Pедакция не отвечает за содержание заимствованных материалов

РАВНОУДАЛЕНИЕ ГУБЕРНАТОРОВ. Часть II
9 Февраля 2001

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ

Сенаторам не потребовалось много времени на осмысление происшедшего. Согласие добровольно сложить головы на плаху реформ Владимир Путин получил еще за несколько дней до собственных выборов. Тогда состоялись его встречи с наиболее одиозными представителями губернаторской фронды - Минтимером Шаймиевым, Муртазой Рахимовым и Юрием Лужковым.

Общепризнанные лидеры региональной фронды заверили Путина в своей покорности и выразили готовность вернуть часть набранного при Борисе Ельцине суверенитета. Остальная же часть губернаторского корпуса, не получившая аудиенции, немедленно после выборов президента поспешила подстраховаться.

29 марта Совет Федерации выступил с законодательной инициативой о внесении изменений в закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ». Сенаторы в очередной раз предложили не ограничивать губернаторские выборы двумя сроками. Однако последовавшая реакция депутатов Госдумы, категорически отвергнувших любые поправки к закону, похоронила эту идею.

На этот раз главная битва Кремля развивалась в Санкт-Петербурге. Неожиданная кончина от сердечного приступа Анатолия Собчака на какое-то время объединила «московских питерцев» против главного «врага» - «виновного» в травле Собчака (а значит, и в его смерти) Владимира Яковлева. Слова Сергея Степашина, произнесенные на могиле бывшего мэра Санкт-Петербурга, о том, что «москвичам» пора отдавать свои долги Петербургу, превратились буквально в слоган новой кампании. А слезы Владимира Путина, вспоминавшего совместную работу со своим покойным шефом, послужили главным катализатором масштабной травли Яковлева.

Тем не менее губернатору Санкт-Петербурга удалось найти уязвимое на тот момент место новоизбранного президента. После визита Яковлева в Москву и встречи с Волошиным и Березовским Путин отзывает Валентину Матвиенко из отпуска. Одновременно из северной столицы отзываются пиарщики из команды Примакова, которые должны были обеспечить победу «социального» вице-премьера на выборах.

На выборах 14 мая Владимир Яковлев набрал рекордное количество голосов - 72,69 процента, тогда как его главный оппонент Игорь Артемьев при всей поддержке «демократов» довольствовался всего лишь 14,68 процента.

К этому моменту Путина уже не особенно интересовал итог выборов в Санкт-Петербурге. Под прикрытием «разброда и шатания» президент нанес главный удар по региональной фронде на другом направлении. Кремль внес на рассмотрение Думы закон «О порядке формирования Совета Федерации». Депутаты закон одобрили конституционным большинством.

Согласно новой версии закона, губернаторы лишались своего места в Совете Федерации и депутатской неприкосновенности. Вместо этого каждый субъект Федерации должен быть представлен в СФ двумя представителями от исполнительной и законодательной власти региона. Кроме всего прочего, в новом законе предусматривалось отсутствие рычагов какого-либо давления на новых членов СФ со стороны действующих губернаторов.

То есть губернаторы лишались практически всех своих полномочий, превращаясь в «завхозов губернского масштаба». Было бы странным ожидать, чтобы региональные бароны молча проглотили такую пощечину. И несмотря на то что публично все они поддержали инициативы президента, в кулуарах были предприняты беспрецедентные попытки давления на депутатов с тем, чтобы провалить поправки к закону.

Единственным, кто ни до, ни после прохождения закона в Думе не высказывал свое мнение, был Константин Титов, избиравшийся в тот момент на пост руководителя Самарской области (2 июля). Ко времени проведения второго тура выборов Титов уже осознал бесперспективность сопротивления Кремлю и прямо перед выборами открыто заявлял о своих хороших отношениях с Кремлем.

