Pедакция не отвечает за содержание заимствованных материалов

Компромат | все материалы раздела

Фигуры на политологическом поле чудес. Ч.1
25 Мая 2012

Polit_Сop Online

Кто и как будет создавать видимость реформ, которых не будет?

Спецоперация по составлению и утверждению нового состава правительства завершена. Никогда в современной России тайная процедура формирования состава Кабинета не сопровождалась таким количеством интриг, слухов и дезинформаций. Любая разведка-контрразведка может позавидовать мощи кремлевских кулис, за которыми разворачивалось главное политическое действо мая-2012. И что мы имеем?


Да ничего. Новый состав не предвещает радикальных реформ. Никаких (разве что МВД по второму кругу?). Но одно назначение показательно и весьма любопытно. Бывший «серый кардинал» Кремля Владислав Сурков назначен (в довесок к вице-премьерству) руководителем аппарата Белого Дома. Статусное аппаратное повышение на самом деле говорит о том, что Сурков фактически вычеркнут из реального внутриполитического поля, в котором он сделал имя как себе, так и целой команде единомышленников, политологов и экспертов. Эпоха Суркова – царя политологии и дирижера теневых процессов - ушла в прошлое. Начинается эпоха Суркова-бюрократа, которая на первый взгляд обещает быть чрезвычайно скучной. Поэтому не интересно о ней даже писать. По крайней мере, пока.


С уходом Суркова с поля внутриполитических сражений кардинально изменится и экспертно-политологическое сообщество, которое в течение последних 5-8 лет представляло собой отлаженную систему, выстроенную именно Сурковым. Все «эксперты» страны делились на «авторитетных аналитиков», ориентированных на Администрацию Президента (и находящихся на ее бюджете), молодую поросль, взращенную той же структурой (на будущее), и на прочих - чужих, лишних для власти и порой весьма маргинальных личностей, которым не находилось места ни в СМИ, ни в бюджетах АП. Некоторые из «лишних людей» были действительно независимы, а некоторые финансировались из коммерческих источников. Система работала прекрасно: как сами «реформы», так и их интерпретации для населения (что для власти, порой, значительно более важно, чем сама суть преобразований) успешно обеспечивались соответствующим пулом экспертов. А внутри экспертного сообщества все понимали, кто чьи интересы отстаивает.

Поле завершения Думских, а затем и Президентских выборов изменилось главное – больше нет Великого «Тандема» в прежней форме и нет задач, которым он служил ранее (главная задача как раз выполнена – Путин вернулся).


Но вместе с крахом Тандема постепенно уходит в прошлое его главная идеологема – стабильность и преемственность, базирующаяся на фундаменте политики «Единой России». Время идет вперед, а значит - нужны новые идеи и новые политические формы-реформы. Кто их будет придумывать и высказывать, то есть формировать общественное мнение и бороться за умы электоральной массы, которая, как выяснилось, очень даже неоднородна?

Поле политических комментариев и экспертных оценок один кремлевский небожитель как-то очень верно окрестил «полем чудес». Намек на страну понятен даже тем, кто не помнит, кто такой Буратино. А «десять золотых монет» заработает на этом поле только тот, кто правильно угадал буквы из аббревиатуры нового лидера. Нет, буквы Д и М больше не актуальны. А вот буковка В встречается в главной аббревиатуре страны даже не один раз, а целых два. Угадали буквы – получите приз (членство в ОП, депутатский мандат, свой Институт, Фонд, Центр, бюджет) и начинайте работать.

А работы – непочатый край. Как мы знаем, «новый» Президент России склонен не к либерализации и усложнению общественной жизни, а к консолидации власти на основе самой власти, к созданию мощного производственно-политического фундамента, на котором и дальше, по его мнению, будет базироваться «стабильность» в обрамлении силовиков и сырьевиков. Никакие «болотные» митинги, палаточные городки и «белые ленточки» в эту идиллию не вписываются. Задача нового политологического сообщества – как раз и заключается в том, чтобы завоевать умы (и голоса) в борьбе с оппозиционными проявлениями.

Кто будет осмысливать происходящее и в «нужной» форме доносить «тезисы» до электоральной массы, которая следит за страной по новостям «Первого канала» и Яндекса? И вот, все политологи и эксперты замерли в ожидании – неужели грядет ренессанс экспертно-политологического рынка, и можно надеяться на активную работу и хорошие бюджеты? Экспертно-политологический рынок на то и рынок, что работает отнюдь не бескорыстно, то есть не даром. Игроки этого рынка активно продаются и покупаются, активно торгуясь и пиарясь на том поле, где им это выгоднее всего делать. Иначе говоря, они сначала делают ставку. На политического лидера и его лагерь, который открывает перед ними новые ориентиры (бюджеты) и цели (статусы). Как выясняется при детальном анализе, новых имен на политологическом рынке за последнее время не появилось, а старые имена свои ставки в основном уже сделали. И эти ставки известны.

