Pедакция не отвечает за содержание заимствованных материалов

КРЕДИТНАЯ ИСТОРИЯ. Часть I
10 Марта 2001

Приговор «Медиа-Мосту» был вынесен 31 декабря 1999 года. И вовсе не потому, что в этот день произошла фактическая коронация Владимира Путина на царство в России. Сегодня широко бытует мнение, что все беды Гусинского оттого, что он сделал неверную политическую ставку и проиграл в предвыборную рулетку свой медиа-холдинг. Доля правды во всем этом есть. Но доля - это всего лишь часть правды.

Юридически свое президентство Путин оформил только на мартовских выборах прошлого года. У Гусинского было достаточно времени, чтобы подкорректировать информационную политику холдинга и подойти к выборам в составе президентской команды. Случись это, и никто, скорее всего, не стал бы требовать сегодня у «Медиа-Моста» возврата кредитов. Деньги списали бы втихую, а «империя Гусинского» продолжала бы свое благополучное существование.

Если бы Владимир Александрович хотел сохранить свой бизнес, он так и поступил бы. После победы «Единства» на парламентских выборах и досрочной отставки Ельцина даже младенец мог с уверенностью предсказать исход выборов президентских. Гусинский не младенец, однако он продолжил курс на жесткую конфронтацию с властью.

Почему? На этот вопрос до сих пор существовало только два варианта ответа, циркулирующих из публикации в публикацию на тему сегодняшнего конфликта вокруг «Медиа-Моста».

Первый озвучил сам Владимир Гусинский в интервью газете «КоммерсантЪ». Общий смысл в том, что свобода слова и личное мнение журналистов для Владимира Александровича дороже всего на свете. Дороже денег. Дороже, чем сохранение бизнес-проекта под названием «Медиа-Мост». Эта версия старательно поддерживается НТВ и всеми изданиями холдинга.

Второй озвучивается штатными политологами. Его суть: в конце 1999 года Владимир Александрович испытывал очень сильную личную неприязнь к Борису Абрамовичу, которая и помешала ему войти в президентский информационный пул.

Оба эти варианта ответа из области романтики. Но ни один бизнесмен не будет ссориться с властью и ставить под удар свое дело исходя из романтических побуждений. Тем более если это дело аффилировано с политикой напрямую. А то, что Гусинский - бизнесмен, сомнений ни у кого не вызывает. За прошедшие десять лет Владимир Александрович всех убедил, что, когда речь идет о деньгах, он действует цинично и жестко. Порой - жестоко.

После 31 декабря 1999 года в очередь к Путину, чтобы засвидетельствовать свое почтение, выстроились все олигархи и бывшие губернаторы-фрондеры. Даже Анатолий Чубайс наступил на горло собственной песне и поддержал действия Российской армии в Чечне.

Смешно было смотреть, как человек, положивший свою жизнь и карьеру на разрушение этой армии, не краснея рассуждает о подъеме боевого духа в войсках. Смешно, но понятно - хочешь сохраниться во власти и в бизнесе, поддерживай президента.

А вот то, что на поклон к Путину не пошел Гусинский, непонятно. Не гражданин Гусинский или журналист. А бизнесмен Гусинский. Значит, у бизнесмена Гусинского были на то веские основания.

С точки зрения бизнеса (а у бизнеса есть своя логика поведения) объяснение столь самоубийственному поведению Гусинского может быть только одно.

31 декабря 1999 года Владимир Александрович Гусинский вынес приговор «Медиа-Мосту». И приговор этот был: «Продавать!»

КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ

Кем был Гусинский до того, как к нему пришли журналист Киселев и Добродеев с предложением создать НТВ? Обыкновенным российским бизнесменом с весьма сомнительной репутацией в московском деловом сообществе.

Таблица №1

Разумеется, он не был бандитом и никого не прижигал утюгом. Но у Гусинского была целая армия крепких и умных профессионалов (которых он сначала скромно называл «своей охраной», а затем «службой безопасности «Моста»). А также особо тесные отношения с московским мэром, что в середине 90-х годов заменяло любому бизнесмену дружбу со всеми лидерами столичных преступных группировок, вместе взятыми.

Еще в 1994 году по московской бизнес-среде прокатился слух, что группа «Мост» предоставляет помимо кредитов «надежный крышак», беря за это всего 10 процентов от прибыли и решая проблемы с докучающими бандитами молча и навсегда. Лучшей рекламы и придумать было нельзя - в «Мост» потянулся московский средний бизнес, измученный невзгодами и уголовными авторитетами. Практически все мешочники из Лужников и ЦСКА находились на обслуживании в «Мосте».

НТВ вывело Гусинского на качественно иной уровень. В совет директоров новой телекомпании помимо Киселева и Добродеева вошли философ и эстет Игорь Малашенко, известный киночиновник советских времен Владилен Арсеньев и еще одна «правая рука Гусинского» Михаил Шмушкович, которому была поручена высокая миссия заведования всеми финансовыми вопросами в свежеиспеченной телекомпании.

Любопытно, что, за исключением Шмушковича, остальные четверо «акционеров» имели одну интересную общую черту: многие люди, которым посчастливилось общаться с Киселевым, Добродеевым, Малашенко и Арсеньевым в прежние тоталитарные времена, были уверены, что каждый из этой великолепной четверки так или иначе связан с КГБ.

Например, Малашенко в середине 80-х годов однажды вместе с группой советских ученых совершал ознакомительно-развлекательную поездку в США. Когда деятели советской науки отбыли на родину, что, разумеется, соответствовало графику поездки, Малашенко решил, что погулял мало и остался в Штатах еще на некоторое время. Не нужно, наверное, объяснять, что подобные выбивания из запланированного графика во время зарубежных поездок в советские времена были позволены только особым гражданам, которым не нужно было потом ехать на Лубянку и объясняться.

