Pедакция не отвечает за содержание заимствованных материалов

Монитор | все материалы раздела

Почему Египет не стал страной победившего шариата
21 Августа 2013

Спецкоры КП Александр Коц и Дмитрий Стешин разбирались, в чем причина стремительного восхождения исламистов во власть и их столь сокрушительного падения и многих других вопросах

Пройдут еще сутки, и от августовских боев в Каире совсем не останется следов. «Братья-мусульмане» ушли из большой политики назад, в андеграунд, откуда они так удачно вынырнули два года назад. Их боевики убиты или посажены в тюрьмы, лидеры задержаны. Сторонники «братьев-мусульман» перестали приходить на митинги. Все. Нынешняя власть не знает точно – нужно ли вообще вести диалог с этими политическими трупами?

Однако, почти каждый день, оживающие «зомби-мурсисты» напоминают о себе терактами, столкновениями с армией и полицией. В чем причина стремительного восхождения исламистов во власть и их столь сокрушительного падение? Почему свержением режима Мурси так недоволен Запад? И что ждет Египет после «Братьев-мусульман»? Корреспонденты «КП», работавшие на всех египетских восстаниях последних трех лет, попытались ответить на эти вопросы.

163 ТАХРИРА

«Демократия на Ближнем Востоке не работает, от нее только хуже», - эту мысль, выдаваемую за аксиому, мы слышали во многих странах, по которым с 2011 года хаотично носится смертельная буря «арабской весны». Началась она как раз с Египта - 25 января 2011 года, когда на площади Тахрир неожиданно для всех, в том числе и пришедших, собралось полмиллиона человек.

Летом 2013-го на улицы Египта вышли более 30 миллионов человек

Во многом благодаря Интернету, ведь ту революцию так и назвали - «революция Фейсбука». Режим Мубарака пал, а младодемократы попали в свою интернет-ловушку. Из-за отсутствия лидеров организовать сколь-нибудь вменяемое политическое движение было невозможно. Зато в условиях внезапно свалившейся свободы квази-партии делились почкованием. В итоге через месяц после первого Тахрира в Египте насчитывалось 163 «Движения за свободу» имени этой площади. Названия их отличались незначительно, суть - тоже. У каждой такой партии был свой лидер, тянувший одеяло на себя. Раздрай был неизбежен.

- В этой ситуации братья-мусульмане начали перехватывать инициативу, скооперировавшись с Минобороны, - вспоминает лидер старейшей левой партии Египта Tagammu Рифаат Саид. - Военные тогда их считали крупнейшей и самой серьезной организацией. Да многие тогда так считали. И армейские пошли у них на поводу. Мы-то требовали сначала принять конституцию, потом провести парламентские, а за ними — и президентские выборы. А братья-мусульмане настояли на обратном порядке. В итоге они предали свой альянс с военными и отодвинули их от «руля».

В очень короткий срок братья-мусульмане умудрились расставить на всех ключевых постах своих соратников. С грубейшими нарушениями была принята новая конституция, наделившая президента небывалыми, если не сказать фараонскими полномочиями. Была объявлена программа 100 дней, в течение которых Мурси обещал решить основные социальные и бытовые проблемы. Ну, к примеру, убрать горы мусора с улиц. Или решить вопрос с продовольственным пайком для бедных.

Летом 2013-го на улицы Египта вышли более 30 миллионов человек

Народ терпел. Но когда по истечении «стодневки» президент с экрана нагло врал о том, что гора проблем решена, с нее покатились первые робкие камешки возмущения. Чтобы спустя несколько месяцев превратиться в лавину. Если в 2011 году в лучшие дни на Тахрир выходили до 1 миллиона человек в сутки (учитывая отток-приток людей прим.корр), то в 2013-м на улицы Египта одновременно вышли более 30 миллионов.

