Pедакция не отвечает за содержание заимствованных материалов

БАМИАНСКИЕ «БОЛВАНЫ». Часть I
11 Апреля 2001

ПЕРВЫЙ ПУНКТ - КИРГИЗИЯ

Центральная Азия готовится к отражению нового похода отрядов Исламского движения Узбекистана. Два года подряд боевики ИДУ вторгаются на территорию Киргизии и Узбекистана. В 1999-м и 2000 году вторжения начинались в августе-сентябре, когда окончательно сходит снег с высокогорных перевалов и открываются тайные контрабандистские тропы. На сей раз, по сведениям центральноазиатских разведок, боевики выступят намного раньше - в конце апреля - начале мая.

Части южной группировки киргизской армии, которая была создана год назад специально для борьбы против боевиков ИДУ, покидают зимние квартиры и занимают позиции в горах на таджикской границе. Настроение военно-политической верхушки Киргизии стремительно ухудшается. Еще недавно воинственные речи киргизских генералов и высокопоставленных чиновников по мере потепления начинают приобретать панически-истерический характер. И тому есть причины.

Киргизская армия малочисленна, слаба и плохо вооружена. Предыдущие сражения с боевиками она, откровенно говоря, проиграла. Впрочем, в прошлые годы боевики не собирались воевать с Киргизией. Несколько стычек, имевших место в 1999 и 2000 годах, которые завершились победой боевиков и пленением киргизских военнослужащих, произошли по инициативе киргизских военных.

Лидеры боевиков два года подряд твердили, что не имеют ничего против Киргизии и не собираются с ней воевать. Их цель - Узбекистан, где они собираются свергнуть режим президента Ислама Каримова. Если, мол, киргизские власти беспрепятственно пропустят их через свою территорию, то никаких проблем не возникнет.

На сей раз заявления лидеров боевиков звучат для Бишкека угрожающе. Киргизия больше не считается нейтральной, она включена в список врагов ИДУ. Между тем на юге Киргизии, отличающемся от севера гораздо большей религиозностью, компактно проживает многочисленное узбекское население (именно оно наиболее религиозно. - «!»). В этой среде все последние годы эмиссары радикальных религиозных партий и работали активно.

Борьба киргизских властей с религиозными экстремистами на юге, кажется, дает обратные результаты. Недавний арест в городе Ош - центре киргизского юга - активистов запрещенной партии «Хизб ут-тахрир», распространявших листовки с призывом создать в регионе халифат (исламское теократическое государство. - «!»), вызвал серьезные волнения.

Родственники и сторонники активистов вышли на митинги протеста с требованием освободить арестованных. Это весьма тревожный симптом для Бишкека, так как он свидетельствует о серьезных изменениях в общественном настроении юга.

Раньше в подобных случаях родственники задержанных обивали пороги правоохранительных органов с просьбами. Теперь они выходят на площадь с требованиями, зная, что симпатии населения на их стороне.

Все это означает, что боевики ИДУ, вторгшись на юг Киргизии, могут рассчитывать как минимум на моральную поддержку и сочувствие местного населения в тылу правительственных войск. Не следует забывать, что после печально известных Ошских событий лета 1990 года, когда произошли кровавые столкновения узбеков и киргизов, узбекская община киргизского юга создала подпольные отряды самообороны, наладила между ними координацию, организовала штаб.

К счастью, конфликт был погашен, и действовать узбекским отрядам самообороны не пришлось. Однако эта глубоко законспирированная структура если и не сохранилась, то легко и быстро может быть воссоздана. Тем более что узбекская община, являвшаяся пострадавшей стороной в том, 10-летней давности конфликте, обжегшись на молоке, дует на воду. В том смысле, что склонна придерживаться наиболее драматичных прогнозов развития событий и полна решимости более не допустить ситуации, когда ее застали врасплох.

