Pедакция не отвечает за содержание заимствованных материалов

РАВНОУДАЛЕНИЕ ГУБЕРНАТОРОВ. Часть I
9 Февраля 2001

Путину понадобилось менее года, чтобы «равноудалить» от Кремля губернаторов и олигархов. Две мощнейшие в прошлом группировки, за счет компромиссов с которыми функционировал режим Ельцина, оказались вне игры.

Разобраться с олигархами оказалось проще, чем представлялось на первый взгляд. Два уголовных дела, по «Аэрофлоту» и НТВ, моментально переместили Березовского и Гусинского в теплые страны, а всю прочую бизнес-элиту опустили на грешную российскую землю. Чубайс с Вяхиревым досиживают в олигархах последние дни, а остальные толкутся в приемной Путина, ожидая приговора.

Сложнее дела обстояли с губернаторами, которые с подачи Березовского попытались выступить единым фронтом против Кремля. Но, потеряв членство в Совете Федерации и статус политической неприкосновенности, гордые региональные бароны склонили свои седые головы перед молодым сувереном.

Победе Путина над регионалами способствовали два фактора. Сохраняющаяся по сей день серьезная поддержка реформаторских нововведений президента «снизу», то есть со стороны широких слоев населения. И растянувшийся на год перевыборный процесс в субъектах Федерации, в течение которого губернаторы вынуждены были открыто уповать на поддержку Кремля как на гарантию своего переизбрания.

В подавляющем большинстве регионов буквально все кандидаты на губернаторский пост громогласно заявляли о своем «кремлевском» либо «путинском» статусе. В Кремле же в тот момент были больше озабочены становлением института полпредов и достижением политического союза с Думой в борьбе против главного очага сопротивления - Совета Федерации.

Своим вниманием центр не обделил только ключевые регионы и особо неприемлемых губернаторов: Курск, Калининград, Чукотка, Ульяновск. Как следствие, предвыборная кампания в регионах из-за невнимания Москвы производила впечатление «разброда и шатания на местах». При этом «разброд и шатания» пользовались всемерной поддержкой со стороны Администрации Президента и руководителей «Единства», снимавших последние сливки с регионального PR-рынка.

Как только руководство «Единства» освоилось в Москве, у центрального аппарата появились собственные соображения насчет каждого региона. В то же время «ячейки на местах» продолжали оставаться полностью подконтрольными губернаторам. Неудивительно, что на выборах московское «Единство» во главе с Сергеем Шойгу и Борисом Грызловым поддерживало нужного Кремлю кандидата, а местные отделения - своего прямого начальника, действующего губернатора.

Между тем внутренняя логика у прошедших выборных кампаний существует. И логика весьма строгая.

Бессмысленно пытаться систематизировать местные выборы по принадлежности победителей к той или иной социальной группе (армейский генерал, эфэсбэшник, «олигарх») или по их политическим взглядам (коммунист, либерал). Логика появляется только в том случае, если разложить региональные выборные кампании 2000 года на три периода:

- до 26 марта (официальное избрание Владимира Путина президентом России);

- до 26 июля (согласие сенаторов на реформирование Совета Федерации);

- осенняя кампания, после 26 июля.

«ПЕРВЫЕ» ОПЫТЫ

Если быть точным до конца, то масштабная предвыборная кампания 2000 года началась еще в конце 1999 года. Предчувствуя недоброе со стороны Кремля и откровенно побаиваясь набирающего силу «нового наследника» Ельцина, многие губернаторы поспешили использовать федеральные выборы в Госдуму для укрепления своих позиций.

Решив досрочно переизбираться, сенаторы откровенно рассчитывали набрать необходимое большинство голосов за счет массового посещения населением избирательных участков. Поэтому многие губернаторы поспешили провести необходимые решения через подконтрольные им Законодательные собрания на местах.

Вовремя сумели подсуетиться десять губернаторов, которые перенесли выборы в своих регионах на 19 декабря. Однако до финишной черты дошли только девять.

11 декабря Верховный суд отменил решение Санкт-Петербургского ЗАКСа о досрочных перевыборах губернатора Яковлева. В результате вместе с нижней палатой Федерального Собрания свои полномочия подтвердили только Ю. Лужков, Е. Наздратенко, В. Позгалев (Вологодская обл.) и А. Лисицын (Ярославская обл.).

Тогда же состоялись первые туры выборов в Московской, Новосибирской, Оренбургской, Тамбовской и Тверской областях. При этом, естественно, главное внимание Кремля было приковано к выборам в Москве и Московской области.

