Pедакция не отвечает за содержание заимствованных материалов

Монитор | все материалы раздела

Китай сделал миру последний подарок - это пандемия
28 Октября 2020

Директор Института Дальнего Востока Алексей Александровиче Маслов любит Китай. Поэтому он ему сострадает и не критикует. Однобоко, но все-таки хоть что-то.

Еще до пандемии Китай столкнулся с проблемой истощения драйверов роста. КНР последнее десятилетие развивался за счет экспорта, который стал дорогим и невыгодным. А значит надо было перестраиваться на внутреннюю промышленность. Второй вызов демографический. Мы наблюдаем нарастание числа пожилого населения, а значит увеличение пенсионного груза и социального обеспечения. Все это тяжело ложится на бюджет и загоняется в себестоимость товара, чтобы нивелировать проблемы.

Третья проблема – уменьшение прямых иностранных инвестиций. Во-первых, в Китае стало сложнее работать с изменением законодательства, а во-вторых, Вьетнам, Индонезия, Малайзия и другие юго-восточные страны предоставляют в некоторых случаях условия лучше, чем Китай. И многие производства стали переводится туда.

Такое ощущение, что мы только что говорили о российских проблемах.

Мы, к сожалению, болеем одним и тем же. Но многие считают, что Китай должен навсегда остаться большой мировой фабрикой, которая обслуживает весь мир. У самих китайцев такого плана не было. Они собирались развивать массовую мануфактуру примерно до 2016 года, а потом переходить на другую модель – наукоемкое, наукоориентированное производство. То есть в известной степени повторить путь Японии, которая шла по похожей схеме в 60-70-е годы прошлого века.

Но перевести гигантский Китай с одной модели на другую значительно сложней, чем Японию и Южную Корею.

Китай рассчитывал, что внешний рынок будет расти примерно так, как он рос до сих пор, а высокотехнологичная продукция будет востребована на внешнем рынке. Часть производства была переведена в США, Европу, другие страны мира. Все это опорные точки для дальнейшего роста. Существующая модель должна была облегчить логистику всех процессов продвижения КНР вперед.

Короновирус взял и нанес удар именно по этим планам перехода с одной модели на другую.

Но ведь есть еще и Дональд Трамп, который последовательно перекрывает кислород развитию внешнеэкономических связей Китая.

А это как раз еще один вызов. Давайте скажем честно, Китай очень достойно вышел из ситуации с короновирусом. По крайней мере, никто пока с цифрами в руках не опроверг официальную китайскую статистику: около 86 тысяч заболевших, около 4600 человек погибло. Это было важное испытание для страны, которое проверило выносливость системы. Если бы Китай рухнул по числу заболевших и умерших – это был бы вызов политической власти Китая. А с учетом других, уже перечисленных проблем, я не уверен, что не начались бы социальные волнения, учитывая сложную ситуацию в Гонконге и Синьцзяне. Но монопольная система Китая показала себя очень хорошо в ситуации всеобщей мобилизации.

Тут еще нельзя забывать и о менталитете самих китайцев, что тоже сыграло свою роль.

Сыграло все. Менталитет, безусловное доверие к власти, реальная готовность власти заботиться о народе, понимавшей, что главное на тот момент не абстрактная экономика, а спасение как можно большего количества людей. “та старая система и нововведения сработали. Китай пока единственная страна, которая пошла на то, чтобы полностью закрыться, фактически обрушив провинцию и потом также выведя ее из комы.

Получилась парадоксальная ситуация: страна, которая должна была рухнуть от короновируса, наоборот очень успешно его преодолела и повысила свои ставки в мировой игре. Все это особенно заметно на фоне ситуации в США и Европе, Индии и других странах.

И все это, на мой взгляд, ускорило атаку Трампа на Китай. Потому что дать ему развиваться на волне успеха – это расписаться в собственном бессилии. Атака со стороны США была грамотной и логичной. За ней, конечно, стоит гигантская работа американских китаеведов.

Они знали все болевые точки Китая и использовали их ему во вред. Именно такая задача и была поставлена. Удар был нанесен по тем позициям, которые по задумке КНР должны были развиваться: торговля, продвижение технологий, позитивный имиджи позитивная идеология. Китай никогда не продвигал коммунистическую идеологию, но продвигал свой имидж. И Трамп никогда не ругает китайский народ. Он пытается отделить китайский народ от режима. Это стандартная история, которая не поменялась со времен «холодной войны». И судя по всему, Китай не ожидал такой атаки. Он в последние годы привык работать в условиях абсолютного комфорта и поддержки, он поддерживает глобализацию, его хвалят. И казалось, что и дальше все будет также. А другой модели развития, кроме уже выработанной, у КНР нет.