ВТОРОЙ ПУНКТ - УЗБЕКИСТАН

В не менее тревожном и напряженном ожидании грядущего рейда боевиков ИДУ пребывают и ташкентские власти. Узбекская армия усиленно отрабатывает методы ведения антипартизанской войны в горных условиях, проводит бесчисленные учения, отрабатывая мобильность своих подразделений.

Прошлогодняя операция, когда отряды ИДУ действовали непосредственно на узбекской территории, показала, что Ташкенту противостоит весьма опасный и опытный враг.

В прошлом году, начав атаки с самых разных направлений, часть из которых носила явно отвлекающий характер, боевики вышли чуть ли не к самой столице. Несколько дней бои шли в зоне отдыха под Ташкентом. С другой стороны, боевики едва не взяли под контроль перевал, через который проходит единственная дорога, связывающая Ферганскую долину с остальной частью Узбекистана. Именно Ферганская долина, одна из самых густонаселенных на планете, является ближайшей целью ИДУ.

Основная часть боевиков родом из Ферганы, здесь традиционно была наиболее высокая религиозность, и здесь больше всего сторонников и сочувствующих ИДУ. Кстати, киргизский юг - Ошская, Джелалабадская и Баткенская области - является восточной оконечностью Ферганской долины, к которой они примыкают географически и экономически, а также связаны общей историей, населением и традициями.

Наиболее часто встречается утверждение о том, что целью боевиков ИДУ является отторжение от Узбекистана Ферганской долины и создание здесь халифата. В Ташкенте между тем прекрасно понимают, что планы лидеров и идеологов ИДУ на самом деле гораздо шире. Фергана может быть лишь первой и промежуточной целью.

Ферганская долина является сердцем громадного региона, включающего в себя не только всю постсоветскую Центральную Азию, но и Афганистан, Пакистан и восточный Иран. Эта долина не может существовать в автономном режиме, изолированно. Взяв под контроль этот гигантский резервуар, религиозные экстремисты рекрутируют тут многочисленную армию, отряды которой неизбежно двинутся не только на Ташкент, на и на все четыре стороны.

Понимая это, Ташкент и ведет лихорадочные военные приготовления с той целью, чтобы не допустить вторжения боевиков в Фергану. Практически в непрерывном режиме идут переговоры с Москвой о военной помощи . Узбекская армия, оснащенная преимущественно российским оружием, зависит от военных поставок из Москвы. Однако при этом Ташкент, два года назад вышедший из Договора о коллективной безопасности в рамках СНГ, категорически отказывается от прямой российской помощи, то есть присутствия в Узбекистане российских войск.

Для Москвы же возвращение Ташкента в российскую военно-политическую орбиту - задача №1 в этом регионе. Без Узбекистана вся российская военно-политическая система в Центральной Азии оказывается под угрозой.

Главный союзник России в регионе - Таджикистан, на территории которого дислоцирована российская 201-я дивизия, а границу с Афганистаном охраняют российские пограничники. Однако практически все коммуникации, связывающие Россию с Таджикистаном, проходят через узбекскую территорию. Без Узбекистана возможности российского влияния на ситуацию в этом регионе, в частности в Афганистане, крайне ограниченны.

В случае серьезного конфликта, к примеру, с талибами (при нейтралитете Узбекистана - «!») российский контингент в Таджикистане оказывается крайне уязвим в силу зависимости исключительно от воздушных поставок. В подобной ситуации исход один: рано или поздно российские войска придется выводить из Таджикистана и укреплять новые оборонительные линии либо на казахско-узбекской, либо же на российско-казахской границе.

ПУНКТ ТРЕТИЙ - ТАДЖИКИСТАН

При сложившемся раскладе, как нетрудно заметить, регулярные рейды отрядов боевиков на узбекскую территорию объективно играют на руку Москве. Запугивая Ташкент, ИДУ вынуждает его идти на сближение с Россией. Во всяком случае, в Ташкенте не исключают версию о московской игре.