Если в Москве Администрации Президента вместе с Глебом Павловским так и не удалось выставить равного конкурента Лужкову, то за место подмосковного губернатора Анатолия Тяжлова борьба шла «не на жизнь, а на смерть». Область всегда имела огромное значение для Москвы не только в силу своего расположения, но и как основной поставщик в столицу сельскохозяйственной и промышленной продукции. Поэтому «свой» человек на месте губернатора Подмосковья мог без особых трудностей испортить чрезмерно идеализированную репутацию Юрия Лужкова как раз накануне президентских выборов 2000 года.

Кремль, договорившись с коммунистами, выставил спикера Госдумы Геннадия Селезнева. Не меньшее внимание Подмосковью уделял и Юрий Лужков, активно поддерживавший кандидатуру Бориса Громова. Неудивительно, что именно они и вышли во второй тур выборов...

Однако главная причина совмещения региональных выборов с думскими была не в обеспечении массовости голосования и не в экономии средств региональных бюджетов.

Думские выборы 19 декабря 1999 года были часом «Ч» для России. Если бы губернаторский блок «Отечество» получил большинство в парламенте, то властный центр окончательно сместился бы в сторону региональной элиты. Губернаторы рассчитывали на победу, а значит, готовились к разделу политического пространства под названием Россия. Естественно, что больший «кусок» доставался регионалам, подтвердившим свою легитимность, а не тем, кому еще предстояло избираться.

Последовавшая 31 декабря отставка Бориса Ельцина и победные реляции с фронтов в Грозном дополнительно укрепили и без того высокий рейтинг Владимира Путина. А победа виртуального прокремлевского «Единства» на думских выборах практически гарантировала Путину победу на выборах президентских, фактически устранив досадную приставку «и. о.».

Накануне второго тура выборов в Московской области Путин лично встретился с Геннадием Селезневым, заявив о своей поддержке спикера. Это означало, что Кремль решил отдать область непримиримым оппонентам Лужкова - коммунистам. За день до второго тура, 8 января, только беззаветно преданные сторонники Громова верили в его победу. К удивлению Кремля, именно их надежды и сбылись.

Несмотря на максимально использованный Селезневым административный ресурс, победил Борис Громов, опередивший конкурента менее чем на 4 процента. Это было первое громкое поражение Кремля. Второе - одновременно проигранная кампания замминистра экономики РФ Ивана Старикова в Новосибирске - не получило такого резонанса. Из трех областей Кремль сумел записать в свой актив лишь выборы в Тверской области, где губернатором вновь стал Владимир Платов.

К следующему дню выборов, 26 марта, основные усилия кремлевских политтехнологов были сосредоточены все-таки на президентских выборах. А из семи регионов, где должны были одновременно проходить выборы губернаторов, основное внимание уделялось только двум автономным округам: Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому. Две «столицы» российской нефти и газа имеют не только стратегическое значение как основные доноры госбюджета, но и как мощный инструмент влияния на крупнейшие нефтегазовые империи.

Как и следовало ожидать, в обоих округах с подавляющим превосходством победили действующие губернаторы Александр Филиппенко и Юрий Неелов, полностью устраивающие и Кремль, и олигархов. Вместе с ними были переизбраны на новый срок губернаторы Кировской, Саратовской, Мурманской областей и Еврейской автономной области, а также глава исполнительной власти Алтайского края Александр Суриков.

Однако самую главную победу одержал сам Владимир Путин. Уверенно победив в первом туре в 83 из 89 субъектов Федерации. Новоизбранный президент получил карт-бланш на реформы властной вертикали.

Опрос

Чем окончится вооруженный конфликт ХАМАСа и Израиля?

Личный дневник автораВ связи с закономерной кончиной укро-бандеровского Фейсбука, автор переместился в Телеграм: https://t.me/ISTRINGER и ЖЖ . Теперь вы регулярно можете читать размышлизмы автора на его канале в Телеграм и ЖЖ До скорой встречи
Иероглиф

Stringer: главное

Юлия Навальная не справилась с ролью вдовы героя


Юлия Навальная не справилась с ролью вдовы героя. Вместо того чтобы лететь за Полярный круг разыскивать тело мужа, эта женщина вылезла на трибуну Мюнхенской конференции по безопасности и улыбаясь сделала заявление, что поднимет знамя мужа и возглавит...чт

 

mediametrics.ru

Новости в формате RSS

Реклама

 

© “STRINGER.Ru”. Любое использование материалов сайта допускается только с письменного согласия редакции сайта “STRINGER.Ru”. Контактный e-mail: elena.tokareva@gmail.com

Сайт разработан в компании ЭЛКОС (www.elcos-design.ru)

Рейтинг@Mail.ru