Pедакция не отвечает за содержание заимствованных материалов

Компромат | все материалы раздела

От рыковской шпаны до сурковских запутинцев
29 Марта 2017

Департамент информационной политики управления общественных проектов администрации президента — это звучит как какая-то абракадабра времен первых лет советской власти («кто на ком стоял?»), и достоверно определить, насколько весома эта должность, скорее всего, просто невозможно, особенно если учесть, что прямо сейчас департамент реорганизуется и переводится из одного управления в другое. Но сложносочиненная конструкция названия и здравый смысл позволяют думать, что речь не идет о какой-то очень влиятельной внутрикремлевской структуре, — чем больше слов в титуле, тем меньше дивизий в подчинении, и трудно объяснить, почему назначение Алексея Жарича начальником этого департамента — это интересная политическая новость.

Уралвагонзавод тоже ничего не объясняет — ну да, предприятие интегрируется в «Ростех», меняется менеджмент, из «Ростеха» придут новые люди, а старые расходятся кто куда, и логично, что медийный замгендиректора, с именем которого связаны не столько танки или, скажем, сокращения, а прежде всего политический имидж компании (а Уралвагонзавод — это очень понятный политический термин в языке постболотной России), уходит не в какой-то новый бизнес, а в администрацию президента. Такой человек в кабинетах бывшего ЦК на Ильинке будет смотреться, безусловно, органичнее, чем в заводских цехах и пейзажах Нижнего Тагила. За политизацию УВЗ пять лет назад отвечал лично он, и логично, что и дальнейшая его карьера вот такая — чиновничья, а не топ-менеджерская.

Чтобы понять сенсацию этого назначения, надо отмотать пленку до середины нулевых годов. Москва, Лужники, неуютный бизнес-центр в помещениях бывшего оборонного предприятия. В большом зале с полукруглым окном, выходящим на реку, происходит блогерская вечеринка, и ведущий, известный как Гоблин Гага, вручает конверт с денежной премией победительнице читательского голосования — девушке, известной как Катечкина, ведущей уморительно смешного блога о воспитании младенца по имени Фасолька.

Русскому «Живому журналу» нет и пяти лет, но именно сейчас начинается самая главная (и, судя по тому, что от ЖЖ сейчас почти ничего не осталось, трагическая) страница его истории — в ЖЖ пришли деньги. Пять лет назад на этой американской блог-платформе завели свои дневники первые русские пользователи — сначала политтехнологи с филологическим образованием, за ними группа лиц, известных как основатели русского интернета, потом — их друзья, потом — друзья их друзей, всего несколько сотен людей в нескольких разных странах — Россия, Израиль, Украина и далее по мелочам. За пять лет это пространство разрослось до нескольких тысяч дневников, и уже стало модно говорить, что в условиях наступления государства на свободу слова именно ЖЖ остается настоящим и, может быть, главным независимым медиа в России. Той осенью американцы зачем-то делегировали обслуживание русских дневников ЖЖ компании лояльного Кремлю бизнесмена Александра Мамута, и алармисты в либеральной прессе уже успели высказаться в том духе, что свободному пространству скоро придет конец — очевидно, что интерес Мамута прежде всего политический, а не коммерческий.

Но это кажется именно излишним алармизмом. Компания Мамута выглядит как типичный американский стартап эпохи доткомов — дорогой офис, много денег, много милых молодых людей и никакой политики. Политика — она тут, в Лужниках, и эта вечеринка с Гоблином Гагой как раз и выглядит такой малобюджетной пародией на то, что есть у Мамута, вплоть до мелочей: в мамутовском офисе большое полукруглое окно — и тут такое же окно. В мамутовском офисе онлайн встречается с офлайном — и тут то же самое. Но как соотносятся между собой эти два офиса, понять несложно: у Мамута пентхаус в новой высотке на Садовом кольце, а тут — зады лужнецкого спорткомплекса, старый завод, эстакада Третьего кольца.

