Pедакция не отвечает за содержание заимствованных материалов

Компромат | все материалы раздела

Борец с голубым драконом
21 Января 2014

Протодиакон Андрей Кураев: «Не надо входить в мир моей совести по административно-командной дорожке»

Последние дни к протодиакону Андрею Кураеву очередь из журналистов не меньше, чем к тем же Дарам волхвов. Обнародовав случаи систематических гомосексуальных домогательств к семинаристам и молодым священникам, отец Андрей, не исключено, поставил крест на своей дальнейшей карьере в РПЦ.

Протодиакон Андрей Кураев с Алехиной и Толоконниковой

Перед самым Новым годом Кураева исключили из преподавательского состава Московской духовной академии якобы за эпатажные призывы в прессе и ведение провокационных блогов — читай, за разоблачение тайной интимной жизни РПЦ.

На праздники патриархия вроде бы взяла тайм-аут. И вот в конце прошлой недели наконец выкатила тяжелую артиллерию, главу синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина. «Покайся, отец Андрей!» — вопиет РПЦ в его лице и грозит чуть не отлучением. Однако Кураев, как признался он в интервью «МК», забирать обратно свои слова о «голубом лобби» не намерен.

— Мы с вами беседуем в интересный и даже, я бы сказал, исторический день. Две недели после моих публикаций была пауза. Все ждали — как отреагирует патриархия. Патриарх молчал, но, несомненно, думал о случившемся, переживал. Я считаю, у патриарха был выбор: он имел все шансы стать лидером общественных симпатий, если бы назвал вещи своими именами, если бы подтвердил, что да, мы начинаем борьбу за моральное очищение церкви. Симпатии духовенства и народа были бы ему тогда гарантированы даже в случае, если бы эта борьба была только имитирована, но не проведена всерьез… Но, как я вижу по выступлению отца Всеволода, на роль врага назначили меня. Как всегда, виноват не тот, кто нагадил, а тот, кто шарахнулся от кучи.

Подножка конкуренту

— Напомним читателям, что конфликт начался с челобитной казанских семинаристов Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу. Парни написали о сексуальных домогательствах со стороны проректора по воспитательной работе и пресс-секретаря митрополита Казанского и Татарстанского игумена Кирилла Илюхина. Московская комиссия, возглавляемая протоиереем Максимом Козловым, неприглядные факты в общем подтвердила. Проректор был уволен. Но сразу же появилась информация, что виновник скандала получил новую должность в Тверской епархии, то есть вышел фактически сухим из воды. И тут вы не выдержали…

— У меня сегодня версия такая, что комиссия изначально была покупная и заказная. Два проректора Казанской академии, оба, по рассказам семинаристов, нетрадиционной ориентации, Кирилл и Филарет. Только один из них имел перспективу стать епископом, а затем и митрополитом Казанским. Как я полагаю, надо было сделать подножку конкуренту, и для этого, возможно, он и инициировал это разбирательство. Мое предположение подтверждает и то, что компромат собирали только на Кирилла, а не на других «голубчиков», которые тоже устраивали подобные оргии. И, конечно же, никто в этом деле не был заинтересован в огласке. Но тайная интрига перестала быть тайной. И я оказался крайним.

— Тот же Максим Козлов, который возглавлял казанскую комиссию, изгнал вас из числа преподавателей Московской духовной академии.

— Я думаю, у него очень гибкий позвоночник.

— А вы сами общались с пострадавшими казанскими семинаристами, их обвинениям стоит верить?

— Последней жалобе, судя по всему, три года. Этих ребят уже давно нет в семинарии. Насколько я понимаю, отношения с проректором выбивались ласками, так сказать, конфетками. Но однажды в отношении кого-то из них было применено грубое физическое насилие. Изнасилованные семинаристы и написали это письмо. Жалоба все это время лежала в патриархии. Я думаю, если бы не обстоятельства и необходимость компромата, она бы не вышла на поверхность никогда. Таким письмам — а я думаю, что оно не одно, — годами не дают ход. Но и не выбрасывают — мало ли, когда пригодятся? За 25 лет, которые я нахожусь внутри церкви, не знаю ни одного случая, когда бы епископа лишили сана за его грехи.