«БУНТ» ПРОТИВ ХАЛИФАТА

- Началось все со вполне демократического процесса сбора подписей под требованием о досрочных выборах президента, - вспоминает Рифаат Саид. - Это общественное движение получило название «Тамарруд» (Бунт - Авт.), и за короткое время были собраны 20 миллионов подписей. А потом настало 13 июня 2013 года. Такого никогда не происходило в Египте. А может и в мире. На улицы страны вышли более 30 миллионов граждан. Это не субъективные цифры «Тамарруда», это данные сервиса Google Earth, который вел подсчет со спутников. При этом основное требование было не «Долой президента», а «Долой братьев-мусульман». Все понимают, что Мурси был не самостоятельным, он выполнял волю ихванов (братьев - Авт.).

- А чего вообще хотели братья-мусульмане, халифата?

- Ну не без этого конечно. Они считали, что могут начать строить его здесь. При этом планировали координировать эту работу с Хамасом и даже с Эрдоганом. У того ведь тоже мечта - восстановление османского халифата. Вы посмотрите на их основной литературный труд - программу движения, созданную Хасаном Аль-Баном (основатель братьев-мусульман - Авт.). Он сказал, что она полностью состоит из норм ислама. И ничего в ней не упущено. Если вы вдруг обнаружите, что там чего-то не хватает, значит, этого не хватает в исламе. Соответственно, если вы пытаетесь критиковать программу, вы критикуете Аллаха. С 1928 года «братство» стремилось к власти. Они не скрывали желание построить государство по исламской модели. Они сказали: «Мы принесем вам ислам - он будет решением всех проблем». Кто не согласен с ними, тот будет поражен в правах.

- Какие-то элементы этой модели вы можете назвать?

- Ну, поскольку у пророка Мохаммеда одной из жен было 9 лет, соответственно такого ребенка можно выдавать замуж. А значит девочка не может продолжать обучение, развиваться, реализовывать себя как личность. Она становится рабом. Не может выйти на улицу одна, без отца, брата или мужа. Они против равенства мужчины и женщины, мусульманина и христианина. Идеология терроризма.

ЕГИПЕТСКАЯ ПАЛЕСТИНА

Тема терроризма в Египте обострилась впервые с середины 90-х. После ареста Мухаммеда Мурси не проходит и недели, а то и дня без сообщения о ЧП на Синайском полуострове. То боевики атакуют полицейский участок, то нападут на колонну военных, то расстреляют безоружных солдат-отпускников. Пока эти столкновения происходят на севере Синая, а на юге, напомним, находятся популярные курортные зоны.

Военные отчаянно пытаются огородить туристические кластеры от проникновения террористов - объявляют север Синая закрытой военной зоной. Ситуация там очень запущенная. А запустил ее не кто иной, как Мухаммед Мурси, легализовавший здесь от трех до пяти тысяч настоящих головорезов. Кого освободил из египетских тюрем, кого вызволил из афганских и иранских застенков. Он небезосновательно ожидал какого-нибудь подвоха от военной элиты и потому хотел иметь свою, параллельную армию. Управлять которой оказался не в состоянии. На этом фоне поддержка братьев-мусульман Западом выглядит как минимум странноватой.

Мухаммед Мурси легализовал от трех до пяти тысяч настоящих головорезов

- На самом деле здесь все просто, - не видит странностей Рифаат Саид. - Во-первых, все хотят закрыть палестинский вопрос. Был план предоставить по всей протяженности границы с Газой и Израилем 20 километров вглубь территории Египта под новое государство палестинцев. А нам взамен - кусочек пустыни Накаб. Под это в новой конституции Мурси ввел статью 132, в которой оговаривалось, что президент при согласии большинства в парламенте имеет право менять границы Египта. Такого никогда не было ни в одной стране мира. Кроме того, он предложил им построить две военные базы. А сейчас вдруг все эти проекты закрылись. Поэтому Запад так бешено и поддерживает Мурси. Думаю, братья-мусульмане потеряют свое влияние не только в Египте. Это удар по всему террористическому подполью в регионе.

Лидеры братьев-мусульман, к слову, предупреждали власти, что страна семимильными шагами мчится в пропасть гражданской войны. Силовики вступать в диалоги и либеральничать не стали, «выбив» практически всю верхушку движения. Сейчас «духовные лидеры» и «наставники» сидят по каирским тюрьмам, а перспектива «сирийского сценария», почти осязаемо витавшая в воздухе еще в июле, сегодня выглядит скорее призрачно, чем реально.