Недавнее совещание в Администрации Президента, на котором было принято решение создать официальный пул структур, которые будут заниматься сопровождением избирательных кампаний власти в регионах, подвело черту под формированием новой официальной «политтусовки». Итак, кто попал на «Поле Чудес», а кто остался в дураках? Об этом подробнее.

Чтобы было проще понять нравы политологического зверинца и оценить сделанный его обитателями выбор, разделим игроков этого рынка на группы.

Либералы от власти

В эту группу политологов входят те «авторитеты» политсообщества, которые сознательно сделали т.н. «неправильный» выбор, то есть - открытую ставку на Медведева. Некоторые из них всерьез полагали, что именно Медведев пойдет (выиграет) на президентские выборы 2012 года, и заранее начали группироваться вокруг его компьютера, активно демонстрируя желание стать членами его экспертного пула. Они же открыто призывали Президента идти на второй срок, сами при этом пойдя «ва-банк». Осмысленно это было сделано или «на авось» - сейчас неважно: надо было думать раньше.

Наиболее яркие представители этой категории – Игорь Юргенс и Глеб Павловский. По разным причинам, но оба они сделали ставку на Медведева.


Ветеран

Глеб Павловский – один из мастодонтов российского рынка политтехнологий. Возглавляемый им Фонд эффективной политики (ФЭП) был ведущим политологическим центром страны в начале 2000-х и окончательно развалился уже к середине президентства Медведева. Казалось бы, звезда Павловского на рынке полит-пиара взошла в первый срок президентства Путина, когда «седеющий Глебушка», как звали его за глаза кремлевские жители, отвечал за всякие там «серые», а порой и очень даже «черные» схемы. Зачем же ему было делать ставку на Медведева, видя на горизонте знакомую фигуру приближающегося к Кремлю премьера? Увы, все просто. Все возможные контракты с Администрацией Президента были выжаты Павловским именно в период его звездности, то есть в самом начале 00-ых. А потом пришло время Суркова, который не стеснялся и тех самых «серых» и «черных» проектов, которые принесли Глебушке первую славу в узких кругах. Сурков взялся за PR так активно и аппетитно, что Павловскому не осталось места не то, что в Кремле, но и в стране. Говорят, что Глеб Олегыч живет сейчас в основном в Италии, и именно «на даче» узнал, как сотрудники его ФЭПа, чувствуя скорую кончину своего проекта, начали продавать налево-направо графики встреч и мероприятий Кремля, который в виде журнала-таблицы готовил ФЭП до последних минут действия кремлевского пропуска своего начальника.

Павловский пытается всеми возможными способами вернуться, уже в роли "пламенного оппозиционера". Сам о себе упоминает в СМИ как о человеке, делающем самые смелые прогнозы (не сбываются, но это не важно). В ответ "костинские люди" вбросили на политологический рынок слух о том, что именно Павловский написал программу для «Партии Власти» под предводительством Якеменко. Мол, смотрите, люди добрые, Глебушка до мышей дотрахался.


Недореализованный

В отличие от Павловского, Игорю Юргенсу, занявшему сторону Медведева достаточно давно, при ином раскладе как раз было что терять: именно в медведевский период Юргенс возглавил Институт современного развития (ИНСОР), попечителем которого, собственно, сам Медведев и является. Поэтому в экспертном сообществе ИНСОР справедливо рассматривали в качестве своего рода нового ФЭПа (в его звездные годы). И в этом смысле у Юргенса все только начиналось, и начиналось хорошо: заказы, аналитическое обслуживание первого лица, соответствующие контракты, зависть конкурентов, позиционирование себя как центра разработки программы модернизации страны (главной идеологемы медведевского президентства).


