Pедакция не отвечает за содержание заимствованных материалов

Монитор | все материалы раздела

Щекочихина отравили хитрым ядом
17 Января 2007

Когда в Генеральной прокуратуре произошли серьезные кадровые изменения, мы решили вновь вернуться к вопросу о загадочной смерти нашего друга, коллеги, заместителя председателя Комитета по безопасности Государственной Думы Юрия Петровича Щекочихина. Он скончался при загадочных обстоятельствах в июле 2003 года. Всего за две недели странная болезнь превратила Юру в глубокого старика и поразила все жизненно важные органы. Все это время журналисты и друзья «Новой» проводили свое независимое расследование, и у нас накопились вопросы, которые необходимо разрешить процессуальным, законным порядком.

Мы понимали: прежнее руководство Генпрокуратуры, которое сделало все, чтобы те коррупционные дела, что расследовал Юрий Щекочихин, так и не были доведены до суда, не будет утруждать себя выяснением причин его гибели. Но с приходом других людей сдвинулись с мертвой точки и дело о контрабанде мебели (известное как «дело «Трех китов»), и «дело Адамова», и многие другие…

На объективность следственных органов в новой ситуации надеялись и некоторые депутаты Госдумы, направившие, независимо от нас, свои письма с просьбой возбудить уголовное дело по факту гибели своего коллеги.

Но на прошлой неделе мы получили ответ.

Официально

Генеральная прокуратура

Российской Федерации

В Генеральной прокуратуре Российской Федерации рассмотрено Ваше обращение о возбуждении уголовного дела по факту смерти заместителя главного редактора «Новой газеты» Щекочихина Ю.П.

Кунцевской межрайонной прокуратурой г. Москвы по данному обращению проведена проверка в порядке ст.ст. 144-145 УПК РФ.

Установлено, что Щекочихин Ю.П. 17.06.2003 находился в командировке в г. Рязани, где во время телевизионных съемок почувствовал сильный жар, который расценил как влияние осветительной аппаратуры. Затем появились боль и першение в горле, головная боль, ломота в суставах, ощущение «обожженной кожи» и ее покраснение и поднялась высокая температура. В тот же день Щекочихин вернулся домой в Москву. 18.06.2003 к нему был вызван врач поликлиники при ЦКБ МЦ Управления делами Президента Российской Федерации, который осматривал его в 17 час. 30 мин. и, поставив диагноз «ОРВИ», назначил лечение, выписав колдрекс, ингалипт, витамины.

В тот же день вечером появились тошнота, рвота, одышка, больного осмотрел профессор Никольский В.М., который поставил больному диагноз «отравление» и советовал госпитализироваться, однако Щекочихин отказался.

В последующие 2 дня состояние ухудшилось. 21.06.2003 к больному вызвана бригада скорой помощи, и Щекочихин с предварительным диагнозом «ОРВИ, аллергическая реакция неясной этиологии» был госпитализирован в ЦКБ Управления делами Президента Российской Федерации, где, несмотря на интенсивную терапию, скончался.

Комиссионной судебно-медицинской экспертизой по медицинским документам и материалам проверки установлено, что 18.06.2003 у Щекочихина Ю.П. на фоне ОРВИ и самостоятельного приема ряда лекарственных препаратов и пищевых добавок развилось тяжелое заболевание и острая токсико-аллергическая реакция — эпидерминальный некролиз, синдром Лайелла, причина которого медицине не известна. В развитии у больного синдрома Лайелла также могло иметь значение и обнаруженное при вскрытии злокачественное новообразование в легком — плоскоклеточная микрокарцинома, которая могла изменить реактивность организма.

Экспертами признаков отравления не обнаружено.

Таким образом, в ходе проверки установлено, что причиной смерти Щекочихина явились тяжелая интоксикация и полиорганная недостаточность с поражением легких, печени, почек и головного мозга, развившиеся в исходе синдрома Лайелла на фоне сопутствующих выраженных хронических заболеваний сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

При таких обстоятельствах Кунцевской межрайонной прокуратурой 21.08.2006 в возбуждении уголовного дела по факту смерти Щекочихина Ю.П. повторно отказано за отсутствием события преступления.

Материал проверен в Генеральной прокуратуре Российской Федерации, данное решение признано обоснованным.

Помощник Генерального прокурора

Российской Федерации

Н.В. Яковлев

В ответ на требование возбудить уголовное дело по факту внезапной смерти депутата Госдумы, зама главного редактора «Новой газеты» Юрия Щекочихина Генеральная прокуратура РФ ответила отказом. Точно так же, как и три года назад.