В конце концов, боевики нападают как на Киргизию, так и на Узбекистан с территории Таджикистана, ближайшего союзника Москвы.

Именно в Таджикистане находятся тыловые базы ИДУ. Раненые боевики лечатся в больницах Душанбе. ИДУ откровенно покровительствуют высокопоставленные таджикские чиновники, в том числе и в силовых структурах. Здесь, на территории Тавильдаринского района, боевики концентрируют свои силы и сейчас, в преддверии нового выступления.

Впрочем, попустительство таджикских властей узбекским боевикам объясняется не только московской игрой.

Душанбе, в свое время столкнувшийся с серьезным давлением со стороны Ташкента, вплоть до откровенного вмешательства во внутренние дела страны, теперь «возвращает долг». К тому же в нынешнем таджикском истеблишменте есть люди, мечтающие о возрождении Великого Таджикистана, в который должны войти Самарканд и Бухара, находящиеся ныне в составе Узбекистана, а также северная часть Афганистана. Между тем, на фоне лихорадочных военных приготовлений Узбекистана и Киргизии действия Таджикистана - самой бедной страны постсоветской Азии, пережившей разрушительную гражданскую войну, вызывают некоторое изумление у соседей. Изумление это переходит в подозрения о сговоре Душанбе с лидерами ИДУ. Таджикистан, на их взгляд, не просто уверен в том, что военные действия его не коснутся, он вызывающе демонстрирует эту уверенность соседям.

На днях таджикское правительство приняло решение восстановить древнюю статую спящего Будды. Высеченная в незапамятные времена в таджикских горах, эта статуя была еще в советские годы распилена, а ее остатки складированы в хранилище.

И вот официальный Душанбе ни с того ни с сего вдруг решил ее восстановить на прежнем месте и в прежнем виде.

Сообщение об этом решении руководства Таджикистана было с удовлетворением встречено едва ли не во всем мире. Мировые агентства не преминули отметить, что спящий Будда будет восстановлен всего в 250 километрах от афганского города Бамиан, где буквально месяц назад были уничтожены статуи Будды.

Решение таджикского правительства, единственного, кстати, в СНГ, в состав которого входят представители исламской партии, было расценено как весьма удачная акция по созданию благоприятного имиджа мирной страны, исповедующей общечеловеческие гуманитарные ценности.

Однако решение таджикских властей также связано с военными приготовлениями. Но, в отличие от соседних Ташкента и Бишкека, готовящихся к локальной войне, Душанбе готовится к большой, если и не глобальной, то как минимум внутрицивилизационной, войне.

Акцию таджикских властей по восстановлению статуи Будды в мире расценили и как вызов, который Душанбе бросает Кабулу, разрушившему бамианских Будд. Однако правильнее было бы оценивать ее как ответ на вызов.

Опрос

Чем окончится вооруженный конфликт ХАМАСа и Израиля?

Личный дневник автораВ связи с закономерной кончиной укро-бандеровского Фейсбука, автор переместился в Телеграм: https://t.me/ISTRINGER и ЖЖ . Теперь вы регулярно можете читать размышлизмы автора на его канале в Телеграм и ЖЖ До скорой встречи
Иероглиф

Stringer: главное

Юлия Навальная не справилась с ролью вдовы героя


Юлия Навальная не справилась с ролью вдовы героя. Вместо того чтобы лететь за Полярный круг разыскивать тело мужа, эта женщина вылезла на трибуну Мюнхенской конференции по безопасности и улыбаясь сделала заявление, что поднимет знамя мужа и возглавит...чт

 

mediametrics.ru

Новости в формате RSS

Реклама

 

© “STRINGER.Ru”. Любое использование материалов сайта допускается только с письменного согласия редакции сайта “STRINGER.Ru”. Контактный e-mail: elena.tokareva@gmail.com

Сайт разработан в компании ЭЛКОС (www.elcos-design.ru)

Рейтинг@Mail.ru