Pедакция не отвечает за содержание заимствованных материалов

Компромат | все материалы раздела

Писатель Дмитрий Быков - о пустыре русской истории
14 Ноября 2006

Кремлевская пропаганда окончательно увязла в таких противоречиях, из которых живыми не выходят. Дмитрий Быков - об истории болезни, которая не лечится.

Страшнее кошки

Некоторые легковерные люди очень обрадовались, что так называемый русский марш в Москве был фактически запрещен. На этой почве они даже предлагают полюбить мэра Москвы Юрия Лужкова и заместителя главы президентской администрации Владислава Суркова.

Его и в самом деле трудно не полюбить после того, как Александр Белов несколько раз обозвал его грубым словом и Асланбеком Дудаевым. Лучшего пиара Владиславу Суркову не делал еще никто. А тут еще слух о том, что именно Владислав Юрьевич лично приложил руку к запрету русского (или правого) марша и даже пообещал, что партия «Народная воля» перестанет существовать, если Белов начнет выступать у Девичьего поля. А то ведь ее недавно зарегистрировали. Обидно будет.

Кстати, всякого рода «Наши» и «Молодая гвардия» тоже очень активно ополчились против русского марша. На том основании, что проводят его совершенно нерусские люди. Вот, пожалуйста: http://www.molgvardia.ru/news-item.php?id=905. Получается, что Белов плох не тем, что пытается зачистить Россию от нерусских, а тем, что родители его правоверные иудеи. Воистину, спаси меня Господи от таких защитников, а с врагами я как-нибудь разберусь.

Можно сколько угодно издеваться над тем, что никакого правого марша в итоге не получилось, что организаторы его перессорились за месяц до мероприятия и что сам митинг в итоге выродился в жалкую пародию. Мне эта логика, правда, не очень понятна: стало быть, если бы получилось масштабное шествие по центру Москвы, желательно с погромом, – это не была бы пародия? Это была бы, пардон, манифестация реальной политической силы? Особо-то злорадствовать нечего, честно говоря. И радоваться тоже нечему. Существуют ситуации, в которых надо высказываться по-бродски: «Если Евтушенко против колхозов, то я за». Не то чтобы я советовал обязательно поддерживать русский марш, коль скоро Сурков и верная ему «Гвардия» выступает против. Надо просто реально представлять альтернативу. Если страшнее кошки, то есть русского этнического национализма, действительно зверя нет – что же, при таком раскладе все логично. Но если допустить, что кошка – порождение и даже орудие куда более страшных сил, оптимизм мгновенно испаряется.

Следует открыто признать, что идеологи нынешней России, защитники стабильности, запоздалые и боязливые запретители правого марша (которые вдобавок ничего не запретили гласно, а ограничились звонком Бабурину, то есть привычной аппаратной игрой), – впрямую ответственны за рост того самого национализма, с которым теперь вроде как борются. И ответственны вовсе не потому, что прикармливали, пестовали, до определенного момента разрешали все эти организации и даже дружески натравливали их на остатки российской демократии. Даже не потому ответственны, что Дмитрий Рогозин – политик абсолютно прозрачный, ясный, бессодержательный от рождения – надут именно ими, с единственной целью откусить требуемые проценты у коммунистов. А ответственны нынешние идеологи за русский нацизм прежде всего потому, что превратили русскую идеологию в вытоптанный, пыльный пустырь, на котором не растет ничего культурного и осмысленного. Где нет культурной растительности – там бурьян возникает сам собой. Мне уже приходилось писать, что этнический национализм – самая примитивная и архаичная идеология, базирующаяся на самом имманентном признаке; она во много раз проще марксизма, поскольку классовая мораль все-таки оперирует минимальными критериями, помимо примитивнейшего «наш – не наш». Национализм в России расцвел не потому, что его пестовали и холили, а потому, что не осталось ничего другого. Репей и сурепку не надо поощрять к росту – вам это скажет любой дачник. Достаточно выполоть и вытоптать клубнику со смородиной.

А потом можно бороться с репьем сколько угодно – его не убудет, он от этого только шире разбрасывает семена. Борьба с национализмом вообще невозможна – она неизбежно превращается в его пропаганду. Возможно только вытеснение сорной травы чем-нибудь этаким окультуренным.

Наша нынешняя идеологическая ситуация очень похожа на веховскую столетней давности. Тогда Михаил Гершензон – один из лучших пушкинистов, но никакой политолог – высказал опасную и глупую мысль: «Каковы мы есть, нам не только нельзя мечтать о слиянии с народом – бояться его мы должны пуще всех казней власти и благословлять эту власть, которая одна своими штыками и тюрьмами ещё ограждает нас от ярости народной». Странно, что проницательному Гершензону так и не пришла в голову простейшая догадка – о том, что ярость народная как раз и есть прямое порождение тех самых штыков и тюрем, которые он призывал благословить. Все это названо в «Жизни Клима Самгина» попытками тушить огонь соломой. Невозможно уповать на власть, которая вот уже несколько столетий кряду проворачивает простейшую разводку: сначала доводит народ до нищеты и ярости, а потом пугает этой яростью мыслящих людей и призывает их встать под свои знамена – мы, дескать, защитим тебя от дикости. В результате даже Пушкин выбирает лояльность и верит в монархию – единственного нашего европейца, Бога из машины, вменяемого спасителя, – потому что альтернативой ему видится «русский бунт, бессмысленный и беспощадный». Так ведь этот русский бунт потому и беспощаден, что власть других действий не понимает, на слова не реагирует и обсуждать себя публично отказывается. Покупаться на такой простой фокус и веховцам было непозволительно, а уж нам, людям опытным, и подавно смешно. Происходит же все это потому, что интеллигенция в России боится народа значительно больше, чем власти. И это корень всех наших бед: интеллектуальная элита, которой положено вдобавок быть совестью нации, дезориентирована в главном вопросе. Собственный народ для нее страшней и опасней, чем его бессовестные угнетатели, жирующие в роскошном дворце.