Главный человек в Лужниках — Константин Рыков, и еще живы люди, которые называют его на старый манер — Форис, Джейсон Форис, это его прозвище тех времен, когда он был заметной фигурой среди интернет-неформалов конца девяностых, — сайт «Факру», одним из создателей которого он был, уже все забыли, но именно там начиналась та субкультура, которую одно время называли «падонками» и следы которой до сих пор встречаются уже даже в речах официальных лиц. Артемий Лебедев изобретал в русском интернете дизайн, Антон Носик — новости, а Константин Рыков работал для тех, кому в интернете нужны были сиськи, анекдоты и смешные картинки, и, как считается, именно ему принадлежит самое удивительное открытие того времени — что если один и тот же сайт существует под двумя или больше разными названиями, то и аудитория у него будет во столько же раз обширнее. Наверное, если бы Россия 1999 года так и замерла бы в том своем волшебном состоянии, когда Ельцин уже кончился, а Путин еще не начался, то Рыков стал бы нашим Брином или Цукербергом, но Путин все-таки начался.

Тогдашнее ОРТ, уже отобранное у Березовского, но еще не превратившееся в Первый канал, училось быть кремлевским силовым министерством, и для расширения его поражающей силы в заместители Константину Эрнсту прислали Марата Гельмана, в те времена уже не столько галериста, сколько политтехнолога. Гельман всегда умел находить новые имена, это помогало ему на рынке искусства, и это же умение пригодилось ему на телевидении — для интеграции первоканальной аудитории и интернета ему был нужен специалист, и этим специалистом оказался Рыков. Это было время, когда Эрнсту помогали самые неожиданные люди — от Александра Дугина до Гейдара Джемаля, и Рыков стал одним из них. Трудно сказать, чем он помог и помог ли каналу, но с первоканальной должности он уходил уже человеком, о котором в Кремле знают, что интернет — это он.

Прокремлевский деятель в интернете, да и в медиа вообще в раннепутинские годы — заведомый маргинал и человек, оппозиционный мейнстриму. Единственная медиаотрасль, которую Кремль кое-как сумел взять под свой контроль, — телевидение, а даже газеты и журналы в основном существуют сами по себе, и их главные редакторы просто не знают, что есть такая опция — звонок из Кремля. «Коммерсантъ» принадлежит Березовскому, «Газета.ру» — акционерам ЮКОСа, а, скажем, газета «Жизнь» (нынешний «Лайф») — бывшему министру финансов Борису Федорову на паях с редакционным менеджментом. Интернет-изданий совсем немного, и лояльных Кремлю среди них, в общем, нет. В 2005 году Рыков создает «Взгляд», маркетинговый секрет которого — реклама на главной странице mail.ru — миллионы людей, пользующиеся электронной почтой, не задумываясь, кликают на заголовки и становятся читателями «Взгляда».

Олег Сиенко уходит с поста гендиректора УВЗ. Что он успел сделать

Вечеринка с Гоблином Гагой — это конец 2006 года. У Рыкова к тому времени уже целая медиаимперия, не очень большая, но и интернет в России тогда был несопоставимо меньше, чем теперь. У Рыкова есть видеочат, сайт знакомств, сайт для студентов, сайт с пользовательскими новостями — едва ли кому-то на рынке тогда всерьез были нужны все эти проекты, зато каждый из них становился местом работы для популярных ЖЖ-юзеров, которые вдруг узнали, что блогером можно работать — и тебе за это будут платить. Чернокожий таблоидный репортер Самсон Шоладеми, тогда — номер первый в рейтинге блогов Яндекса и первый, кто поставил на поток рекламные посты в своем ЖЖ (тогда это так и называлось — «шоладемизация трафика»), у Рыкова он работал главредом сайта «Сенсатор», да и не только он. Частью рыковской империи были даже сайты «Владимир Владимирович» и «Идиот.ру» Максима Кононенко.

Алексей Жарич был тогда главным рыковским блогером — никнейм «Бригадир» и персональная фишка, тогда еще очень экзотическая по меркам ЖЖ (напомним, Ольгино в те времена — просто район Петербурга, никаких троллей) в виде демонстративной любви к Владимиру Путину. У Жарича есть свой сайт «Запутина.ру» — специальный блог, полностью посвященный успехам и победам путинской России. Жарич до Рыкова — бывший сотрудник центрального аппарата МВД и медиаменеджер третьего эшелона, в начале нулевых выпускавший с еще не отсидевшим в тюрьме за шантаж компромат-журналистом Олегом Лурье глянцевый журнал о политике «Вслух о…» и журнал «ВВП» с Путиным на обложке каждого номера и текстами в стиле журнала «Корея» — в розницу он не продается, адресно рассылается по всем статусным государственным приемным, и реклама в нем — только нативная, в виде статей, рассчитанных на то, что их прочитают в Кремле, куда журнал тоже доставляется.

