Pедакция не отвечает за содержание заимствованных материалов

АФГАНСКИЙ ИЗЛОМ. Часть II
5 Октября 2000

РОССИЯ - СОЮЗНИК ИЛИ...

Отношения России с Узбекистаном не задались с момента обретения последним суверенитета. Достаточно сказать, что с 1991 года и по сей день Россия и Узбекистан не обменялись ни одной официальной делегацией. И это при том, что Ташкент играет ключевую роль в Центральной Азии. Видимо, помимо объективных причин, что-то не сложилось в личных отношениях Бориса Николаевича и Ислама Абдуганиевича. Два жестких и властных лидера не сошлись характерами.

Политика, как и природа, не терпит пустоты, и добровольно освобожденное Москвой место быстро заняли Анкара и Вашингтон. Соединенные Штаты даже не скрывали своих стремлений построить в Узбекистане умеренно-мусульманское светское государство по типу Турции. Учитывались и общие культурно-языковые корни двух тюркских народов, и потребность узбекской экономики в иностранных инвестициях, и желание создать в регионе противовес российскому влиянию. Мощный удар по этим планам нанесли теракты в Ташкенте в январе 1999 года и попытка покушения на Ислама Каримова.

Узбекские спецслужбы в ходе расследования выяснили, что за взрывами в столице Узбекистана стоит ИДУ и ряд международных террористических организаций, в том числе турецкие радикалы во главе с Эрбаканом. Реакция Каримова последовала незамедлительно. Культурные и прочие контакты с Анкарой были свернуты. На родину срочно отозвали всех узбекских студентов, проходивших обучение в Турции. Но внутренние экономические проблемы 20-миллионного Узбекистана продолжали толкать Каримова к поиску надежного и сильного союзника.

С появлением на политическом небосклоне России Владимира Путина на эту роль вновь начал претендовать Кремль. В Ташкент зачастили российские официальные лица. Неудивительно, что за последние полгода Путин уже дважды посетил Узбекистан, причем 20-22 июля его встречали как самого дорогого и почетного гостя. О чем беседовали два президента, неизвестно. Но сразу после встречи глава России заявил, что в вопросе противостояния международному терроризму у наших стран позиции полностью совпадают.

Неделей позже заявление Верховного главнокомандующего России подтвердил министр обороны маршал Игорь Сергеев. Получая из рук Аскара Акаева высшую награду Киргизии - орден Манас, он заверил, что любая угроза национальной безопасности и территориальной целостности союзников по СНГ будет воспринята в Москве «как общая опасность». Однако дальнейший ход событий показал, что на деле все оказалось не так гладко, как на словах.

Столкнувшись с агрессией боевиков ИДУ, Бишкек и Ташкент обратились к России с просьбой о военно-технической помощи. В конце августа Главное управление международного военного сотрудничества Министерства обороны РФ приняло решение передать узбекским силовым структурам несколько десятков БТРов, около сотни минометов и гранатометов. С киргизскими коллегами российские военные готовы были поделиться снайперскими винтовками, приборами ночного видения и вертолетами. Попутно, учитывая настроения в обществе, российским генералам пришлось выступить с успокаивающим разъяснением: наших солдат в район боевых действий никто посылать не собирается.

Казалось, все возвращается на круги своя. Но вдруг с Акаевым и, особенно с Каримовым, произошло нечто непонятное. Их высказывания зазвучали явным диссонансом позиции России. Поводом же стали события в соседнем Афганистане.

КОМУ ТАЛИБЫ ВСЕХ МИЛЕЕ?

О готовящемся наступлении вооруженных отрядов «Талибан» на позиции их противника - лидера «Северного альянса» Ахмадшаха Массуда - знали все. Несмотря на это, стремительное продвижение талибов к границам Таджикистана стало для стран Содружества неприятной неожиданностью.

Начиная с 4 сентября за две с небольшим недели талибы при поддержке военнослужащих регулярной пакистанской армии овладели несколькими стратегически важными населенными пунктами - Талукан, Имамсахиб, Шерхан-Бандар - и захватили ущелье Фархар на северо-востоке страны. Силы, верные свергнутому в 1996 году президенту Афганистана Бурхануддину Раббани, оказались отрезанными от баз снабжения продовольствием и боеприпасами и вынуждены были отступить в единственную оставшуюся под их контролем провинцию Бадахшан.

Военные успехи позволили лидеру талибов Мохаммаду Омару начать широкое дипломатическое наступление на мировое сообщество с целью добиться признания своего правительства как единственной законной силы в стране. Глава внешнеполитического ведомства администрации «Талибан» Вакиль Ахмад Муттавакиль поспешил успокоить соседние государства заверениями, что талибы не собираются вмешиваться в их внутренние дела и готовы начать диалог по проблемам, вызывающим беспокойство государств Центральной Азии.