Но китайская модель выдержала. Мы видим рост экономики во втором квартале на 3,2 процента. В то время как в первом, в разгар пандемии, Китай упал до -6, 8 процента. Скорее всего, к концу года КНР выйдет на 3 – 3,5 процента роста ВВП. При том, что другие страны просто упадут ниже.

Но не все зависит от Китая. Он пока не определился, как работать с внешним окружением.

Мне кажется, что запасные модели все же есть. Не случайно же китайцы активно скупают природные ресурсы и земли по всему миру.

Это кусочки все той же модели, которые сами по себе не заработают. Китай активно пришел в Африку и Латинскую Америку, создал свои производства, где-то, кстати, неудачные и разорившиеся. Они пока щупают эту модель. Базироваться на ней целиком невозможно.

Многие страны действительно испугались. В США удалось сформировать антикитайскую коалицию, сделать для многих из Китая токсичную страну. Многие страны, которые раньше играли на противоречии КНР и США, брали деньги и у тех, и у других, особенно страны Центральной Европы, сегодня встали перед сложным выбором, к кому примкнуть. А обе державы довольно требовательны и долги придется отдавать. А африканские страны и, например, Черногория должны колоссальные деньги, разоряющие государственный бюджет. Они мечутся. А третьей силы пока нет. Я не исключаю, что Россия может предложить свой вариант развития событий.

Вот как раз об этом я и хотел спросить: а какова позиция России? Мы же сотрудничаем с КНР во многих странах, где и у нас есть стратегические интересы. Станем ли мы этой третьей силой?

Мистическим образом России удалось удержаться от скатывания целиком в объятия Китая. Может быть это тонкий расчет, а может традиционное русское недоверие. С одной стороны, у нас очень хорошие торговые отношения. В прошлом году это 110 миллионов, в этом, наверное, упадем на 20 процентов. Но в нынешней ситуации это нормально.

Мы не зависим от кредитов Китая, в отличие от других стран. КНР выделяет России очень мало кредитов и не так много инвестирует.

Совокупные накопленные инвестиции измеряются десятками миллиардов (20-30 миллиардов), но не сотни миллиардов, как в других странах.

А как же попытки построить нефте- и газопроводы в Китай, с ними разве все хорошо? Не провалилась эта ситуация?

Нет, почему. «Сила Сибири» работает. Сейчас «Сила Сибири – 2» запускается через Монголию, что Китай долгое время не хотел, но все-таки пошел на монгольский вариант. И нам выгодней диверсификация. Мы сейчас неплохо отрабатываем нефтяные контракты, несмотря на то, что Россия продавала ниже себестоимости. Но посмотрите, как упала цена на нефть и газ. Поэтому, как ни странно здесь мы сегодня неплохо держимся. Вопрос в том, что мы уперлись в потолок плечами. Потому что нельзя все время жить на нефти и на газе. Поэтому предлагаем теперь, например, сельхозпродукцию, но это уже другой вопрос.

Буквально на днях я видел постановление президента о том, что с 2021 года Россия не будет продавать лес без первичной обработки?

Да, это абсолютно правильно. Нам нужно уходить от чисто сырьевых поставок, чтобы прибавочная стоимость образовывалась на российской территории.

Это в первую очередь связано с Дальним Востоком, если говорить о Китае.

Напомню, что и специалисты нашего института, и многие другие эксперты говорили о том, что в Китай должна поставляться конечная продукция, а не первичная. И в этом есть свой смысл потому что, во-первых, себестоимость производства и продукции в России сегодня может быть ниже чем в Китае. Зарплаты в России тоже ниже чем в Китае. Средние зарплаты в КНР по результатам декабря 2019 года достигли почти 1000$.

Очень много. Я помню, в 2003 году в Пекине средняя зарплата была 100$, в Шанхае чуть больше. А для провинций это были какие-то заоблачные цифры.

Абсолютно правильно. А если мы берем 15 крупных городов, такой срез, то там сейчас зарплаты от 1200 до 1600$. Шанхай, Гуанчжоу, Пекин, Тяньцзинь... Конечно же, давайте честно говорить, в России таких зарплат нет. Теоретически производство на российской территории может быть дешевле, если мы сумеем оптимизировать логистику, довозить продукции до границы, создадим инфраструктуру, и тогда наша продукция может очень хорошо выиграть в конкуренции с другими поставщиками. Но мы не видим сейчас очень большого желания Китая закупать российскую продукцию.