19 июля Государственная Дума конституционным большинством одобрила законопроект о реформировании СФ и преодолела вето сенаторов на поправку о невозможности губернаторами отзывать своих представителей. 26 июля губернаторы молчаливо согласились со своей участью в обмен на будущую благосклонность Кремля.

Впереди маячила осенняя кампания региональных выборов, поэтому большинство из них предпочло сохранить личную власть, чем потерять все.

ОСЕНЬ ПРЕЗИДЕНТА

Успех президентской команды в реализации федеральных реформ, и прежде всего на губернаторском фронте, охладил наступательный порыв Кремля. Добившись права снимать региональных лидеров, что равнозначно их назначаемости, Путин сменил тактику. От тотального наступления президент перешел к поиску компромиссов и консолидации губернаторского корпуса под своей властью.

С одной стороны, Кремль был заинтересован в максимальной замене губернаторского корпуса, а с другой - в большинстве регионов центру не удалось найти реальную альтернативу действующим региональным лидерам.

Поэтому Москва боролась только против самых непримиримых противников федеральных реформ (таких, как Александр Руцкой и Леонид Горбенко, а позже в этот ряд встанет Леонид Рокецкий. - «!»), а в отношении остальных губернаторов сохраняла нейтральную позицию, оставляя за собой право вмешиваться в ход избирательных кампаний только в особых случаях.

Среди «осенних» кандидатов в губернаторы было небывалое ранее количество военных и представителей спецслужб. Более того, отсутствие, например, альтернативы Минтимеру Шаймиеву в Татарстане заставило уже Кремль искать возможность внесения необходимых поправок в законодательство для предоставления губернаторам права избираться на третий срок, поступившись «диктатурой закона».

Официальным началом осенней кампании стали выборы президента Удмуртской Республики. Вновь переизбранному на этот пост Николаю Волкову удалось не только получить максимальное число голосов своих сторонников, но и успешно противостоять попыткам оппонентов пересмотреть итоги голосования из-за «грубейших нарушений избирательного законодательства». За несколько дней до выборов ЦИК не нашел предъявленные ему оппозицией обвинения существенными, что позволило Волкову благополучно переизбраться на новый срок.

Однако уже через неделю, 22 октября, на выборах в Курской области за день до голосования областной суд снял с дистанции действующего губернатора Александра Руцкого за неверно предоставленные им данные о недвижимости.

Весьма симптоматичной оказалась реакция Совета Федерации. Сенаторы не встали на сторону теперь уже бывшего коллеги, существенно уменьшив тем самым головную боль кремлевских политтехнологов. В результате голосования во второй тур выборов вышли Николай Михайлов (КПРФ) и Виктор Суржиков.

Одновременно с Курской областью прошли выборы и на Сахалине, где действующий губернатор Игорь Фархутдинов изначально рассматривался Кремлем как приемлемый, а потому и одержал уверенную победу уже в первом туре.

Состоявшееся в Курске отстранение действующего губернатора без предоставления ему возможности обжаловать решение суда до дня голосования насторожило губернаторский корпус, заставив серьезно скорректировать тактику ведения предвыборной кампании.

К тому же масло в огонь подлила публикация в «Новой газете» документа, подготовленного якобы в Администрации Президента, о подобных планах Кремля и в других регионах. В частности, снятие переизбирающихся губернаторов или их «назначенцев» по «курскому сценарию» предусматривалось также в Брянской (Ю. Лодкин), Калужской (вице-губернатор А. Артамонов), Владимирской (Н. Виноградов) и Рязанской (Ю. Любимов) областях. И хотя попытка распространить «курский опыт» на всю страну повлекла бы за собой слишком большие политические издержки в международном плане, тем не менее некоторые губернаторы «правильно» восприняли этот сигнал из центра и самолично заявили о нежелании идти на новый срок.