Тем временем заместитель Муттавакиля Абдурахман Захид во главе группы представителей своего движения отправился за океан, где встретился с заместителем госсекретаря США Томасом Пикерингом. И несмотря на то, что французские власти не дали согласия на открытие в Париже официального представительства движения «Талибан», группа афганских товарищей по возвращении на родину чувствовала себя триумфаторами.

Лед тронулся, афганских моджахедов приняли и выслушали, а место в ООН - дело техники и времени. Принимают же чеченских моджахедов в Совете Европы. Вот добьем Массуда, полагают талибы, тогда не только Пакистан, Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты признают нашу легитимность, но и все мировое сообщество. Тем более что в его рядах уже наметился очередной раскол. В ходе своего визита в Бишкек 26 сентября президент Узбекистана Ислам Каримов выступает с неожиданным заявлением. Он говорит о том, что талибы не представляют угрозы странам региона. Более того, Каримов считает: «В связи с последними событиями среди населения Центральной Азии и всего мира искусственно нагнетаются панические слухи и психоз, которые выгодны определенным силам, стремящимся отпугнуть инвесторов от стран региона».

Заявление Каримова прозвучало накануне саммита глав государств СНГ, который должен состояться 11 октября в Бишкеке. Главы бывших советских республик на этой встрече должны обсудить вопрос создания центрально- азиатских сил коллективной безопасности для противостояния экспорту экстремизма из Афганистана.

Почему столь круто изменилась позиция главы государства, накануне подвергшегося нападению со стороны питомцев талибов? Ответ на этот вопрос можно найти, если внимательно проанализировать совместное заявление президентов Узбекистана и Туркмении, сделанное ими 22 сентября по итогам визита Ислама Каримова в Ашхабад.

Главы двух республик намерены предложить талибам участвовать в региональных экономических проектах, в первую очередь, в транспортировке туркмено-узбекского газа через территорию Афганистана в пакистанский город-порт Карачи. Этот проект, уже давно разработанный и лелеемый Ашхабадом, Ташкентом, Исламабадом и ...Вашингтоном, не мог осуществиться из-за внутренних противоречий в Афганистане. С окончательной победой талибов над «Северным альянсом» проект обретает вполне реальные очертания и по-своему выгоден всем участникам сделки.

Всем, кроме России. С его реализацией голубое топливо из Туркмении и Узбекистана потечет в обход нашей территории, унося в другом направлении значительные финансовые потоки. Совместный бизнес с «Талибан», по мнению центрально-азиатских лидеров, станет лучшей гарантией прекращения поддержки ИДУ со стороны их нынешних покровителей.

Соответственно отпадет необходимость в российском военном присутствии в регионе, противопоставить которому Узбекистан и Киргизия могут только более тесное сотрудничество с Соединенными Штатами.

Во всяком случае, главнокомандующий центральным командованием американских вооруженных сил Томми Р. Фрэнкс в ходе четырехдневного (26-29 сентября) турне по Киргизии, Узбекистану и Туркмении ясно обозначил ближайшие цели своего ведомства: «вооруженные силы США намерены и в дальнейшем активизировать сотрудничество с Узбекистаном».

Логика в действиях лидеров бывших среднеазиатских республик СССР присутствует - с талибами лучше делать деньги, чем воевать, особенно чувствуя за спиной поддержку богатого Запада. Связывать себя полностью с экономически ослабленной и оттого еще более непредсказуемой Россией Каримову, Акаеву и Ниязову не хочется. Но и ссориться нежелательно.

Сыграть на противоречиях двух соперников с максимальной выгодой для себя - это и есть искусство политики. Искусство, которое сегодня в полной мере должны продемонстрировать в Кремле, чтобы не остаться один на один с радикальным исламским экстремизмом: сегодня - на Северном Кавказе и в Центральной Азии, а завтра - где-нибудь в приволжских степях...

Опрос

Чем окончится вооруженный конфликт ХАМАСа и Израиля?

Личный дневник автораВ связи с закономерной кончиной укро-бандеровского Фейсбука, автор переместился в Телеграм: https://t.me/ISTRINGER и ЖЖ . Теперь вы регулярно можете читать размышлизмы автора на его канале в Телеграм и ЖЖ До скорой встречи
Иероглиф

Stringer: главное

Юлия Навальная не справилась с ролью вдовы героя


Юлия Навальная не справилась с ролью вдовы героя. Вместо того чтобы лететь за Полярный круг разыскивать тело мужа, эта женщина вылезла на трибуну Мюнхенской конференции по безопасности и улыбаясь сделала заявление, что поднимет знамя мужа и возглавит...чт

 

mediametrics.ru

Новости в формате RSS

Реклама

 

© “STRINGER.Ru”. Любое использование материалов сайта допускается только с письменного согласия редакции сайта “STRINGER.Ru”. Контактный e-mail: elena.tokareva@gmail.com

Сайт разработан в компании ЭЛКОС (www.elcos-design.ru)

Рейтинг@Mail.ru