- Мы живем на шести процентах территории страны и у нас централизованная национальная армия, - разъясняет нам Хашим Казим. - Не племенная, как у Каддафи, не алавитская, как у Асада. «Братство» попробовало нашу армию на зуб. Сколько это продолжалось? Три-четыре дня! Поэтому в будущее я смотрю с осторожным оптимизмом. У нас появилась определенная повестка. Есть внятная международная политика, появляется сильная полиция, ориентированная не на защиту чьих-то политических интересов, а на обеспечение безопасности. Да что там, у нас появился спикер от Минобороны. Вам смешно, но в последние десятилетия военным было запрещено появляться на телевидении и что-то говорить.

Локальные стычки, потери, к сожалению, еще наверняка будут. Бывают исторические периоды, когда тяжелые решения должны быть приняты. Но в первую очередь, конечно, надо отстраивать экономику. Мубарак опирался на макро-индикаторы, и у него неплохо получалось, но люди к концу его правления стали искать еду в мусорных контейнерах. Мурси распугал всех наших партнеров в Заливе, которые перекрыли всю экономическую помощь. Если ты строишь исламскую империю — это хорошо, но в Египте есть люди, которые не могут себе позволить есть больше одного раза в сутки. У нас живущих за чертой бедности - 40 процентов. И любой президент в первую очередь должен говорить сними и о них. Вместо этого он обрубает все возможности помочь беднякам, ведь он строит империю. Удивительно, что он продержался год.

- Каким должен быть следующий президент Египта?

- Сильный человек, вне политических партий. Это долгий путь, и вам, россиянам, это прекрасно известно. Сначала вы разрушаете тоталитарный режим, а затем проходит время, прежде, чем выстраиваете демократию.

ЖЕЛЕЗНАЯ «МАМА ЕГИПТА»

Мы ловили 73-летнюю Шахинда Маклад по Каиру весь день. С небывалой скоростью она перемещалась из «Союза женщин» в «Союз журналистов», а оттуда - в «Коллегию адвокатов Египта». Шахинда, как положено профессиональной революционерке, была неуловима. С двадцати лет эта женщина занималась борьбой за права крестьян-арендаторов, самого бедного и бесправного сословия. Ее мужа убили киллеры, нанятые крупными землевладельцами.

С семидесятых годов Шахинда, боролась с целыми режимами. Сидела в тюрьме за организацию вооруженного восстания в Александрии. Жан-Поль Сартр и Че Гевара приезжали в Египет и специально встречались с Шахиндой. Президент Садат называл ее «Мой любимый враг», но не постеснялся взять ее детей в заложники. Два года назад, она была в первых рядах демонстрантов пришедших на Тахрир в «первую египетскую».

Именно она собрала в 2012 году сто тысячную демонстрацию женщин не согласных с введением в Египте шариатского права, выступив уже против «братьев». Корреспондентам КП «железная леди арабских революций» представилась скромно: «правозащитница». Она, окруженная поклонниками и оппонентами, сидела за столиком в местном «жан-жаке». В знаменитом каирском кафе «Рич», дизайн которого не менялся с колониальных времен. Первое, о чем мы попросили собеседницу – составить антирейтинг режимов, которых она пережила:

- На третьем месте - Садат, на втором - Мубарак. Но худший - «ихваны». Религиозный фашизм - худший из всех возможных. Это если говорит о притеснениях личности. Экономика же Мурси работала не в интересах простых людей, а во благо отдельных элит из политиков и бизнесменов. Получился такой капитализм с религиозным оттенком.