— Почти одновременно с вами Иван Охлобыстин потребовал вернуть в УК статью о мужеложстве, да и Госдума всячески ужесточает меры за гей-пропаганду. Я таки не понимаю, почему взъелись только на вас?

— Это совершенно не связано с моей историей. Я поддерживаю закон о гей-пропаганде. Ему пытаются придать какой-то демонический статус. На самом деле, насколько я знаю, многие открытые геи за него. Потому что они хотят собственной легализации. А для этого их стиль жизни должен быть лишен криминальной составляющей. Именно для них важно, чтобы в общественном сознании различались понятия «гомосексуалист» и «педофил». Так что не надо демонизировать ни Россию, ни Путина.

— А Охлобыстин как?

— Честное слово, у него своя программа жизни, он не согласовывает ее ни со мной, ни с патриархом. У него спрашивайте. Он открытый и умный человек.

— Я слышала и такое возражение: мол, священник может быть грешником и содомитом, важно не то, каков он человек, а как он исполняет свою непосредственную работу. Причащает, исповедует, служит. Это как водитель в автобусе, для пассажиров главное ведь не то, что он матершинник, а то, что он — хороший шофер, который довезет до места назначения. В случае со священником — до Царства Божия.

— Шофер везет тела, а священник — души. Как можно лечить чужую душу, смотря в нее грязными глазами? В случае со священником важны его глаза, его душа, его помыслы. Они должны быть чисты. А если там живет содомская страсть? Это как операционную палату превратить в гнойную свалку и в таких условиях делать операцию. Церковь — это не кооператив, в котором в любой момент можно изменить устав. Церковь основана на учении Христа и апостолов, на Священном Писании, в которых четко сказано, каким не может быть христианский священник и епископ. А у этих людей своя, какая-то особая Библия и, видимо, своя вера. Ну так вы отделитесь! Помните, была такая советская песенка: «Снятся людям иногда голубые города. Соберутся голубые и уедут навсегда!» Ребят, уезжайте, у нас свобода совести, создайте свою особую церковь. В Америке, например, стоит храм в псевдоготической архитектуре, а рядом висит радужный флаг гей-движения. Когда я спрашиваю: «Что это?», — мне отвечают, что это gay-friendly храм, то есть тут приветствуют геев… Что ж, чужих мы не судим. Стройте себе отдельные клубы и храмы, но только не навязывайтесь нам в духовные отцы.

— «И эти люди запрещают мне ковыряться в носу…»

— Да, сегодня многие с ужасом говорят: это те самые люди, которые всего два года назад осуждали пляски в храме Христа Спасителя и отправили плясуний в тюрьму.

— Кстати, есть версия, что нынешняя ваша опала еще и за то, что вы, единственный из священников, выступили в защиту «Пусси Райот», а после недавней амнистии даже и встретились с ними.

— Я встретился с ними, потому что пообещал это два года назад. Я сразу сказал, что готов позвать их на чай и побеседовать. Но сейчас меня позвали к ним. Нет евангельских прецедентов, чтобы Христос или апостолы отказывались идти туда, куда их зовут, пусть даже к грешникам. Ни тогда, ни сейчас я не одобрял их акции и считаю, что они непристойны. Но я не мог вести с ними дискуссии, пока они были за решеткой и не могли мне отвечать. Сейчас мы в равных условиях. Они — уже на свободе. Я — еще. Мы встретились и попили чай, но без блинов, сейчас святки…

— Вы дискутировали?

— Конечно.

— А на какую тему?

