Pедакция не отвечает за содержание заимствованных материалов

ПОЛИТИКИ ОТ ИНФАНТЕРИИ. Часть III
4 Сентября 2000

МИНИСТР ОБОРОНЫ

1. Игорь Сергеев не случайно встал во главе военного ведомства. После скандального отстранения от должностей предыдущих министра обороны и начальника Генерального штаба стало ясно, что в России практически нет вооруженных сил, способных выполнить возложенные на них задачи. В условиях переживаемого экономического кризиса президент вынужден был сделать ставку на стратегические ядерные силы. Это назначение объясняется тем, что ядерные силы меньше обычных вооружений зависят от их места расположения и инвариантны по отношению к направлению возможных опасностей и угроз, могут достичь любых точек на планете, обладают огромными поражающими возможностями и способны уравнять противостояние с любым противником.

Именно поэтому министром обороны России стал командующий РВСН. Этим назначением Ельцин показывал всему миру, что Россия по-прежнему великая держава и способна не только обеспечить собственную безопасность, но и нанести упреждающий удар.

2. Сергеев сделал основную ставку на всеобъемлющее ядерное сдерживание. Другие, не менее важные и крайне необходимые для обороны государства силы и средства автоматически стали второстепенными и практически перестали финансироваться. Разработка, прием на вооружение и развертывание новейшего ракетно-ядерного комплекса обходится государству в несколько раз дороже, чем содержание аналогичного комплекса предыдущего поколения. Но поскольку ракетное оружие было объявлено приоритетным, то оно существовало все это время за счет других видов вооружений.

Сергеев, пользуясь доступом к Президенту РФ, еще в 1998 году ставил на повестку дня необходимость создания Объединенного главного командования и системы управления стратегическими силами сдерживания в составе существующей триады (РВСН, Морские и Авиационные ядерные силы), которые предполагалось вывести из подчинения Генерального штаба. Необходимость разработки и принятия этой системы управления стратегическими ядерными силами России весьма сомнительна. В случае ее реализации Россия превратилась бы в ядерный лапоть, но при этом ее безопасность не стала бы более высокой.

Необходимо отметить, что никакого явного приращения военной безопасности в результате создания в начале 90-х годов Объединенного стратегического командования ядерными силами США так и не получили. Ядерные силы не способны обеспечить активную внешнюю политику государства, так как их нельзя применять ни при каких условиях. Поэтому как ими управлять не имеет значения.

3. Осуществляемое Сергеевым в рамках государственной военной реформы строительство российских Вооруженных сил, оптимизация структуры видов и родов войск до 2005 года были откровенно ориентированы на ядерную войну. За три года под его руководством выполнено лишь плановое сокращение армии до уровня 1, 2 млн. человек и осуществлено переподчинение видов и родов войск.

Под видом реформы осуществлено давно вынашиваемое Сергеевым слияние РВСН с далеко не родственными по решаемым задачам, вооружению и способам боевого применения родами войск: Военно-космических сил (ВКС), Противоракетной обороны (ПРО), Противокосмической обороны (ПКО) и Предупреждения о ракетном нападении (ПРН). Таким образом, как бы повысилась эффективность РВСН, а значит, и безопасность страны.

Однако «новые» войска, которые теперь имеют общее название - Ракетные войска стратегического назначения (РВСН), не стали от такого переподчинения качественно новым видом вооруженных сил, и даже наоборот. Они разрушили уже функционировавшие в рамках ПВО войска Ракетно-космической обороны (РКО), но не взяли в полной мере на себя их функции ведения стратегических оборонительных действий с огромным количеством воздушно-космических средств нападения в масштабах всей страны. В том числе с высокоточным оружием воздушного, морского и космического базирования противника.

4. Военная реформа Сергеева оставила за бортом финансирования системы вооружения, предназначенные для отражения агрессии на континентальном и океанском (морском) театре военных действий. Объединение ВВС и войск ПВО в единый вид вооруженных сил - ВВС и переподчинение войск РКО Ракетным стратегическим войскам разрушили стратегическую оборону страны.