Мы вынуждены констатировать, что изменения в руководстве Генпрокуратуры не сказались на стиле ее работы. Отказу в возбуждении дела (ни тогда, ни сейчас) не предшествовали дополнительные экспертизы или глубокое изучение обстоятельств смерти Щекочихина, который способствовал объективному расследованию громких уголовных дел («Три кита», дело бывшего главы Минатома РФ Адамова и множество других) и незадолго до смерти получал немало серьезных угроз. Нам просто повторили письмо трехлетней давности (от 24.09.2003), которое отправил депутату Госдумы Александру Гурову еще зам генпрокурора Савченко: подхватил инфекцию, принимал лекарственные препараты и пищевые добавки, получилась острая токсико-аллергическая реакция…

Особо подчеркнем: список лекарств и добавок, которые принимал Юрий Щекочихин, мы предоставляли (вместе с другими материалами, которые нам удалось собрать) британским экспертам. Попытку разобраться в том, что произошло, предприняли профессора Джон Генри (эксперт-патологоанатом отделения скорой помощи и несчастных случаев госпиталя Святой Марии (Пэддингтон)), Роберт Форрест (Королевский Халламширский госпиталь, Шеффилдский университет) и Камерон Маклауд, доктора Дэвид Слейтер (эксперт по патологической дерматологии) и Ян Хилл (патологоанатом). Нам сообщили, в частности, что лекарственные препараты и добавки, которые принимал Щекочихин, не могли вызвать таких чудовищных последствий. Симптоматика такова: эффект моментального старения, выпадение волос, кожный покров сходил слоями, постепенно отказывали все органы: почки, печень, легкие, головной мозг. А вот посмертное заключение российских коллег вызвало у англичан массу вопросов.

Но ведущие западные специалисты не смогли прийти к каким-либо однозначным выводам, поскольку история болезни Юрия Щекочихина и материалы экспертиз по-прежнему составляют «врачебную тайну». На этом основании его сыну было официально отказано в предоставлении документов. Как сказано в письме Центральной клинической больницы, материалы могут быть предоставлены по запросу органов дознания и следствия, прокурора и суда в связи с проведением расследования. Но государство проводить расследование как раз и не желает.

Известный английский журналист Джо Дорден-Смит, который оказал нам неоценимую помощь и содействовал нашему общению с экспертами, передал слова профессора Шеффилдского университета Роберта Форреста, который работает в Королевском Халламширском госпитале: «Это просто позор, что никто, включая нас, не может получить доступ к гистологическим слайдам, взятым для аутопсии, или к пробам, взятым во время Юриной болезни, что помогло бы нам прийти к какому-то заключению».

Юрий Щекочихин всеми силами способствовал серьезным разбирательствам относительно отмывания денег и разного рода сомнительных операций, в которые были втянуты влиятельные российские чиновники и генералы, а главное, мог инициировать расследование на Западе, что прекрасно доказало дело Адамова, арестованного в Швейцарии по запросу американской прокуратуры. Комиссия по борьбе с коррупцией, в которую входил Щекочихин, при его последовательном участии не позволила остановить громкое дело «Трех китов», которое закрыли было в Генпрокуратуре. Друзья Юрия Щекочихина из числа сотрудников ФСБ предупреждали его о серьезной угрозе, он говорил об этом нам за несколько недель до смерти.

Именно поэтому мы не считаем серьезным ответ Генпрокуратуры РФ. Редакция будет настаивать на возбуждении уголовного дела, подробном изучении всех обстоятельств смерти Юрия Щекочихина и проведении дополнительных экспертиз. Поскольку у нас фактически нет сомнений: Юрий Щекочихин был отравлен, а для того применен весьма необычный яд, который так и не смогли или не захотели распознать российские эксперты.

Исчерпав все возможности установить истину с помощью правоохранительных органов, не получив доступ к засекреченной истории болезни и материалам гистологии, мы обращаемся лично к президенту Российской Федерации с просьбой о проведении нового расследования гибели Юрия Петровича Щекочихина.

«Новая газета»

Экспертная оценка

Лекарства, которые принимал Юрий Щекочихин, — безвредны

Прокуратура предполагает, что Юрий Щекочихин погиб от биологически активных добавок (БАД) и мед-препаратов, которые он принимал. Эти медицинские препараты известны: после того как он в марте 2003 года попал в больницу, знакомые врачи для улучшения кровообращения посоветовали ему регулярно пить аспирин «Упса» и болюсы хуато, а уже почувствовав себя плохо в июне того же года, он принял анальгин.

Это необходимо сказать, потому что из ответа Генпрокуратуры кажется, что Щекочихин маниакально занимался самолечением. Ничего подобного!