— В том числе и на тему о том, где проходят границы нормы. Они мне сказали, что после выхода на свободу журналисты неверно истолковали их слова о том, что они повторили бы свою выходку снова. Мне они сказали, что больше этого делать не будут.

Радикальное бесправие

— Я разговаривала с людьми, близкими к церкви, которые говорят: «Да, в РПЦ есть свои недостатки — квартиры с нанопылью, исчезающие часы патриарха, но нашему народу, как сказал президент, нужны духовные скрепы, и поэтому пусть он лучше пребывает в неведении относительно несвятости церковнослужителей!» Короче, власть знает, что вам нужно для полного счастья.

— Почти все церковные иерархи по-настоящему пьяны. Они упоены своей властью. Я думаю, что все последние скандалы в церкви, о которых вы говорите, это проявление Божьей воли. Для того чтобы сказать нам: детский сад окончился. И то сусальное золото, с которым ассоциировалась церковь в первые годы после выхода из советского рабства, закончилось. Церковь — это огромный социальный институт со своими проблемами и бедами. Не надо думать, что там ангелы. Человек всегда остается человеком, со всем его дерьмом, которое он проносит с собой хоть в метро, хоть в Кремль, хоть в патриархию. Значит, нам в общении друг с другом надо терпеть друг друга и надо отличать, что от Бога, а что — от людей. Чтобы не разочаровываться — не надо очаровываться.

— Но церковь сама пытается увести людей от реальности. Поклонитесь Поясу Богородицы — и будет вам счастье. Постойте 12 часов в очереди в мороз к Дарам волхвов — и все проблемы разрешатся…

— Очень непростой вопрос исторической подлинности этих артефактов. Нельзя делать вид, что мы живем в ХVI веке и все, что нам предлагают греки с Афона, — свято. Лет четыреста назад греки чего только не везли на Русь… Есть даже профессиональная шутка церковных археологов: в мире известны десять голов Иоанна Крестителя, но подлинны из них только три. Ну, если уж оказались в Москве Дары волхвов, то почему бы не вписать в график их пребывания два-три дня для научного изучения? И в Петербурге есть великолепная школа востоковедения. Дайте специалистам по древнеперсидскому искусству подержать реликвии в руках. Это ведь жутко интересно. Специалисты могут узнать для себя много нового… И эта открытость послужила бы потрясающему утверждению авторитета церкви в научной среде. Если же это предметы более поздние (по фотографиям специалисты говорят, что это ХVI век, уже после падения Византии), то у нас и такие ученые есть. И они тоже будут рады их изучить. В любом случае зачем же шокировать ученый мир заявлениями про подлинность?.. Но это вопрос исторической достоверности. А для людей не важно, подделка это или раритет. То, что они чувствуют, ожидая на морозе, это и есть подлинность. И Господь им дает по их вере.

— А вам не кажется, что в нашей стране грядет некое новое Средневековье — с молотом ведьм в лице «Пусси», народными поклонениями дарам и поясам, с гонениями против инокомыслящих священников…

— Я далек от того, чтобы своим собственным неприятностям приписывать цивилизационные размеры. Одного не пойму, почему наши люди прекрасную эпоху Средневековья считают чуть ли не проклятой?

— Но ведьм ведь жгли?

— Ведьм жгли не в Средние века, а позже, в XVII столетии. И протестантская инквизиция усердствовала в этом ничуть не меньше католической. Какой-то хроноцид, черный миф о целой эпохе, созданный протестантами XVII века и масонами восемнадцатого. Средневековая культура в развитом виде — это культура протокола, где определены четкие градации привилегий и статусов всех групп населения. Сегодня, скорее уж, царит эпоха абсолютизма, которая последовала за Средними веками, именно она нивелировала всех перед лицом короля-солнца, абсолютного монарха. У нас сегодня, вероятно, наступил этот период.

— Просвещенного абсолютизма?