Но судьба переменилась, и стенавший об апокалипсисе России в том случае, если Медведев не выдвинется на второй срок, Юргенс, а вместе с ним и ИНСОР, неизбежно попадают в аутсайдеры рынка политтехнологий и экспертизы после избрания Путина. С голоду ему умереть, конечно, не дадут. Может, поручат сделать новое приложение «ИНСОР для АЙПАДа», может, поручат писать в Твиттере новую программу для Сколково. В общем, Юргенс уходит в мир виртуальный…

Жертвы ветра

Судьба политолога – штука ненадежная, пример Юргенса нам это показывает. Даже достаточно авторитетный и уверенный в себе политолог, политтехнолог, эксперт может стать жертвой жизненных превратностей, обстоятельств, на которые он не может повлиять. Например, работал под началом кардинала, а кардинал впал в немилость. Немилость вымещается и на людях кардинала. Это нехитрое обстоятельство можно назвать ветром политических перемен. Против него никогда не надо пИсать, и лучше, когда он дует в спину, подгоняя вперед. А если ветер переменился, а вы не заметили, то вы – его первые жертвы.

В рамках этой категории можно выделить двух ярких персонажей – Сергей Марков и Василий Якименко.

Говорящая голова

Первый – один из наиболее востребованных в СМИ экспертов (очень удобных – говорит ясно, тезисы излагает складно), изначально рассматривался Кремлем в качестве центральной фигуры экспертного пула, сформированного Сурковым. В критических ситуациях использовался Кремлем в качестве «говорящей головы» по ТВ, когда населению надо было грамотно и доходчиво объяснить то, что вообще объяснить сложно (например, очевидные ошибки Кремля). По этой причине Марков удостоился возможности стать депутатом Государственной Думы предыдущего созыва. Однако, когда пошла «смена внутреннего режима» и между парламентскими и президентскими выборами произошла отставка Суркова, наверху не стали разбираться в таких деталях как различия между «членом кремлевского экспертного пула» и «человек сурковской команды». В результате Марков депутатом ГД нового созыва не стал, а в «Володинскую команду» его звать никто не собирался, и вернулся «эксперт» обратно в Общественную палату, что является существенным понижением в статусе и вообще.


Тут стоит отметить, что таких политических долгожителей, как Марков, в кремлевской обойме осталось раз-два и все. Функция «говорящей головы» временно отошла к Вячеславу Никонову. Но знаток клуба «Что? Где? Когда?» почему-то молчит. То ли указание Кремля о смене «ньюсмейкеров» не дошло до федеральных каналов ТВ, то ли Никонову просто нечего сказать, ибо все, что мог, он давно уже повторил по сто раз. Скорее – второе. В общем, ниша пуста.

Буратино

Скорое падение Василия Якименко, провинциального «братка» с замашками сутенера, неожиданностью не будет: все молодежные прокремлевские проекты создавались и управлялись при непосредственном участии Суркова. Конкуренты на такой благодатной ниве как молодежная политика никому не нужны. Якименко, чувствуя перемены, постарался переметнуться в «Володинский лагерь», но встретил отпор ребят помоложе и посимпатичнее. К тому же у самого Васи начались проблемы – то его в ресторане за вилку поймают, то его переговоры с проститутками на свет выплывут, в общем, стал Вася обузой. Даже для Суркова.


Впрочем, никто никогда Якеменко профессиональным политтехнологом и не считал, так что его стремительное выпадение из кремлевской обоймы пройдет болезненно разве что для него самого. Прощаясь с былым влиянием Якеменко, объективности ради надо добавить, что фигурой он был. Корявой, бездарной, но фигурой. Настоящий такой Буратино на этом «Поле Чудес». Такие деревянные солдатики всегда нужны. Например, для того, чтобы создать во главе с ним очередной мыльный пузырь – фиктивную «политическую партию», которая умрет сама собой, едва появившись на Красной площади…

Как и в случае с Юргенсом и Павловским, хотя Марков и Якименко входят в одну категорию (согласно нашей классификации), между ними есть существенная разница. Марков сделал себе имя еще до того, как стал работать в кремлевском пуле, более того, он всегда оставался именно экспертом и политологом. Якименко же в чистом виде состоялся при Суркове и исключительно благодаря Суркову. Но в российской политике так бывает часто: «ветер перемен» уровнял их в направлении движения – вниз.

Порнушник, уголовник и алкоголик

Более мелким фигурами из списка «жертв ветра» являются Костя Рыков, депутат-миллионер, начинавший с порно-сайтов, а ныне вывозящий всю свою семью на постоянное место жительства в Ниццу, и его выкормыши – Эдуард Багиров (бывший уголовник и фашист) и Сергей Минаев, как бы принципиальный противник кокаина и маструбации. О последнем мы говорили совсем недавно – его скоро «изымут» из эфира, о Багирове все сказано в предыдущем предложении, а Рыков – так тот уже настолько богат, что, даже потеряв как-то по пьяни партийный билет «Единый России», говорят, даже не хотел его восстанавливать. Не потому, что было стыдно, а потому, что он ему и даром не нужен. А все остальное он уже купил. Подконтрольные его группе интернет-ресурсы «Дни» и «Взгляд» давно уже лишены финансирования со стороны Кремля, так что Лазурный берег для Рыкова сегодня куда более актуальный проект, чем какие-то там невнятные политические реформы России.