В условиях бесконтактных войн Россия неизбежно встретится с крупными проблемами обороны экономики. Невозможно будет бороться с единым воздушно-космическо-морским противником с его аэродинамическими, баллистическими и орбитальными средствами нападения без такой же единой системы воздушно-космической обороны. Россия - необъятная страна с многочисленными крупными регионами, с территориально разбросанным и сгруппированным экономическим потенциалом, инфраструктурой, транспортными коммуникациями, добывающей и перерабатывающей промышленностью, которые и станут главными объектами ударов, как это было в Югославии.

ВЫВОД. Сергеев уничтожает военный потенциал государства. Его концепция приоритетности ядерных сил лишает Россию возможности проводить активную внешнюю политику, превращая страну в сателлит Соединенных Штатов Америки. Максимум, на что будет способна армия Сергеева, - это не допустить прямого официального вторжения на свою территорию. Но она не сможет уберечь страну от неофициального вторжения различных бандформирований. В итоге Россия рискует быть просто разорванной на куски сепаратистами.

НАЧАЛЬНИК ГЕНЕРАЛЬНОГО ШТАБА

1. Анатолий Квашнин по-прежнему, как и десятки лет назад, делает ставку на крупные группировки сухопутных сил, военные округа, группы войск, военные базы и стратегические резервы. Армия с такой структурой способна была эффективно решать задачи в недалеком прошлом, когда основной упор делался на ядерные силы, но не в войнах будущего.

Ошибочным является стремление Квашнина поставить в основу военного строительства несуществующие для России опасности и нереальные угрозы. Попытка «увидеть» вероятных противников там, где они были длительное время в прошлом. А главное - такими, какими они были в прошлом.

Оборонные возможности России значительно ослабли, и сегодня надо говорить не о виртуальных угрозах, а о реальных. Таковыми являются: неэффективное перевооружение Вооруженных сил РФ; втягивание их в непрерывно идущие в течение пяти лет внутренние военные конфликты; явное отставание России от других стран в подготовке к бесконтактным войнам.

2. Квашнин постоянно ощущает на себе достаточно мощное давление сил, которые пытаются выдавать ведомственные интересы ядерного военно-промышленного комплекса за национальные. Именно здесь берет начало ошибочная ставка на Вооруженные силы РФ, основным компонентом которых и в будущем должны оставаться стратегические ядерные силы.

На последнем заседании Совета безопасности Квашнин выступил с предложением реорганизовать к 2003 году РВСН из вида Вооруженных сил РФ в род войск центрального подчинения в соответствии с ранее действовавшей концепцией: суша - море - воздух и космос. Реально РВСН будут сокращаться и без этого предложения. Это будет идти за счет расформирования ракетных дивизий с ракетами, имеющими разделяющиеся головные части, на которые истекают сроки эксплуатации, а также за счет ликвидации тех ракетных дивизий, которые попали под условия Договоров СНВ-1, СНВ-2 и будущего СНВ-3. В результате в России останется 1,5 тыс. ядерных боевых зарядов, чего будет вполне достаточно для ядерного сдерживания. При этом у РВСН их будет в два раза меньше, чем у ВМФ и ВВС, а значит, не нужен и вид Вооруженных сил.

Необходимо отметить, что концепция Квашнина также не обеспечивает проведение государством активной внешней политики, так как у России нет военных баз, разбросанных по всему миру. А ударные группировки способны разве что сдерживать распространение локальных конфликтов на границах России.