— Просвещенной монархии. И в церкви, и в государстве. Предусмотрены ли сейчас в нашем просвещенном государстве какие-то механизмы дискуссии низа с верхами? В церковной жизни власть полностью защищена от критики снизу. Если епископ захочет меня стереть в порошок, ему для этого ничего не нужно. Никаких официальных процедур. Возьмет и сотрет, причем заочно.

Епископ бесправен перед патриархом, священник — перед епископом, прихожане — перед волей настоятеля. Церковный суд против начальства рядовому священнику выиграть невозможно. Суд возглавляется местным епископом, состав суда назначается им же, и он сам утверждает приговор.

— А разве так было не всегда?

— Нет, не всегда. Просвещенный абсолютизм, когда «государство — это я», это поздний этап социальной эволюции общества. А в «темном» Средневековье было много точек выборной демократии. Например, игумен монастыря выбирался монахами. Но ни в одном современном монастыре России нет выборного игумена! Есть наместники — то есть назначенные епископом лица, подвластные только ему.

— Ну так и губернаторов у нас до недавнего времени президент назначал…

— А в «темные» века, представьте себе, игумена выбирали, крестьяне выбирали себе священника. Многое решала улица. В Византии даже императоры должны были считаться с голосом улицы — тут многое зависело от партий, носивших очень современные названия: «голубые» и «зеленые». А сегодня почему-то в России считается, что христиане так одичали, что им нельзя дать ни малейшего влияния на жизнь церковного руководства.

— Ранняя христианская церковь не была так тесно связана с государством.

— Это ошибочное мнение, что государство в России как-то вмешивается в дела церкви. Особенно в ее кадровую политику. У нас совершенная независимость. Вплоть до того, что когда в одну из центральных областей приехал новый губернатор, восторженный неофит, он пришел в шок, когда познакомился с местной епархиальной жизнью и узнал, что за сексуальный беспредел там творился. Губернатор потребовал у патриарха немедленно убрать такого епископа. Сколько могла патриархия сопротивлялась, потом епископа все-таки удалили. Как обычно, с повышением.

— Удивительно!

— Да, этот случай уникален тем, что хоть какая-то реакция была.

Для патриарха Кирилла это вопрос личной чести и достоинства: ни с кем не согласовывать свои назначения. Что он — в рамках своих церковных полномочий — и делает. Известен анекдот из церковной истории. XVII век. За какие-то прегрешения Никон наказал некоего священника, а царь Алексей Михайлович за него заступился. Тогда Никон с вызовом передал царю свой патриарший посох: «На! Правь тогда церковью вместо меня!». И царь тут же отступил. Патриарх Кирилл — земляк Никона, корни обоих из Мордовии, и ощущение достоинства и независимости церкви у него не меньше, чем у Никона. Так что в кадровых назначениях он совершенно независим от государства. Но я бы все же хотел, чтобы церковная жизнь стала зависимой от своего же церковного народа.

— Как вы это себе представляете?

— Мы сегодня даже толком не знаем, кто наши прихожане. Нужно поименное членство в общинах. Тогда можно проводить нефиктивные приходские собрания. Сейчас же в храмах даже ради приличия не вешаются объявления об этом. Я в храме двадцать с лишним лет служу и ни разу такого не видел. А где границы моего прихода? По какому переулку они проходят? Кто мои прихожане? Рядом ли они живут или приезжают с другого конца города? Люди ведь открывают душу священнику не по месту прописки. Потому и должно быть не географическое, а поименное членство в приходе. Тогда можно собрать реальное приходское собрание и обсуждать реальные проблемы прихода. Это наш приход. У нас есть нужды и траты: повышение коммунальных услуг или еще что-то. Люди отдают священнику свои деньги, но они получают право и контролировать расходы церкви.

— Церковная десятина?

— Десятина или меньше. Понятно, что для жертвователей любые требы с тех пор совершаются в приходе бесплатно, что называется, «у меня абонемент». Это не фантастика. Такие правила давно существуют в нашей же русской церкви, но за рубежом.