Стабилизаторы

Отдельная категория экспертного сообщества – это в чистом виде политтехнологи. То есть те, кто активно осваивал рынок (и бюджеты) федеральных и региональных выборов в «лихие 90-е» (когда были выборы и был рынок). Среди этой категории достаточно привести таких знаковых для своего времени игроков как «Никколо М» (Игорь Минтусов и Екатерина Егорова), «Группа ИМА» (братья Гнатюки – Андрей и Дмитрий), Центр политических технологий (Михаил Бунин).


Их всех объединяет то, что, сделав себе имя в 90-е годы, успешно поработав и заработав на политике, они вовремя сориентировались и ушли в тень путинской России, справедливо видя в нем далекую перспективу своего бизнеса. Когда с выборами в стране стали постепенно завязывать, эти игроки переключились на иные сферы деятельности (корпоративный пиар, информационные технологии, издательская деятельность и тому подобные гуманитарные сферы труда), кстати, также финансируемые из госбюджета. Тем самым, уйдя в тень, они открестились от «лихих 90-х», сохранили свое реноме, не участвуя в сомнительных корпоративных войнах, и, главное, никогда не выступали против власти. А значит – они могут быть вновь востребованы на рынке выборных технологий, который снова открывает свои границы. Для них, так как они не только научились зарабатывать, но и успешно освоили «откатные технологии», обрастя при этом крышами разных мастей и погон. Их конек – стабильность. Их время пришло, даже не уходя.

Далеко не все из крупных политтехнологов эпохи 90-х годов «повели себя правильно». Скажем, Марат Гельман пошел по иному пути, «крышуя» сомнительные «творческие проекты» и занимаясь порой, мягко говоря, странными культурологическими проектами. Впрочем, он – своего рода динозавр политтехнологий. И потому ему сегодня, с точки зрения его коллег, простят любые галлюциногены и эротические практики.


Никто даже не удивится, если он вдруг покончит с собой, как и положено настоящему рокеру-галеристу – повесившись в собственном платяном шкафу с высунутым языком и с членом в руке. А его посмертные экскременты могут быть увековечены в какой-нибудь модной инсталляции и выставлены на окраине Перми (или где там культурная столица России)?

Но давайте вернемся к реальным игрокам…

Продолжение: "Фигуры на политологическом поле чудес. Ч.2" >>>

Оригинал материала: polit-cop.livejournal.com

Обсуждение статьи

Мария Олегрова
May 25 2012 11:07AM

Я на самом деле не понимаю, кем надо быть по профессии, чтобы писать подобный бред.

Страницы: 1 |

Уважаемые участники форума! В связи с засильем СПАМа на страницах форума мы вынуждены ввести премодерацию, то есть ваши сообщения не появятся на сайте, пока модератор не проверит их.

Это не значит, что на сайте вводится новый уровень цензуры - он остается таким же каким и был всегда. Это значит лишь, что нас утомили СПАМеры, а другого надежного способа борьбы с ними, к сожалению, нет. Надеемся, что эти неудобства будут временными и вы отнесетесь к ним с пониманием.

Добавить сообщение




Опрос

Чем окончится вооруженный конфликт ХАМАСа и Израиля?

Личный дневник автораВ связи с закономерной кончиной укро-бандеровского Фейсбука, автор переместился в Телеграм: https://t.me/ISTRINGER и ЖЖ . Теперь вы регулярно можете читать размышлизмы автора на его канале в Телеграм и ЖЖ До скорой встречи
Иероглиф

Stringer: главное

Юлия Навальная не справилась с ролью вдовы героя


Юлия Навальная не справилась с ролью вдовы героя. Вместо того чтобы лететь за Полярный круг разыскивать тело мужа, эта женщина вылезла на трибуну Мюнхенской конференции по безопасности и улыбаясь сделала заявление, что поднимет знамя мужа и возглавит...чт

 

mediametrics.ru

Новости в формате RSS

Реклама

 

© “STRINGER.Ru”. Любое использование материалов сайта допускается только с письменного согласия редакции сайта “STRINGER.Ru”. Контактный e-mail: elena.tokareva@gmail.com

Сайт разработан в компании ЭЛКОС (www.elcos-design.ru)

Рейтинг@Mail.ru