У Рыкова Жарич работает гендиректором ООО «Политические технологии» — что это такое, никто не знает, но это название стоит в выходных данных популярного тогда «Владимира Владимировича». Рыковские блогеры — профессия, ставшая к 2007 году почти массовой, — относятся к Жаричу как к начальнику, и накануне думской кампании 2007 года у всех у них на юзерпиках в ЖЖ появляется портрет Путина с зеленым квадратиком в углу — говорят, за это им платят отдельно. На тех выборах Константин Рыков станет депутатом Госдумы.

Пропутинский интернет в те времена полностью тождествен рыковскому — другого просто нет — и выглядит при этом как песочница, то есть да, блогерская молодежь занята каким-то делом, но заведомо несерьезным — Рыков-то, допустим, стал депутатом, а ты не станешь никем, юзернейм. Люди, у которых есть нормальная работа, на рыковских поглядывают свысока; пожалуй, людей, которые живут тем, что ставят на юзерпики портрет Путина, уважать не за что. Самые яркие тысячники, попадая на тот завод в Лужниках, превращались просто в «рыковских» без имен и званий — очередное молодежное движение, просто профильное, специализированное, в котором вместо Селигера — треды в ЖЖ, а вместо флажков — юзерпики с Путиным.

И даже сейчас, спустя десять лет, когда давно забыты и Гоблин Гага, и Шоладеми, и все прочие, и когда «Бригадир» из ЖЖ уже успел поработать пиар-бригадиром путинских танкостроителей в Нижнем Тагиле, даже сейчас не укладывается в голове, что блистательная (а она блистательная — должность в администрации президента в большинстве случаев остается несбыточной мечтой каждого прокремлевского активиста) карьера Алексея Жарича, которая привела его в Кремль, сложилась именно тогда, среди пьяных ЖЖ-тысячников в неуютном офисе, пародировавшем мамутовский пентхаус. Это странный парадокс нулевых, ставший заметным только в десятые, — то, что производило впечатление чего-то заведомо несерьезного и провального, вдруг оказалось единственным по-настоящему жизнеспособным. «Факру» нового поколения в виде хакеров и пранкеров стало вполне легальной элитой, которую показывают по телевизору, тролль, которого все называли БИНХ, превратился в респектабельного депутата Госдумы Бурматова, Жарич — кремлевский чиновник, а от допутинского медийного мейнстрима осталось, в общем, полтора онлайн-издания. Последние стали первыми, и это могло бы быть настоящей сенсацией, если бы о ней не было написано в одной известной книге двухтысячелетней давности.

На Znak.

Поделиться:

Обсуждение статьи

Страницы: 1 |

Уважаемые участники форума! В связи с засильем СПАМа на страницах форума мы вынуждены ввести премодерацию, то есть ваши сообщения не появятся на сайте, пока модератор не проверит их.

Это не значит, что на сайте вводится новый уровень цензуры - он остается таким же каким и был всегда. Это значит лишь, что нас утомили СПАМеры, а другого надежного способа борьбы с ними, к сожалению, нет. Надеемся, что эти неудобства будут временными и вы отнесетесь к ним с пониманием.

Добавить сообщение




Личный дневник автора
Убитые курорты
Иероглиф

Stringer: главное

Эдик был домашним тираном, так не надо было за него выходить


Долго не хотела ставить в новости это письмо дочери Эд.Успенского, потому что Успенский и его последняя жена Филина, были частыми гостями в гостиной Общей газеты у Егора Яковлева. Личное знакомство как бы отсекает возможность выносить сор из избы. Но по

 

mediametrics.ru

Опрос

Следует ли Собянину во время эпидемии продолжать менять плитку и бордюры?

Новости в формате RSS

Реклама


Еще «Компромат»

Рейтинг@Mail.ru
 

© “STRINGER.Ru”. Любое использование материалов сайта допускается только с письменного согласия редакции сайта “STRINGER.Ru”. Контактный e-mail: elena.tokareva@gmail.com

Сайт разработан в компании ЭЛКОС (www.elcos-design.ru)