не решит главной проблемы — нарастающего кадрового голода среди творческих управленцев, отсутствия художественной идеологии в «главном театре страны», что может аукнуться серьезным кризисом в самое ближайшее время.

Ян Смирницкий, Павел Ященков

Источник: МК

Поделиться:

Обсуждение статьи

Страницы: 1 |

Уважаемые участники форума! В связи с засильем СПАМа на страницах форума мы вынуждены ввести премодерацию, то есть ваши сообщения не появятся на сайте, пока модератор не проверит их.

Это не значит, что на сайте вводится новый уровень цензуры - он остается таким же каким и был всегда. Это значит лишь, что нас утомили СПАМеры, а другого надежного способа борьбы с ними, к сожалению, нет. Надеемся, что эти неудобства будут временными и вы отнесетесь к ним с пониманием.

Добавить сообщение




Личный дневник автора

Новая книга Елены Токаревой

Иероглиф

Stringer: главное

Во МХАТе опять хотят сменить главрежа


Говорят, Никите Михалкову пришелся не по нраву Женовач. Оне желают сменить его на более покладистого человека. Возможно, этим человеком станет Евгений Миронов...Говорят, что голубая мафия возмутилась решением Женовача снять с репертуара МХАТа похабные пос

 

mediametrics.ru

Опрос

Следует ли Собянину во время эпидемии продолжать менять плитку и бордюры?

Новости в формате RSS

Реклама


Еще «Компромат»

Рейтинг@Mail.ru
 

© “STRINGER.Ru”. Любое использование материалов сайта допускается только с письменного согласия редакции сайта “STRINGER.Ru”. Контактный e-mail: elena.tokareva@gmail.com

Сайт разработан в компании ЭЛКОС (www.elcos-design.ru)