Итак, дело помаленьку пошло: Киселев с Добродеевым взяли на себя заведование информационным блоком. Арсеньев увлеченно закупал зарубежное кино и руководил дирекцией программ. А Малашенко отвечал за вопросы глобальные - общение с властью и создание положительного образа телекомпании в массах - называемые обычно «связями с общественностью». Тем не менее Малашенко долгое время был любимчиком Гусинского и на первых порах - реальным гендиректором НТВ.

Несмотря на почти домашнюю внутреннюю обстановку в первые годы существования компании, между пятью директорами НТВ противоречия возникли практически сразу. Киселев дружил с Добродеевым, который играл первую скрипку в этом тандеме. Им не очень нравилось положение, которое занимал «бездельник» Малашенко, и крайне не нравился Арсеньев, который довольно быстро развел удивительную даже для 90-х годов кумовщину в опекаемых им отделах.

Киселев с Добродеевым старательно создавали «лучшую информационную службу страны», повсюду выискивая качественных репортеров. Арсеньев же в это время занимался по большей части тем, что устраивал к себе на работу многочисленных друзей по славному городу Тбилиси, где он когда-то проживал. А в перерывах закупал довольно странные телесериалы вроде безумного «Голубого дерева» по ценам, завышенным раза в три (называют сумму в 25 млн. долларов при реальной стоимости в 4 тысячи. - «!»).

Малашенко продолжал дружить с властью, а заодно взял к себе в союзники Арсеньева, чтобы противостоять киселевско-добродеевскому тандему на заседаниях совета директоров.

Однако Киселев с Добродеевым все-таки взяли верх. Гендиректором компании якобы временно стал Добродеев. Малашенко поручили руководить призрачным холдингом НТВ, который в итоге благополучно зачах. Но тяжелее всех пришлось Владилену Арсеньеву, которого последовательно лишили должности директора дирекции программ НТВ, гендиректора «НТВ-плюс» и неформального главного продюсера телеканала.

Новым директором стал добродеевский протеже, блестящий репортер Владимир Кондратьев, а официальным генеральным продюсером - Леонид Парфенов. С возвышением Парфенова на телеканале началась новая жизнь.

Никто и предположить не мог, что за мягкотелой внешностью Ленечки скрывается матерый волчище, который разведет Гусинского на баснословные деньги и создаст кучу совершенно непотребных телепроектов (речь не идет о его личных талантливых телевизионных фильмах, созданных позднее).

«Империя страсти» (шоу на раздевание) с Николаем Фоменко и «Про это» (публичная беседа с сексопатологом об интимных проблемах) с Еленой Ханга стали образцом безвкусицы и пошлости. Путешествие команды НТВ в форд Баярд на их фоне - просто шедевр продюсерской деятельности Леонида Парфенова.

Свою деятельность, правда, Парфенов одним продюсерством не ограничивал. Одновременно со своим должностным повышением Парфенов начал плести изощренные интриги с целью если и не стать равным Киселеву и Добродееву, то хотя бы подравняться с ними.

Парфенов привел с собой огромную команду «телеспециалистов», с зарплатами на уровень выше, чем у остальных сотрудников. Достаточно сказать, что оклад его секретарши составлял 2000 долларов США. В отделе по подбору роликов до Парфенова работало два человека с зарплатой по 1,5 тысячи долларов.

Новый генеральный продюсер НТВ расширил этот отдел до 15 человек с зарплатой по 1000 долларов. Плюс 5 тысяч начальнику отдела (старый знакомый Парфенова) и 3 тысячи - заместителю. С роликами на НТВ начались сбои.

Апогеем продюсерской бездарности талантливого журналиста стала программа «Голова профессора Понизовского» со старым другом Парфенова Антоном Понизовским в главной роли головы. Программа выходила почти в прайм-тайм и имела рейтинг в 0,01%. За каждую из таких передач Гусинскому выставлялись бешеные счета, которые он сначала беспрекословно оплачивал, а потом, к возмущению парфеновских сотрудников, перестал.

На ниве интриг Парфенов преуспел не меньше, чем в вымогании денег у Гусинского. Он «съел» Владимира Кондратьева, который вернулся обратно в информационную службу, и окончательно «убрал» с НТВ Арсеньева, ради которого специально создали компанию «НТВ-кино».

Опрос

Чем окончится вооруженный конфликт ХАМАСа и Израиля?

Личный дневник автораВ связи с закономерной кончиной укро-бандеровского Фейсбука, автор переместился в Телеграм: https://t.me/ISTRINGER и ЖЖ . Теперь вы регулярно можете читать размышлизмы автора на его канале в Телеграм и ЖЖ До скорой встречи
Иероглиф

Stringer: главное

Юлия Навальная не справилась с ролью вдовы героя


Юлия Навальная не справилась с ролью вдовы героя. Вместо того чтобы лететь за Полярный круг разыскивать тело мужа, эта женщина вылезла на трибуну Мюнхенской конференции по безопасности и улыбаясь сделала заявление, что поднимет знамя мужа и возглавит...чт

 

mediametrics.ru

Новости в формате RSS

Реклама

 

© “STRINGER.Ru”. Любое использование материалов сайта допускается только с письменного согласия редакции сайта “STRINGER.Ru”. Контактный e-mail: elena.tokareva@gmail.com

Сайт разработан в компании ЭЛКОС (www.elcos-design.ru)

Рейтинг@Mail.ru