— А почему у нас тогда нет? Помню, в прошлом декабре я написала материал о замерзающем храме в центре Москвы, который находился под угрозой закрытия самим же настоятелем — нечем было платить за «коммуналку». И вот отец обратился с протянутой шапкой через газету…

— …И получил через это кучу неприятностей. Есть совершенно очевидный диссонанс: в обществе XXI века церковь оказывается самой закрытой структурой. Если сама церковь не может выработать элементарные нормы нравственной самоочистки, возможны два пути: либо ввести внешнее управление от государства, как это было в царской России, либо меняться благодаря инициативе снизу, через народ. Начать со своего подъезда, что называется… То сексуальное насилие, о котором я говорю, это всего лишь проявление совершенного одурения от своей власти. От избытка сытости и внутреннего хамства.

«Я не меняюсь — церковь меняется!»

— А как вы относитесь к православным активистам и фанатикам типа Дмитрия Энтео, которые устраивают конкретные погромы гомосексуалистов? Может быть, это выход?

— С каждым годом, скажу честно, мне все тяжелее оставаться в стройных рядах официальных апологетов РПЦ. Проблема не в том, что я меняюсь, — церковь меняется. Это уже не вполне та церковь, в которой я крестился. Одно из самых страшных ее изменений — появление циничных политтехнологий. Много раз еще в 90-х я говорил, что больше всего я боюсь вырождения православия в православизм, проповеди — в пропаганду. И именно это происходит на наших глазах. Пришли циничные техники манипулирования и промывки мозгов молодежи. Я ни секунды не верю, что отец Всеволод Чаплин согласен с той примитивной богословской моделью, которую озвучивает Энтео и его товарищи. Но — поддерживает…

— Кстати, очень многие, когда произносят фамилию Кураев, подразумевают фамилию Чаплин. И наоборот. Это единство и борьба противоположностей? Черное и белое. День и ночь. Инь и ян.

— Я думаю, что с сегодняшнего дня так думать перестанут и поймут, что мы с отцом Всеволодом не играли в «злого» и «доброго» следователя, исполняя хитрый заказ патриархии. Я действую по единственному заказу — своей совести.

А совесть моя уже давно загружена Евангелием, добрыми книгами и фильмами детства и мужественной мудростью святых отцов. Я не монах, чтобы на все шаги и слова испрашивать благословения начальства. Свою совесть я обещал только Христу и никому не сдавал на хранение. И вообще, зачем корчить из себя маленького мальчика, который без подсказки сверху не может дать нравственную оценку телекартинке? Не надо входить в мир моей совести по административно-командной дорожке. В этот мой внутренний мир невхожи ни президент, ни патриарх.

— А Чаплин говорит, что все дело в пиаре.

— Мне кажется, что этот человек живет в каком-то кошмаре, поэтому он проецирует свой собственный кошмар на остальных... Я не хотел бы оказаться на его месте. Он видит мир как сплетение бесконечных интриг, политтехнологий, подначек. А предположить, что христианский священнослужитель может действовать просто по убеждению, он почему-то не может.

— Неужели вы думали, что вам спустят с рук такие откровенные разоблачения?

— У меня была надежда на чудо: а вдруг? Вдруг хоть одна чешуйка все же отпала с бронированной шкуры дракона? Я выступил без стратегии и без заказа. Я просто не мог этого не делать. Мне 51. Впереди болезни, старость и бессонные ночи. Вот я просто эгоистически не хочу, чтобы бессонница усугублялась муками совести.

— А если, не дай бог, вас все-таки отлучат от церкви? Куда дальше?

