Pедакция не отвечает за содержание заимствованных материалов

Монитор | все материалы раздела

Павловский моделирует "антиобщество"
6 Апреля 2007

Кремль готовится к драке

Глеб Павловский дал интервью "МК", в котором рассказал, что оппозиция пытается создать "антиобщество" в одной, отдельно взятой точке.

В следующем году Владимир Путин должен покинуть президентский пост, оставаясь при этом самым популярным политиком страны. Сложно представить, как будет работать политсистема, полностью замкнутая на ВВП. Да и чем будет заниматься сам Путин после 2008 года? Как сложатся его отношения со “сменщиком”, над которым будет довлеть путинский авторитет?

Об этом, а также о страхах Кремля в преддверии думских и президентских выборов в интервью “МК” рассказал глава Фонда эффективной политики Глеб ПАВЛОВСКИЙ.

— Вновь возник вопрос о третьем сроке президента. Миронов предложил продлить полномочия главы государства до 5—7 лет и дать ему возможность избираться на три срока подряд. Ряд политиков его поддержали. Допускаете, что Путин все-таки примет решение снова идти в президенты?

— Заявление Миронова чисто предвыборное. В письмах, которые он разослал в регионы, содержится просьба не принимать по ним никаких официальных решений! То есть это — листовка, которой Миронов поманил путинский электорат “Единой России” — ко мне, ко мне, я тоже за Путина!

— То есть вы исключаете “поход” ВВП на третий срок?

— При сохранении нынешнего уровня внутреннего и международного мира — да, исключаю. Но я же не могу отвечать за полубезумные США — вдруг они да устроят какую-нибудь большую войну.

— Хотите сказать, если начнется война в Иране, нам гарантирован третий президентский срок?

— Только в случае перерастания ее в глобальный военный кризис. Вся политика Путина до сих пор была попыткой сохранить Россию вне войн. Но Путин все-таки Верховный главнокомандующий. В мирных условиях, я уверен, он сдержит свое обещание не менять Конституцию, которая исключает понятие “третий срок”. Но не надейтесь, что Путин уйдет из российской политической жизни.

“Зарыл капиталец в офшорной зоне? Клевета!”

— Некоторые, наоборот, считают, что президент устал и захочет из политики уйти...

— Политики устают, когда люди устают от них. Вот так Борис Николаевич устал в 1999 году... У Путина 80 процентов доверяющих, и рост продолжается. Так с какого бодуна ему уставать?! Это тактика его врагов — повторять: ах, как вы устали, Владимир Владимирович! Плюс наветы относительно его мотивов, будто президент сбил себе капиталец, зарыл его в офшорной зоне и рвется к сундучку с брюликами… Это клевета в точном смысле слова.

Физически Путин вполне может устать. Но на него лично завязана жизнь русской политической власти, которую он в ее нынешнем виде выстроил. Она его ребенок... Задача Путина проста и изящна: остаться и резко усилиться, освободившись от ограничений президентской должности.

— Остаться в качестве кого?

— Вот это интересный вопрос. В русской традиции, в отличие от римской или китайской, не было прецедента, когда бы человек, не занимая должности, являлся самым мощным политиком страны. Придется поискать варианты.

— Так давайте поищем.

— Думаю, что как минимум это может быть массовое всероссийское движение. Не надо создавать новых партий. Скорее нужна сила, которая заставит партии действовать в народных интересах, будучи более емкой, чем любая из них. Эта сила в принципе может включать в себя членов всех парламентских партий и представителей власти.

Главная беда нашей политики в том, что, как только создается какой-то политический институт или партия, он тут же начинает обособляться и огораживаться. Эта беда называется фрагментацией, и в ней большая опасность. Многомиллионная путинская сила будет сшивать государственно-политическое поле России. Путин должен оставаться дирижером, модератором политического процесса и иметь право однажды сказать: “Нет, не так!” — кому угодно — будущему президенту, премьеру, любой партии. И в этом “Не так!” будет голос всех тех, кто “за Путина”.

“Никому уже не стать “отцом нации” после Путина”

— Тот факт, что Путин сможет поучать нового главу, по-вашему, не начнет рано или поздно того раздражать?

— Ну, это будут его личные трудности. А вот общество — да, оно любого нового президента невольно будет сравнивать с прошлым: “Ну и как ты тянешь на Путина?” Новому главе государства придется несладко. И он будет выкладываться, зарабатывая авторитет. Ему придется пахать как папе Карло, чтобы его начали уважать так, как уважают Путина. Но — это надо понимать — никому уже не стать “отцом нации” после Путина.

