Pедакция не отвечает за содержание заимствованных материалов

Папа мира
21 Октября 2003

В гостях у папы перебывали и Горбачев, и Ельцин, и Путин... Все трое, хоть и в разное время, решили: «такого папы нам не надо!» Ведь ему не прикажешь, его не остановишь. Достаточно ему было приехать в Польшу и прочитать проповедь - как все там закачалось!

Десятилетний «юбилей» танковых залпов по Белому дому на Пресне, подаривших нам неуважаемый политический режим, в очередной раз показал, что ни одна из враждовавших сторон не вызывает никаких симпатий. В нашей стране уже не осталось не замаравшихся политических лидеров. А если люди с гордостью повторяют, что «политика - дело грязное», чего ради голосовать за «замарашек»?!

А ведь за два года до очередной пальбы на Пресне римский папа Иоанн Павел II в энциклике, посвященной исчезновению «лагеря социализма», писал:

«Если демократия не признает изначальных высших нравственных стандартов, единственным способом разрешения конфликта внутри нее станет применение грубой силы одной стороной против другой. Пострадавшая сторона, в свою очередь, будет воспринимать такое насильственное решение как нарушение ее основных прав. А в результате демократическое политическое общество ожидает распад».

А еще раньше,1 августа 1989 года, принимая в Ватикане перепуганного собственной смелостью Горбачева, папа втолковывал гостю: «Если окажутся забытыми фундаментальные этические ценности, судьбы народов могут постигнуть страшные последствия и даже величайшие замыслы и дела могут окончиться провалом».

Улыбчивый Горбачев покивал головой в знак согласия и постарался забыть сказанное, едва лимузин выехал за ворота папского дворца.

Ребятам вроде него, конечно же, крайне неприятна мысль, что где-то на окраине Европы может обитать старик, за всю свою жизнь не совершивший ничего такого, за что было бы стыдно. А его простые и ясные взгляды на нормы отношений между людьми, на отношения труда и капитала заставляют думать, что наши «демократы» вовсе и не демократы. Так как «демократия без определенных нравственных ценностей легко превращается в открытый или слегка завуалированный тоталитаризм».

Непоколебимый авторитет папы римского выглядит почти неприлично у нас в стране, где «папой» с некоторых пор именуют главаря банды и где не осталось политиков, не скомпрометировавших себя.

Находясь в больнице после того, как во время богослужения на площади в Ватикане в него стрелял турок Агджа, Папа написал энциклику «Трудом своим», опубликованную 14 сентября 1981 года. В ней он заявил, что «рабочие - это высший класс общества вне зависимости от того, каким трудом они занимаются. Ибо в честной работе человеческое существо всегда становится чем-то большим, чем просто производителем. Именно такая нравственная сторона дела придает труду его истинную ценность, а рабочему сообщает особое специфическое достоинство».

В сегодняшней России того, кто просто заикнется о «достоинстве рабочего человека», сочтут ненормальным, высмеют. Даже если он папа римский!

А за проповедуемый папой римским приоритет труда над капиталом наши резвые реформаторы его и вовсе обозвали бы коммунистом.

Для Иоанна Павла II абсолютно неприемлема мода рассматривать труд человека исключительно с точки зрения его экономических целей.

И право на частную собственность для него менее важно, чем социальные гарантии. Обеспечивая человеку реализацию его творческих возможностей, собственность тем самым должна служить всеобщему благу. А необузданные запросы являются еще одной формой тирании.

Для папы римского святы право на труд, на справедливое вознаграждение и соответствующие льготы, право на свободные профсоюзы и право на забастовку. Все эти права давно уже стали традиционными темами для католической церкви, как и подтверждение права на «семейный заработок» (на доход, достаточный для содержания семьи с одним работающим родителем!).

Иоанн Павел II развил взгляды предшественников, заговорив о необходимости «скользящего графика» для работающих матерей и грантов одиноким матерям, самостоятельно воспитывающим детей.

Задолго до того, как мы услышали фамилии Гайдара и Чубайса, римский папа осудил постоянно растущую стоимость сырья и энергоресурсов, видя в происходящем лишь проявление непомерных аппетитов некультурных людей.

Тогда, в 1981-м, в Москве восприняли энциклику папы как защиту смутьянов из профсоюза «Солидарность» и мину под Варшавский Договор. Советские средства массовой информации обзывали Иоанна Павла II «коварным и опасным идеологическим врагом», «злобным, презренным, услужливым и льстивым прислужником американского империализма, поющим под дудку нового босса в Белом Доме». Правда, после того как Леонид Брежнев направил выздоравливавшему папе письмо с возмущением выстрелами турка Агджи, главу Ватикана наши газеты некоторое время именовали «помехой проамериканским режимам в Латинской Америке». Потому, мол, к святому отцу и подослали безумного турка с пистолетом.