Среди «отставников» - Кондратенко в Краснодарском крае, Сударенко в Калужской области, Тихомиров в Иванове, Бирюков на Камчатке и Игумнов в Пермской области. Наконец в октябре стало окончательно ясно, что среди будущих губернаторов будут не только военные, спецслужбисты и «хозяйственники», но и - впервые за всю новейшую историю - олигархи. О своем желании баллотироваться на пост губернатора Чукотки заявил Роман Абрамович, а потом его почин поддержал и гендиректор «Норильского никеля» Александр Хлопонин, собравшийся покорить Таймыр.

29 октября в Читинской области уже в первом туре, опираясь на поддержку полпреда в Сибирском федеральном округе Леонида Драчевского, был переизбран на новый срок Равиль Гениатуллин. А в Агинском Бурятском АО свои полномочия продлил еще на четыре года губернатор Баир Жамсуев.

Тем временем 5 ноября состоялась одна из главных региональных «битв» Кремля в Калининграде, где центр активно поддерживал кандидатуру командующего Балтфлотом Владимира Егорова. Чтобы поддержать адмирала и одновременно снизить рейтинг Леонида Горбенко, Владимиру Путину пришлось совершить «ознакомительную поездку на Балтийский флот», в которой его сопровождал, естественно, сам командующий.

В результате, как и следовало ожидать, в Калининграде во второй тур вышли Владимир Егоров и уступивший ему более пятнадцати процентов голосов действующий губернатор Леонид Горбенко.

Учитывая общую неприязнь калининградцев к своему руководителю, в победе адмирала во втором туре можно было не сомневаться, что и произошло во втором туре 19 ноября.

Ход избирательной гонки в ноябре не принес каких-либо значительных сюрпризов. На новый срок переизбрались действующий губернатор Магаданской области Валентин Цветков, псковский губернатор Евгений Михайлов и губернатор Усть-Ордынского Бурятского АО Виктор Малеев. В Калужской области победил вице-губернатор области Анатолий Артамонов. А в Курганской области явным лидером предстоящего второго тура стал член КПРФ Олег Богомолов, оторвавшийся от своих конкурентов более чем на 20 процентов.

Добившись главного, Путин фактически потерял интерес к региональным выборам. Кремль старался соблюдать нейтралитет, нуждаясь в будущей поддержке губернаторов по новому закону о политических партиях, по Земельному кодексу и в грядущей борьбе с олигархами за глобальный передел собственности.

Иными словами, Кремль сознательно шел на тактические жертвы для победы в стратегическом плане. Администрации Президента пришлось даже «продавить» в 2001 году через Думу поправку в закон о выборах, дающую возможность губернаторам избираться на третий и четвертый срок.

Сегодня для команды Путина главным является новая модернизация экономики страны. А эта задача требует максимальной консолидации всех политических сил: и Думы, и губернаторов, и бывших «олигархов». Естественно, вокруг Путина.

Опрос

Чем окончится вооруженный конфликт ХАМАСа и Израиля?

Личный дневник автораВ связи с закономерной кончиной укро-бандеровского Фейсбука, автор переместился в Телеграм: https://t.me/ISTRINGER и ЖЖ . Теперь вы регулярно можете читать размышлизмы автора на его канале в Телеграм и ЖЖ До скорой встречи
Иероглиф

Stringer: главное

Юлия Навальная не справилась с ролью вдовы героя


Юлия Навальная не справилась с ролью вдовы героя. Вместо того чтобы лететь за Полярный круг разыскивать тело мужа, эта женщина вылезла на трибуну Мюнхенской конференции по безопасности и улыбаясь сделала заявление, что поднимет знамя мужа и возглавит...чт

 

mediametrics.ru

Новости в формате RSS

Реклама

 

© “STRINGER.Ru”. Любое использование материалов сайта допускается только с письменного согласия редакции сайта “STRINGER.Ru”. Контактный e-mail: elena.tokareva@gmail.com

Сайт разработан в компании ЭЛКОС (www.elcos-design.ru)

Рейтинг@Mail.ru