Ни один из этих препаратов не является БАД. Аспирин и анальгин заподозрить трудно, а более сомнительные в этом смысле болюсы хуато с 1999 года зарегистрированы в России как лекарственный препарат. Болюсы хуато прошли необходимые доклинические и клинические исследования, регистрацию и назначены в данном случае строго по показаниям как препарат, рекомендованный при хронической ишемии головного мозга. Об истории этого препарата в России нам рассказала доктор биологических наук, эксперт Фонда содействия изучению и внедрению лекарственных средств растительного, животного и минерального происхождения, доктор биологических наук Эльвина Муратовна НАУМОВА:

«Болюсы хуато появились в России впервые в 1997 году действительно как БАД, но тогда же началась работа по их регистрации как лекарственного препарата. В Санкт-Петербурге, в Институте мозга, прошли испытания, результаты их были представлены для регистрации. После регистрации в 1999 году прошла апробация в Московской медицинской академии, в клинике Николая Яхно, который на тот момент был главным неврологом Минздрава России. После этого прошло более широкое исследование на базе Российского мед-университета под руководством Анатолия Федина, который был тогда главным неврологом Москвы. То есть выпускали этот препарат в свет ведущие неврологи страны.

Важно и то, как попадает в нашу страну этот препарат. В Китае производство находится под госконтролем и выпускается на одном заводе. Компания «Даофарм» — единственный эксклюзивный дистрибьютор этого препарата в России. Это позволяет защититься от подделок.

В России продано пять миллионов упаковок болюсов хуато. Ни разу, никогда не было тяжелых последствий его применения. Не было их и в Китае. Те медикаменты, с которыми сочетал Юрий Щекочихин прием болюсов — аспирин «Упса» и анальгин, — не только не являются несовместимыми с ними, но и из-за частоты назначения применялись в таком сочетании очень многими пациентами.

Важно и то, что Юрий Щекочихин принимал болюсы хуато на момент отравления и гибели уже больше трех месяцев. Если бы у него была аллергия на один из растительных препаратов, которые входят в состав болюсов, то она проявилась бы в первые три дня применения».

Эльвина Наумова констатирует, что никаких случаев злокачественной аллергии, то есть аллергии, наносящей вред здоровью, при применении болюсов никогда не было. Для этого препарата не определена даже минимальная летальная доза, так называемая доза ЛД-50. Не определена потому, что огромное количество препарата, введенного контрольным группам животных, летального исхода не дает.

Очевидно, имеет смысл уточнить, что Эльвина НАУМОВА — бывший директор Института традиционной китайской медицины в составе Федерального научного клинико-экспериментального центра традиционных методов диагностики и лечения МЗ РФ. Ушла она из института именно потому, что выступала против китайских БАД. Это был серьезный научный, профессиональный конфликт. Эльвина Муратовна считает, что допускать на наш рынок китайские БАД нельзя, так как это не известные нам источники сырья, не известные нам растения и, в конце концов, неизвестные последствия.

P.S. Ведущие врачи-онкологи однозначно утверждают, что даже наличие микрокарциномы (а в этой стадии она никак не угрожала жизни Щекочихина) не могло вызвать тех последствий, которые привели к смерти.

Людмила РЫБИНА

15.01.2007

Новая газета

Обсуждение статьи

Страницы: 1 |

Уважаемые участники форума! В связи с засильем СПАМа на страницах форума мы вынуждены ввести премодерацию, то есть ваши сообщения не появятся на сайте, пока модератор не проверит их.

Это не значит, что на сайте вводится новый уровень цензуры - он остается таким же каким и был всегда. Это значит лишь, что нас утомили СПАМеры, а другого надежного способа борьбы с ними, к сожалению, нет. Надеемся, что эти неудобства будут временными и вы отнесетесь к ним с пониманием.

Добавить сообщение




Опрос

Чем окончится вооруженный конфликт ХАМАСа и Израиля?

Личный дневник автораВ связи с закономерной кончиной укро-бандеровского Фейсбука, автор переместился в Телеграм: https://t.me/ISTRINGER и ЖЖ . Теперь вы регулярно можете читать размышлизмы автора на его канале в Телеграм и ЖЖ До скорой встречи
Иероглиф

Stringer: главное

Юлия Навальная не справилась с ролью вдовы героя


Юлия Навальная не справилась с ролью вдовы героя. Вместо того чтобы лететь за Полярный круг разыскивать тело мужа, эта женщина вылезла на трибуну Мюнхенской конференции по безопасности и улыбаясь сделала заявление, что поднимет знамя мужа и возглавит...чт

 

mediametrics.ru

Новости в формате RSS

Реклама

 

© “STRINGER.Ru”. Любое использование материалов сайта допускается только с письменного согласия редакции сайта “STRINGER.Ru”. Контактный e-mail: elena.tokareva@gmail.com

Сайт разработан в компании ЭЛКОС (www.elcos-design.ru)

Рейтинг@Mail.ru