— Однако если первые год-полтора работы нового президента будут успешными, то общество уже не будет ориентироваться на Путина так сильно, как сейчас. И если новый гарант вдруг захочет вести политику, не совпадающую с путинским планом действий, как, по-вашему, Владимир Владимирович сможет повлиять на “преемника”?

— Путинский план действий на ближайшие 3—5 лет уже сверстан или доверстывается. И любой будущий Президент России будет его выполнять. На полтора-два года, о которых вы говорите, уже сегодня определен бюджет, заложены нацпроекты. Я не предвижу, что следующий глава государства захочет сманеврировать в принципиальных для Путина вопросах. И что это мы все чего-то боимся и перестраховываемся? Надо быть готовым к позитивным, рабочим спорам, когда обе стороны в чем-то правы. Такие конфликты полезны для уточнения курса.

— Вы уверены, что Владимир Владимирович согласится с вами?

— Будь он маньяком личной власти, то и не было бы никаких выборов, разве нет? Зачем “Справедливую Россию” создавали? Это ведь довольно рискованное дело — строить в зоне доверия лидеру, уже организованной в партию власти, еще одну партию! Ведь она первым делом начнет конкуренцию с “Единой Россией”, а внутривидовая конкуренция всегда жестче межвидовой.

Но Путин создал эту свободу, этот политический воздух, оставляющий право выбора, — зачем? Вряд ли для того, чтобы сесть сверху и никого никуда не пускать. Поэтому если в будущем роль новых людей из “поколения Путина” будет укрупняться, мне кажется, лидер может только приветствовать это. Все мы когда-то уйдем…

“Силовики — оборотная сторона успеха системы”

— Допускаете участие в президентской кампании двух “преемников”?

— Допускаю. Моя точка зрения такая: борьба должна быть тяжелой и непростой для участников. Следующий президент не должен ждать, чтобы Путин его похлопал по плечу — и того вдруг избрали. Он сам обязан ради этого хорошо попотеть. Кстати, это значит, что выборы скорее всего пройдут в два тура.

— И во второй тур выйдут два “преемника”, надо полагать?

— Вот этого не скажу, будет борьба, причем непростая. Но уж точно во втором туре будет не Лимонов и не Касьянов. А кто? Для КПРФ очень важно, чтобы Зюганов остался вторым. И коммунисты будут за это бороться.

— От каких факторов, на ваш взгляд, будет зависеть решение о выдвижении одного или двух кандидатов Кремля?

— Путин не самодур. Он не станет решать по принципу “муха меня укусила, и будет так”. Он еще поглядит, смогут ли “Единая Россия” и “Справедливая” вместе поддержать одного и того же кандидата.

— Миронов утверждает, что в этом плане у них с единороссами не будет разногласий…

— Но ведь многое зависит от того, как он будет действовать. Пока Миронов нарушает элементарные нормы партнерского взаимодействия с “Единой Россией”, я думаю, коалиция с ним сомнительна. И смысла в ней не будет, поскольку избиратели не поймут, для чего им нужен филиал “Единой России” с выходом налево? Будет ли от путинского лагеря один кандидат или больше, ясней станет ближе к осени.

— Что, по-вашему, будет с силовым окружением Путина, если к власти придет президент-либерал?

— “Силовое окружение”, “силовики” — оборотная сторона успеха выстроенной Путиным системы. Президент интегрировал силовые структуры в конституционную систему, вернув их из фактического подполья, куда те были выброшены после 1991-го. Борис Николаевич взаимодействовал с силовыми структурами, как с какими-то негуманоидами. Он же вообще не знал, что там внутри происходит. И никто не знал. Возникло неконституционное гетто, откуда иногда выползали страшноватые явления, вроде службы Коржакова или Совбеза при генерале Лебеде. Это же все было очень опасно! Путин вернул эти структуры в государственную систему — и возникли “силовики”. Да, они приобрели чрезмерную роль. Но если бы не Путин, никто не знает, где бы они оказались при очередном политическом кризисе и на чьей стороне. Перекос возник именно потому, что силовые корпорации опять стали частью федеральной системы. Теперь этот сектор надо уравновесить и поставить под контроль.

“Парочка израильских олигархов купила их на корню”

— В преддверии выборов властью, по-моему, овладевают истерические настроения. Разгон “марша несогласных” в Нижнем, попытка заставить партии не участвовать в других аналогичных маршах, ужесточение избирательного законодательства и наказания за экстремизм, притом что записать в экстремисты можно почти любого… Кого так боится Кремль? Неужели малочисленную и в принципе беззубую оппозицию в лице “Другой России”?