3. Квашнин является сторонником сохранения сухопутных войск российских Вооруженных сил. Он считает, что это должен быть вид Вооруженных сил РФ, и его значение должно сохраняться еще не менее десяти лет. Это будет переходный период к бесконтактным войнам. Именно стратегические ядерные силы и сухопутные войска должны в это время составлять основу Вооруженных сил РФ. Он также считает, что следует продолжать наращивать число боеготовых общевойсковых соединений во всех военных округах, создавать командования на главных стратегических направлениях. Управление всеми сухопутными войсками Генеральный штаб возьмет на себя.

После войны в Югославии стало ясно, что молчаливое согласие Генерального штаба на ликвидацию одного из важнейших оборонительных видов Вооруженных сил стратегического масштаба - войск ПВО с их сложной, но отлаженной системой управления - было крупной ошибкой. Передача части их функций противовоздушной обороне сухопутных войск не спасает ситуацию.

В вооруженной борьбе будущего даже для условий географически необъятной России сухопутные войска как вид Вооруженных сил (кроме относительно небольшого количества мобильных сил) просто не нужны. При условии, если на них доктринально не возлагать функции внутренних войск. Что уже практиковалось неоднократно и практикуется сегодня в Чечне. Передача функций государственной системы ПВО Военно-воздушным силам, в совокупности привела к обвальному снижению обороноспособности страны. Уже сняты с боевого дежурства зенитные ракетные войска, входящие в ВВС. В целом военная безопасность России существенно снижена.

4. Даже при уменьшении количества военных округов с 8 до 7 или 6, как предлагает Квашнин, все равно будет постоянно не хватать численности кадровых военнослужащих. Не будет доставать призывной молодежи для комплектования войск и для несения караульной службы при охране многочисленных, но в большинстве своем не нужных военных объектов, подразделений, частей и военных городков.

Квашнин, как никто другой в стране, знает, что Вооруженные силы РФ не отвечают новым геополитическим и геостратегическим реалиям. Фактически они превратились в складское хранилище всего того, что досталось им в наследство от прошлого. Попытки переориентировать военный бюджет на нужды сухопутных войск создают перекос в структуре Вооруженных сил России. Например, средства, выделяемые на ВВС, используются в основном на ударную авиацию поля боя.

Полевая авиация, как показали войны в Югославии и Ираке, утеряла функции отражения агрессии на своей территории, а до территории противника она просто не долетит. Зато она эффективна при «зачистке» территории.

ВЫВОД. Квашнин собирается вернуть российскую армию в прошлое. Его концепция приоритетности сухопутных сил с опорой на ядерный потенциал сдерживания в современных реалиях направлена прежде всего на выполнение армией функций внутренних войск. Максимум, на что будет способна армия Квашнина, - это полицейские операции внутри страны. Ядерные силы должны будут гарантировать России невмешательство извне, но они не смогут уберечь страну от прямого вмешательства военных в политику и установления ими военной диктатуры.

Автор - генерал-майор запаса, доктор военных наук, профессор, академик Академии военных наук.

Опрос

Чем окончится вооруженный конфликт ХАМАСа и Израиля?

Личный дневник автораВ связи с закономерной кончиной укро-бандеровского Фейсбука, автор переместился в Телеграм: https://t.me/ISTRINGER и ЖЖ . Теперь вы регулярно можете читать размышлизмы автора на его канале в Телеграм и ЖЖ До скорой встречи
Иероглиф

Stringer: главное

Юлия Навальная не справилась с ролью вдовы героя


Юлия Навальная не справилась с ролью вдовы героя. Вместо того чтобы лететь за Полярный круг разыскивать тело мужа, эта женщина вылезла на трибуну Мюнхенской конференции по безопасности и улыбаясь сделала заявление, что поднимет знамя мужа и возглавит...чт

 

mediametrics.ru

Новости в формате RSS

Реклама

 

© “STRINGER.Ru”. Любое использование материалов сайта допускается только с письменного согласия редакции сайта “STRINGER.Ru”. Контактный e-mail: elena.tokareva@gmail.com

Сайт разработан в компании ЭЛКОС (www.elcos-design.ru)

Рейтинг@Mail.ru