Pедакция не отвечает за содержание заимствованных материалов

«ВЕСЕЛЫЕ» СОСЕДИ. Часть I
9 Февраля 2001

Ровно двенадцать лет назад Советская армия вывела своего последнего воина с территории Афганистана. А 26 ноября 1994 года суверенная Россия втянулась в собственный Афганистан - Чечню.

У контртеррористической операции на Северном Кавказе и межафганского противостояния в сердце Азии много общего. Гораздо больше, чем кажется на первый взгляд.

Оба вооруженных конфликта носят глобальный характер и тесно связаны с общемировыми процессами. На обеих войнах почитают одних и тех же героев (бен Ладен родом из Саудовской Аравии, а Хаттаб - офицер ее разведки. - «!»). При этом за различными действующими лицами стоят одни и те же интересы...

СТРАННЫЕ ТАНЦЫ

20 декабря минувшего года Совет Безопасности ООН одобрил очередную резолюцию о введении дополнительных санкций в отношении афганского движения «Талибан». Проект этого документа был предложен делегациями России и США, позже его соавторами стали также представители Индии, Таджикистана и Кыргызстана.

В новой резолюции международное сообщество вновь настаивает на экстрадиции саудовского миллионера Усамы бен Ладена. А в дополнение обязывает все государства воздержаться от поставок талибам любых видов вооружений и оказания им какой-либо военной помощи.

Третьим важным элементом ооновских санкций стал запрет на продажу Афганистану прекурсоров - химических веществ, необходимых для производства наркотиков.

Правительству мулло Мухаммада Омара был дан тридцатидневный срок, чтобы подчиниться требованиям Совбеза. Выдать бен Ладена, закрыть все тренировочные лагеря по подготовке исламских боевиков и начать решительную борьбу с производством и экспортом наркотиков. В случае отказа с 19 января 2000 года санкции автоматически вступали в силу.

Было бы наивным ожидать, что руководство «Талибан» примет этот ультиматум. Буквально на следующий день министр иностранных дел движения «Талибан» заявил:

«Мы не выдадим бен Ладена и будем бойкотировать любые переговоры, под эгидой ООН. Мы не считаем, что эти санкции отражают мнение всего мира: скорее всего это решение США, России и их союзников».

Вслед за этим «Талибан» закрыло специальное представительство Организации Объединенных Наций в Афганистане и призвало последователей ислама к бойкоту товаров американского и российского производства.

Понятно, зачем афганская война нужна Соединенным Штатам. Непонятно, как в этой компании оказалась Россия.

Америка публично - через ООН - выступает против талибов, а закулисно - через Пакистан и Саудовскую Аравию - поддерживает. Россия же ругает движение «Талибан» искренне, а получает беспокойную Среднюю Азию и ожесточенное сопротивление чеченских боевиков на Кавказе.

Возмущение талибов нашло понимание и поддержку прежде всего в соседнем Пакистане, где 11 января более 30 религиозных партий и организаций джихада сформировали «Совет защиты Афганистана». Основная задача новообразования - «систематическая помощь» режиму «Талибан» в политической, экономической и других областях.

Невозмутимость сохранял виновник заварухи бен Ладен. Заранее зная ответ, он обратился к либеру талибов Мохаммаду Омару с просьбой разрешить ему перебазироваться в Йемен. Глава талибов «просьбу» отверг: «Присутствие бен Ладена в Афганистане является моральным фактором джихада, и его переезд может отрицательно сказаться на «боевом духе» афганских моджахедов».

Правда, кое у кого в Кабуле оставались сомнения по данному поводу, но их быстро развеял ультиматум, предъявленный 23 января полевыми командирами «Талибан». Моджахеды пригрозили прекратить войну с Северным альянсом, если бен Ладен покинет территорию Афганистана.

Подобное решение талибов было легко предсказуемо. Вообще создается впечатление, что, уже не первый год торгуясь о судьбе бен Ладена, и американцы, и кабульские власти исполняют некий ритуальный танец, главное в котором не конечная цель, а сам процесс.

Мулло Омар не выдаст саудовского миллионера, даже в обмен на обещание признать талибов законными хозяевами страны. А в Вашингтоне прекрасно знают - смерть бен Ладена кроется в банковских счетах, которые питают его организацию «Аль-Каида». Лишившись возможности регулировать финансовые потоки, бен Ладен моментально превратится в обыкновенного преступника.

Судя по докладу экспертов Потомакского института политических исследований, в США хорошо известна структура «Аль-Каиды», ее цели и методы. Более того, в многостраничном документе, представленном на суд журналистов 17 января, убедительно доказывается, что организация Усамы бен Ладена действует более чем в 50 странах мира (в том числе и в России).

Почему же Белый дом не торопится разорвать эту паутину? Право, упрямство, с которым Америка бьется с бен Ладеном в Афганистане, одновременно поддерживая его сторонников в Чечне, достойно лучшего применения. Ответ на поставленный вопрос надо искать не в Афганистане, а рядом - в соседнем Пакистане.