Давно развалился не только Варшавский Договор, но и профсоюз «Солидарность», и мало кому интересно, по чьему именно заданию турок Агджа стрелял в папу римского. За Леха Валенсу поляки вряд ли проголосуют на каких-либо выборах после того, как он поднял цены на мясо, а возмущенные варшавские домохозяйки забросали пана Леха обглоданными костями на выходе из президентского дворца. И католическая Польша дружно одобрила случившееся. Ведь папа объявил, что Дева Мария была первым апостолом Христа. А апостол главнее любого начальника, хотя бы и церковного!

Иоанн Павел II - по-прежнему моральный авторитет для всего мира. И ни один современный политик не имеет никаких шансов сравняться с ним. Его по-прежнему очень тревожит нравственный уклад общества. Ибо фундаментальный кризис современности после исчезновения «социалистического лагеря» остался неразрешенным. Никаких внятных слов о победе свободы над тиранией не было произнесено. И десятки миллионов людей в Европе и Северной Америке остались в недоумении: из-за чего же полвека шла ожесточенная борьба?!

1 мая 1991 года Иоанн Павел II выпустил энциклику «Сотый год», в процессе подготовки которой он долго и внимательно выслушивал в Ватикане выдающихся экономистов мира, придерживающихся абсолютно разных взглядов. В этих беседах он пытался найти объяснение причин событий 1989 года, радикально изменивших не только Восточную Европу, но и весь мир.

В энциклике нашлись слова и по поводу неэффективности экономик стран Восточной Европы, и о «нарушении прав рабочих со стороны системы, которая якобы управляла от их имени», и о духовном вакууме, созданном «реальным социализмом».

Но рядом с этими словами - требование справедливого распределения богатств. Так как все богатства исходят от земли, а Бог дал землю всем населяющим ее, и добро земли является всеобщим достоянием.

Если б мы жили в католической стране - после подобных слов мигом прекратились бы всякие дискуссии: должны олигархи платить в бюджет деньги за разграбление общей земли или могут погодить. Не потому, что слова энциклики являются директивой для «первичных партийных организаций», подобно статье в «Правде» времен «развитого социализма». С папой допустимо спорить, но его невозможно игнорировать.

То, что он написал в своей энциклике 1991 года, впору размножать сегодня, как листовки:

«Можно ли сказать, что после провала коммунизма капитализм оказался победившей социальной системой и что капитализм должен стать целью стран, предпринимающих теперь усилия для перестройки своей экономики и своего общества?!

Если под «капитализмом» понимается система, где свобода в экономическом секторе не ограничивается пределами, очерчиваемыми четкими юридическими рамками, ставящими ее на службу общей человеческой свободе и делающими ее лишь частью этой общей свободы, сущность которой составляют этика и религия, тогда ответ будет определенно отрицательным».

16 октября весь мир торжественно отметит двадцатипятилетие пребывания на Святом Престоле папы римского Иоанна Павла II.

Москва отреагировала на это событие изданием двухтомника сочинений папы и скромным торжеством в Библиотеке иностранной литературы. С Ватиканом установлены дипломатические отношения. В гостях у папы перебывали и Горбачев, и Ельцин, и Путин... Все трое, хоть и в разное время, решили: «такого папы нам не надо!» Ведь ему не прикажешь, его не остановишь. Достаточно ему было один раз приехать в Польшу и прочитать проповедь - как все там закачалось!

А «политика - это искусство возможного!» И если возможно хоть небольшое смятение умов в результате визита папы римского в Москву - пусть приезжает!

Михаил КАЗАКОВ

Обсуждение статьи

Страницы: 1 |

Уважаемые участники форума! В связи с засильем СПАМа на страницах форума мы вынуждены ввести премодерацию, то есть ваши сообщения не появятся на сайте, пока модератор не проверит их.

Это не значит, что на сайте вводится новый уровень цензуры - он остается таким же каким и был всегда. Это значит лишь, что нас утомили СПАМеры, а другого надежного способа борьбы с ними, к сожалению, нет. Надеемся, что эти неудобства будут временными и вы отнесетесь к ним с пониманием.

Добавить сообщение




Опрос

Чем окончится вооруженный конфликт ХАМАСа и Израиля?

Личный дневник автораВ связи с закономерной кончиной укро-бандеровского Фейсбука, автор переместился в Телеграм: https://t.me/ISTRINGER и ЖЖ . Теперь вы регулярно можете читать размышлизмы автора на его канале в Телеграм и ЖЖ До скорой встречи
Иероглиф

Stringer: главное

Юлия Навальная не справилась с ролью вдовы героя


Юлия Навальная не справилась с ролью вдовы героя. Вместо того чтобы лететь за Полярный круг разыскивать тело мужа, эта женщина вылезла на трибуну Мюнхенской конференции по безопасности и улыбаясь сделала заявление, что поднимет знамя мужа и возглавит...чт

 

mediametrics.ru

Новости в формате RSS

Реклама

 

© “STRINGER.Ru”. Любое использование материалов сайта допускается только с письменного согласия редакции сайта “STRINGER.Ru”. Контактный e-mail: elena.tokareva@gmail.com

Сайт разработан в компании ЭЛКОС (www.elcos-design.ru)

Рейтинг@Mail.ru