— Ну собственно маршистов власть не боится. Ведь ясно, что их единственная цель — не сделать что-то, а напугать. Эта марш-марш-оппозиция объявляет, что ее стратегия — наращивать хаос в стране до тех пор, пока власти запутаются. Они сами заявляют, что их демонстрации — это всего лишь средство отвлечь внимание властей от страны, переключив на себя. Это стратегия провокации: мы не можем вас сковырнуть, так вы, пожалуйста, сами себя демонтируйте! Я читаю в Интернете то, что они пишут, задыхаясь от ненависти. Единственная угроза “Другой России” — ее ничтожество. Собрав инвалидов разных эпох, она неспособна стоять на своих ногах и выпрашивает поддержку в обмен на обещания опрокинуть Россию. А таких заказчиков в мире много. Выйдя из борьбы за массовую поддержку, политики-другороссы стали зависимы от кого-то, кто даст признание и деньги.

— Намекаете на американцев?

— Необязательно, да и какая разница? Имея дело с провокаторами, вы никогда не знаете, работают они на ваших геополитических или деловых конкурентов. А заодно и агентурой каких-то российских спецслужб. Маршисты в принципе способны быть только каналом влияния. Желающие пускай гадают, чьего: Вашингтона или, к примеру, парочка израильских олигархов купила их на корню.

“Каждый пусть решает — в парламент или в “обезьянник”

— Чтобы опрокинуть систему, нужна поддержка общества. А у оппозиции ее нет.

— Достаточно создать “антиобщество” в одной отдельно взятой точке, желательно в столице, на две-три недели. И все! Вспомните Киев-2004 — с тех пор Украина безуспешно пытается встать на ноги. В России угроза экстремизма — это угроза вмешательства в выборы с использованием кучки людей, которые предоставляют себя для манипуляций. Угроза небольшая. Но она есть.

Возьмите “марши несогласных”. Их уже было несколько, и всякий раз по отношению к очередному апробировалась одна из моделей отношения: от прямого разгона в Петербурге до выборочной изоляции активистов в Нижнем и беспрепятственного шествия в Москве. То есть власти гибко экспериментируют. И в итоге будет избрана оптимальная модель обращения с этим новым видом уличного провоцирования. Но в любом случае останется принцип: никакого взаимодействия легальных партий и организаций с экстремистами — лимоновцами и им подобными. И каждый пусть решает, куда ему — в парламент, на дебаты или в “обезьянник”.

— А вы не думаете, что партии должны сами решать, с кем им взаимодействовать?

— Да ни в одной европейской стране легальная организация не станет взаимодействовать с нелегальной! Вот Сергей Миронов — очень хорошо к нему отношусь. Но что он делает? Членов его партии на нижнем уровне провоцируют, втягивая в совместные акции с внесистемной оппозицией. Льстят, что, когда будет кризис, общественность увидит Миронова “на броневике”. Скажите, кому нужен Миронов на броневике?

— Мне точно не нужен. А вам?

— Тоже нет. Он и броневиком-то управлять не сумеет, увезут еще не туда бедного. Или возьмем “Яблоко” и коммунистов в лице московской организации. Какого черта, как можно себя не уважать, чтобы допускать взаимодействие с зарекомендованными радикальными провокаторами?! А если провокаторов придется разгонять, а они, как нормальные провокаторы, подставят ребят под пулю? И шальная пуля может достаться представителю легальной организации. Это неправильно.

— А если лимоновцу, то правильно?

— Надеюсь, что до разгона такими методами дело вообще не дойдет. Но провокаторы не связывают себя выбором средств, почитайте “Лимонку”. Если заигрывать с нелегалами, те легалов всегда переиграют.

— Так власть ведь сама толкает Лимонова в радикализм, не давая возможности участвовать в политическом процессе. Может, было бы разумнее зарегистрировать НБП?

Любая уступка для экстремистов — всегда и только повод потребовать следующей уступки! Лимонов всегда мечтал о нарциссическом перевороте, во главе которого будет стоять он сам, любимый. Это вообще не политика. Это раздутое до небывалых размеров эго.

— Ну и пусть бы это “эго” поучаствовало в выборах и набрало свои крохотные проценты. Разве это не стало бы лучшим ответом власти Лимонову?