НОВЫЙ «СМОТРЯЩИЙ» НАД ЗОНОЙ

Исламская революция 11 февраля 1979 года в Иране изменила не только политический строй в этой стране. Бегство шаха Пехлеви лишило Соединенные Штаты надежного союзника и проводника американских интересов в регионе, под завязку залитом нефтью. Осознав, что свергнуть аятоллу Хомейни или договориться с ним не удастся, США встали перед необходимостью искать нового «смотрящего» над столь жизненно важной для них зоной.

Ввод советских войск в Афганистан предоставил Вашингтону прекрасный шанс одним выстрелом убить сразу несколько зайцев. Открытая и щедрая помощь афганским моджахедам полностью нейтрализовала волну антиамериканской пропаганды, поднятую Тегераном в мусульманских странах.

Боевые действия, развернувшиеся в ДРА, помогли отвлечь внимание арабских государств от ситуации на Ближнем Востоке и от главного союзника Америки - Израиля. В противостоянии двух супердержав инициатива полностью перешла к Соединенным Штатам, которые под лозунгом поддержки национально-освободительной борьбы афганского народа создали широкую антисоветскую коалицию (в нее вошли даже такие страны, как Китай и Индия).

Особое место в борьбе с Советами на южном направлении отводилось Пакистану, ставшему главным плацдармом и проводником американских интересов в этом регионе. Пакистанский город Пешавар на долгие годы превратился в центр афганского сопротивления.

Здесь располагались штаб-квартиры исламских партий и движений, воевавших против Кабула и 40-й армии, здесь распределялась щедрая помощь от западных и восточных покровителей (только ЦРУ ежегодно выделяло моджахедам около 600 миллионов долларов). Сюда стекались из районов боевых действий толпы беженцев. Многие из них, особенно молодежь, пройдя подготовку в спецлагерях, под руководством опытных инструкторов из США, Пакистана и европейских стран, затем вливались в отряды «воинов джихада».

С уходом советских войск из Кабула влияние пакистанских военных и спецслужб на афганских моджахедов только усилилось. Именно под их давлением руководство «Альянса -7» отказалось принять план мирного урегулирования ситуации в Афганистане и втянуло страну в гражданскую междоусобицу.

В этой внутриафганской борьбе за власть Исламабад сделал ставку на лидера Исламской партии Афганистана (ИПА) Гульбеддина Хекматияра, с которым соперничал глава Исламского общества Афганистана (ИОА) Бурхануддин Раббани. Однако у пакистанцев вышел прокол. Вместо лояльного Хекматияра власть в стране захватил тандем Раббани - Ахмад Шах Масуд. И тогда на свет появились талибы.

Бывший премьер-министр Пакистана Беназир Бхутто, которую считают «матерью «Талибан», в интервью газете «Известия» (от 23 ноября 2000 г.) так описывает те события:

- В 1993 году, когда я вторично стала премьером, многие критиковали Пакистан за поддержку Гульбеддина Хекматияра. Тогда мы приняли решение не поддерживать вообще никого - из этого вакуума и возник «Талибан»... Да, меня многие критиковали за контакты с «Талибаном». Но надо сказать, я старалась просто найти компромисс с этой силой и учитывать все мнения. При мне «Талибан» был хоть немного управляем.

Экс-премьер слукавила, о чем свидетельствует афганский экс-премьер Хекматияр, беседа с которым была недавно опубликована на страницах «Независимой газеты».

- За спиной талибов стоят Пакистан, Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты, - утверждает он. - Эти страны финансируют движение и оказывают ему военно-политическую поддержку. Особенно активны в этом вопросе руководство Пакистана и его спецслужбы. Когда Исламабад говорит, что выступает за мирное урегулирование афганской проблемы и поддерживает все мирные инициативы по Афганистану, это не означает, что пакистанские власти откажутся от талибов и перестанут им помогать...

Опрос

Чем окончится вооруженный конфликт ХАМАСа и Израиля?

Личный дневник автораВ связи с закономерной кончиной укро-бандеровского Фейсбука, автор переместился в Телеграм: https://t.me/ISTRINGER и ЖЖ . Теперь вы регулярно можете читать размышлизмы автора на его канале в Телеграм и ЖЖ До скорой встречи
Иероглиф

Stringer: главное

Юлия Навальная не справилась с ролью вдовы героя


Юлия Навальная не справилась с ролью вдовы героя. Вместо того чтобы лететь за Полярный круг разыскивать тело мужа, эта женщина вылезла на трибуну Мюнхенской конференции по безопасности и улыбаясь сделала заявление, что поднимет знамя мужа и возглавит...чт

 

mediametrics.ru

Новости в формате RSS

Реклама

 

© “STRINGER.Ru”. Любое использование материалов сайта допускается только с письменного согласия редакции сайта “STRINGER.Ru”. Контактный e-mail: elena.tokareva@gmail.com

Сайт разработан в компании ЭЛКОС (www.elcos-design.ru)

Рейтинг@Mail.ru