С чем это связано?

Для каждой страны есть своя логика, и для Китая она тоже своя. Например, фрукты покупаем во Вьетнаме и Перу, в России покупаем нефть, а в Великобритании вкладываемся в технологические стартапы. И сбить эту логику очень сложно. Россия пока не смогла позиционировать себя в Китае, как страна, которая поставляет конечную продукцию.

И еще один момент. Если крупные контракты по нефти и газу обычно подписаны на государственном уровне, руководители государства так или иначе в этом процессе участвуют.

Поставки же, например, сельхозпродукции, на конечном этапе подписываются обычными компаниями - крупными или мелкими, которые практически, за редким исключением, не умеют работать на китайском рынке. Надо понимать, чтобы выйти на китайский рынок нельзя просто иметь иллюзию того, что ты можешь прийти с какой-то партией продать ее и окупить, потом вторую партию, третью. Этот процесс занимает минимум два года.

Когда ты приходишь с какой-то партией товара, то сначала продаешь его ниже себестоимости, чтобы приучить к себе крупных поставщиков. В течение нескольких лет создаешь цену, повышаешь узнаваемость бренда и тебе надо продержаться эти два года. Продержаться на своих деньгах могут немногие российские компании, им нужны кредиты.

Кредит в России получить, конечно, можно, но это дорогой кредит. И вот здесь эта связка - кредитных учреждений и выхода на рынок - момент очень важной экспертизы. С одной стороны, Россия сделала очень много правильных шагов, чтобы прийти на китайские, да и в целом азиатские рынки. У нас есть Российский экспортный центр, Московский экспортный центр, и в других городах ест их аналоги, которые занимаются полезными вещами. В конце концов, есть Торгово-промышленная палата. Но в любом случае все зависит от человека, от реального производителя. Это лично он идет торговать в Китай. И многие надеются, что все перечисленные структуры решат проблемы. Они этого не сделают! В лучшем случае объяснят, как надо действовать.

Но самое главное, что меня всегда удивляет в российских предпринимателях, они идут на Восток абсолютно не зная рынка. Рынок они узнают по слухам: от знакомого, от китайского таксиста, который сказал, что они любят Россию, но никому в голову не приходит заказать экспертизу и понять в каких районах Китая что продается. Кто-то любит соленый шоколад на юге Китая, кто-то горький шоколад на севере Китая. Изучите рынок, поймите кто ваши основные конкуренты.

VIA Олег Фочкин

Обсуждение статьи

Страницы: 1 |

Уважаемые участники форума! В связи с засильем СПАМа на страницах форума мы вынуждены ввести премодерацию, то есть ваши сообщения не появятся на сайте, пока модератор не проверит их.

Это не значит, что на сайте вводится новый уровень цензуры - он остается таким же каким и был всегда. Это значит лишь, что нас утомили СПАМеры, а другого надежного способа борьбы с ними, к сожалению, нет. Надеемся, что эти неудобства будут временными и вы отнесетесь к ним с пониманием.

Добавить сообщение




Опрос

Чем окончится вооруженный конфликт ХАМАСа и Израиля?

Личный дневник автораВ связи с закономерной кончиной укро-бандеровского Фейсбука, автор переместился в Телеграм: https://t.me/ISTRINGER и ЖЖ . Теперь вы регулярно можете читать размышлизмы автора на его канале в Телеграм и ЖЖ До скорой встречи
Иероглиф

Stringer: главное

Юлия Навальная не справилась с ролью вдовы героя


Юлия Навальная не справилась с ролью вдовы героя. Вместо того чтобы лететь за Полярный круг разыскивать тело мужа, эта женщина вылезла на трибуну Мюнхенской конференции по безопасности и улыбаясь сделала заявление, что поднимет знамя мужа и возглавит...чт

 

mediametrics.ru

Новости в формате RSS

Реклама

 

© “STRINGER.Ru”. Любое использование материалов сайта допускается только с письменного согласия редакции сайта “STRINGER.Ru”. Контактный e-mail: elena.tokareva@gmail.com

Сайт разработан в компании ЭЛКОС (www.elcos-design.ru)

Рейтинг@Mail.ru