— Помните, как нас убедили легализовать террористов Ичкерии, чтобы они якобы “перешли к мирной жизни”? В фильме “День независимости” пришельца спросили: “Чего вы от нас хотите?” Он ответил: “Умрите!” Вот именно этого и хочет Лимонов.

“У нас что, игрушечная Россия?”

— Недавно прошла акция “Наших”, на которой молодежи предлагали ответить на вопросы откровенно антизападной анкеты. Например, на вопрос: “Чего добивается Запад от России?” — был такой вариант ответа: “Введения в стране внешнего управления”.

— Я бы, между прочим, ответил примерно так же.

— Вы принимали участие в подготовке этой акции? — Я выступал перед “Нашими” в их тренировочном лагере перед акцией, но упрекал за то, что они протестуют против врагов Путина вдали от мест, где те маршируют. С моей точки зрения, “Нашим” пора бы заявлять о себе в лицо тем, кто выступает за превращение России в полуколонию, в гигантское Косово. Там, где лимоновцы рискуют выползти на улицу, навстречу им должны идти “Наши”.

— И будет побоище. Вы этого хотите? — Не побоище, а небольшая драка. Пускай подерутся! Если бы после беловежских соглашений мы вышли на улицу, может, все бы пошло по-другому.

— А если случится серьезное кровопролитие?

— На то есть милиция, чтобы следить, как бы молодежь не перешла к членовредительству. Но, вообще-то говоря, у нас что, игрушечная Россия, которую не страшно проиграть?! Россия — это что, понарошку? Виртуальная игра?

Сегодня как взрослые, так и молодежные организации — “Наши”, “Молодая гвардия”, “Местные” — должны быть готовы к тому, чтобы выступить непосредственно против маршистов и той молодежи, которая зомбирована тоталитарно-политическими сектами вроде пресловутой НБП Лимонова.

— То, что вы говорите, отдает советской пропагандой: государство активно формирует как образ внутреннего, так и образ внешнего врага…

— Я против формирования образа врага там, где его нет. Но что, американская база ПРО в Европе — это прикол? Это настоящая военная база рядом с нашими границами. А от кого пострадала Россия во время войны — от азиатских варваров? Нет — от европейских цивилизованных народов, которые пришли уничтожить “красное недочеловечество”. Так что же, этого не может быть во второй раз? Мы же читаем западную прессу. Она пишет о русских так, как нацисты о евреях: что мы неисправимая, невежественная, злонамеренная и опасная для Запада раса, что русские — это болезнь. Мы — те, кто прошел через преступление 1991 года, — убеждены, что максимальное преступление против России — это попытка ее ликвидировать еще раз.

— В общем, сегодняшние действия власти — это “адекватный ответ” Западу…

— Да, причем это умеренный и либеральный ответ. Пока.

"МК"РУ. 6.04.07

Обсуждение статьи

Страницы: 1 |

Уважаемые участники форума! В связи с засильем СПАМа на страницах форума мы вынуждены ввести премодерацию, то есть ваши сообщения не появятся на сайте, пока модератор не проверит их.

Это не значит, что на сайте вводится новый уровень цензуры - он остается таким же каким и был всегда. Это значит лишь, что нас утомили СПАМеры, а другого надежного способа борьбы с ними, к сожалению, нет. Надеемся, что эти неудобства будут временными и вы отнесетесь к ним с пониманием.

Добавить сообщение




Опрос

Чем окончится вооруженный конфликт ХАМАСа и Израиля?

Личный дневник автораВ связи с закономерной кончиной укро-бандеровского Фейсбука, автор переместился в Телеграм: https://t.me/ISTRINGER и ЖЖ . Теперь вы регулярно можете читать размышлизмы автора на его канале в Телеграм и ЖЖ До скорой встречи
Иероглиф

Stringer: главное

Юлия Навальная не справилась с ролью вдовы героя


Юлия Навальная не справилась с ролью вдовы героя. Вместо того чтобы лететь за Полярный круг разыскивать тело мужа, эта женщина вылезла на трибуну Мюнхенской конференции по безопасности и улыбаясь сделала заявление, что поднимет знамя мужа и возглавит...чт

 

mediametrics.ru

Новости в формате RSS

Реклама

 

© “STRINGER.Ru”. Любое использование материалов сайта допускается только с письменного согласия редакции сайта “STRINGER.Ru”. Контактный e-mail: elena.tokareva@gmail.com

Сайт разработан в компании ЭЛКОС (www.elcos-design.ru)

Рейтинг@Mail.ru