Впрочем, наша собеседница с теплотой вспоминает президента Насера:

- Именно он превратил монархию в республику и провел беспрецедентную сельскохозяйственную реформу. Земли были изъяты у богатых и розданы бедным. При Насере было очень много гигантских совместных проектов с Советским Союзом, взять хотя бы Асуанскую плотину. Появились фабрики, заводы, крупные промышленные производства. Египетский народ сможет преодолеть этот сложный период, инспирированный главной мировой силой - Соединенными Штатами. Они хотят разрушить Ближний Восток, чтобы здесь не осталось сильных государств. Только Израиль. Их план очевиден. Посмотрите на Афганистан, Ирак, Ливию, Сирию... Но, у нас есть надежды, мы их связываем с Владимиром Путиным.

- Подождите, но 1,6 миллиардов долларов вам дает Вашингтон, а не Москва! - удивляемся мы.

- Да не нужны нам эти деньги! - машет рукой Шахинда. - Американцы дают гроши, а отбирают миллионы - бизнес.

- Чего же вы ожидаете от России?

- Мы знаем, что Россия с Китаем лучше понимают, что здесь происходит. И они на нашей стороне. Мы помним, что они наложили вето на резолюцию по Сирии, спасли ее. Как минимум мы знаем, что у вас есть своя твердая позиция. Мы это видим. И мы надеемся, что Россия сможет перевернуть этот однополярный мир и сбалансировать его. Поверьте сердца и умы египтян сейчас больше с Россией, чем с Америкой.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Египет нам не чужой по всем параметрам. Для нас он – всероссийская здравница, для египтян мы – значительный сегмент государственного бюджета из статьи «доходы». И не случайно большинство проблем журналистов КП, работающих на массовых беспорядках в Каире, заканчивались в том момент, как в них опознавали граждан России. С Россией здесь связано множество надежд, которые появились после того, как наши дипломаты отстояли Сирию. Возможно, это была единственно верная линия поведения.

Никаких поставок военной техники в кредит. Никакой братской любви и лобызаний, мирных советских теплоходов класса «эсминец» в Суэцком канале, танковых клиньев и ковровых бомбардировок под чутким руководством русских инструкторов. Вместо этого, несгибаемая как лом из карбида вольфрама дипломатическая позиция – «руки прочь от суверенных стран». И с Китаем мы через Ближний Восток заодно сблизились, осознав общность наших интересов в квази-однополярном мире.

И можно предположить, что в эти годы на наших глазах выстраивается новый геополитический треугольник – Россия-Китай-Ближний Восток. Система сложная, но именно сложные системы отличаются устойчивостью и саморегуляцией. В отличие от одномерных «пупов всей планеты» возлежащих на горе из зеленых фантиков.

Источник: КП

Обсуждение статьи

Страницы: 1 |

Уважаемые участники форума! В связи с засильем СПАМа на страницах форума мы вынуждены ввести премодерацию, то есть ваши сообщения не появятся на сайте, пока модератор не проверит их.

Это не значит, что на сайте вводится новый уровень цензуры - он остается таким же каким и был всегда. Это значит лишь, что нас утомили СПАМеры, а другого надежного способа борьбы с ними, к сожалению, нет. Надеемся, что эти неудобства будут временными и вы отнесетесь к ним с пониманием.

Добавить сообщение




Опрос

Чем окончится вооруженный конфликт ХАМАСа и Израиля?

Личный дневник автораВ связи с закономерной кончиной укро-бандеровского Фейсбука, автор переместился в Телеграм: https://t.me/ISTRINGER и ЖЖ . Теперь вы регулярно можете читать размышлизмы автора на его канале в Телеграм и ЖЖ До скорой встречи
Иероглиф

Stringer: главное

Юлия Навальная не справилась с ролью вдовы героя


Юлия Навальная не справилась с ролью вдовы героя. Вместо того чтобы лететь за Полярный круг разыскивать тело мужа, эта женщина вылезла на трибуну Мюнхенской конференции по безопасности и улыбаясь сделала заявление, что поднимет знамя мужа и возглавит...чт

 

mediametrics.ru

Новости в формате RSS

Реклама

 

© “STRINGER.Ru”. Любое использование материалов сайта допускается только с письменного согласия редакции сайта “STRINGER.Ru”. Контактный e-mail: elena.tokareva@gmail.com

Сайт разработан в компании ЭЛКОС (www.elcos-design.ru)

Рейтинг@Mail.ru