— В церковь. Молиться-то они мне запретить не могут. Я не собираюсь идти путем раскола. Несмотря ни на что, останусь в Русской православной церкви, не уеду за границу — зачем? Вот ведь в чем еще причина: видите, Катюха мешает нам говорить, под кроватью конфеты ищет. Это внучка моя. Там, за стенкой ее братик семимесячный ползает… Вырастут малыши, со временем я начну рассказывать им сказки и былины, героические истории про воинов и богатырей. И кто-то из внуков однажды обязательно спросит меня: дедушка, а с кем ты сам воевал? Неужели я им отвечу: жил-был голубой дракон, и вот он однажды на меня пшикнул, а я спрятался и убежал? Мне будет просто стыдно сочинить такую сказку. Поэтому и нет у меня теперь выбора, кроме как с этим драконом сражаться…

Источник: МК

Обсуждение статьи

Виктор
Jan 23 2014 10:31AM

А по сути , Павел? Вам бывает стыдно? Надеюсь вы не "свободный человек" в понимании Нарусовой (("Запомните раз и на всегда,только рабу бывает стыдно! Свободный человек не знает чувства стыда! Если вам за что-то стыдно у вас рабск мышление" (https://twitter.com/LydmilaNarusova))) Мне за Кураева стыдно, когда он, чтобы покрасоваться на тель-авидении, сидит с хасидами, которые его и за человека не держат. Пьёт чай с аморальной Толоконниковой и её подельницами, даёт интервью продажной Елене Масючке и т.д. и т.п. Поделом ему!

Павел
Jan 21 2014 11:29PM

Оппаньки,и тут два богослова в штатском решили комментами отметиться!

Вячеслав
Jan 21 2014 9:47PM

Виктор, Вы очень точно охарактеризовали Кураева. Он, вроде, и правильно всё говорит, но что-то интуитивно отвращеает от него. Просто это называется НЕИСКРЕННОСТЬ.

Виктор
Jan 21 2014 3:20PM

РПЦ теряет своё влияние из-за своих ошибок, из-за вечного лакейства перед властью. Кредит народного доверия растрачен, потому что церковь не защищает русских. А претензии на духовное руководство непомерны. И такие чуткие представители РПЦ, как Кураев, бегут с корабля,"шакалят" на "Эхе", гоняют чаи с извращенками, предлагают уступить дорогу китайцам. Одна самореклама, одно многословное лицемерие и высокомерное отвратительное ханжество. За это его и привечают враги русского народа.

Страницы: 1 |

Уважаемые участники форума! В связи с засильем СПАМа на страницах форума мы вынуждены ввести премодерацию, то есть ваши сообщения не появятся на сайте, пока модератор не проверит их.

Это не значит, что на сайте вводится новый уровень цензуры - он остается таким же каким и был всегда. Это значит лишь, что нас утомили СПАМеры, а другого надежного способа борьбы с ними, к сожалению, нет. Надеемся, что эти неудобства будут временными и вы отнесетесь к ним с пониманием.

Добавить сообщение




Опрос

Чем окончится вооруженный конфликт ХАМАСа и Израиля?

Личный дневник автораВ связи с закономерной кончиной укро-бандеровского Фейсбука, автор переместился в Телеграм: https://t.me/ISTRINGER и ЖЖ . Теперь вы регулярно можете читать размышлизмы автора на его канале в Телеграм и ЖЖ До скорой встречи
Иероглиф

Stringer: главное

Юлия Навальная не справилась с ролью вдовы героя


Юлия Навальная не справилась с ролью вдовы героя. Вместо того чтобы лететь за Полярный круг разыскивать тело мужа, эта женщина вылезла на трибуну Мюнхенской конференции по безопасности и улыбаясь сделала заявление, что поднимет знамя мужа и возглавит...чт

 

mediametrics.ru

Новости в формате RSS

Реклама

 

© “STRINGER.Ru”. Любое использование материалов сайта допускается только с письменного согласия редакции сайта “STRINGER.Ru”. Контактный e-mail: elena.tokareva@gmail.com

Сайт разработан в компании ЭЛКОС (www.elcos-design.ru)

Рейтинг@Mail.ru