Причины этого положения суть многи. В наше время – да отчасти и в 1909 году, когда вышли «Вехи», – дело было, увы, отчасти в национальном составе этой самой интеллигенции, панически боящейся погрома. В еврея этот страх зашит генетически, и никакая власть с ее столыпинскими галстуками не будет для него страшней, чем орущая пьяная толпа с хоругвями и арматурой. Простейшее соображение о том, что власть сама же и направляет этих арматурных хоругвеносцев, дабы отвести удар от себя, канализировать народный гнев наиболее выгодным для себя образом, – уже является непосильным для перепуганного интеллектуала, ибо ужас отшибает у него последние аналитические способности. Ему начинает нравиться даже Путин – поскольку представляется последним барьером на пути распаленной национализмом толпы; примерно такая же разводка осуществлялась в 1996 году ельцинистами, только пугали тогда коммунистами. Все-таки народ был поумнее и искал врага не под фонарем, а чуть повыше. Сегодня, как и в 1903 году, главным врагом представляется инородец – грузин, прибалт, гастарбайтер, но не надо забывать, что уже в 1905 году народ смекнул, где расположены главные враги, и сменил национальную ненависть на вполне обоснованную социальную. Чудовищная, катастрофическая бездарность русской власти, ее исключительная забота о себе, ее тесное сращение с бизнесом, ее лицемерие и фарисейство, а также феерическая способность испортить все, к чему она прикасается, – не могут не вызывать у народа глухой злобы и совершенно детской обиды: мы в очередной раз так поверили – и в очередной раз так живем! Иллюзии бывают разного рода: то внушат населению, что все таперича равны, то – что все таперича свободны и богаты, то – что прекратилось национальное унижение и равноудалились кровососы, но нынешнее разочарование ничуть не меньше того, что породило Кронштадский мятеж в 1921 году и белодомовский в 1993. Жить не стало ни лучше, ни веселее. В этом виновата, само собой, не только власть – но ее цинизм, бесстыдство и интеллектуальная скудость сегодня слишком очевидны. Про грабительство и новую «правильную» олигархию не говорю – те же яхтовладельцы надели кресты, делов-то, – но уж попытка рулить идеологией методами бизнес-пиара озлобила людей окончательно: раньше у них хоть оппозиция была, а теперь и оппозицией управляют из Администрации. Когда нет идеологического спора – вспыхивает национальный. Кому сказать спасибо? Да уж не Белову, конечно.

Но национальный состав интеллигенции – в общем, дело третье. Есть у нее и другая беда – чисто социальная. У нас нет и не было мыслящей аристократии, потому что именно ее попытка мыслить (декабристская, скажем) всегда представлялась власти особенно опасной. Ее именно тем и стыдили – как же, ведь вы аристократы… в сапожники захотелось?! Толстого корили именно предательством своего класса: «Граф, ведь вы граф!» Отдельные светлые личности случались, но в массе своей русская аристократия была той самой светской чернью, про которую все сказал еще Пушкин. Про мыслителей во власти я и не говорю – там высший интеллектуальный уровень демонстрировался Победоносцевым, который как-то раз в ответ на слова «Это вызовет дурные толки в обществе» – «остановился и – не плюнул, а как-то выпустил слюну на пол, растер и, ничего не сказав, пошел дальше». Мыслитель, да, и манеры соответствующие. В результате все наши интеллектуалы – либо разночинцы, либо представители советского среднего класса; умные у нас не бывают богатыми, а богатые – умными. Пропуск в элиту – низкий интеллектуальный ценз; умных боятся как огня – потому что заведись в Кремле кто-нибудь умный, его нынешним властителям немедленно пришлось бы ретироваться в Питер, в родные стены Большого дома: душевная и идеологическая их нищета по контрасту сделалась бы очевидна. А у разночинца страх перед народом, вопреки стереотипу, еще сильней, чем у аристократа и даже чем у еврея: ведь из этого самого народа разночинец вышел, поднялся, его с детства дразнили за очки и книжность, считали чужаком и предателем, – и возвращаться в эту зловонную и необразованную среду разночинец не хочет ни в коем случае. Вот почему у него так велик соблазн быть за власть – и против народа; за Суркова – против Белова. Тем более что враги национализма и впрямь выглядят несколько более цивилизованно, чем его адепты… и забыть об их взаимной обусловленности, а то и прямом сговоре – так соблазнительно!

Примером того, как интеллигенция с готовностью покупается на разводки, служит мой близкий друг, которого я особенно ценю за наглядность: нужно иметь гераклову храбрость, чтобы так подставляться. Дмитрий Ольшанский – восхитительная иллюстрация к этой статье: я рад бы сослаться на какое-нибудь его печатное выступление, но поскольку он фактически лишен всех трибун, апеллировать приходится к такому зыбкому и интимному источнику, как ЖЖ. Вот что он, стало быть, пишет: «Я почти во всем согласен с Холмогоровым». «Холмогоров все-таки очень, очень умеренный». Ничего себе метнуло человека, да? Но на самом деле все логично: Холмогоров ведь отрекся от правого марша-2006, приветствовал у себя в ЖЖ лужковский запрет на него (см. его журнал), а стало быть – лучше уж с ним, потому что он против страшной кошки. Между тем тут как раз должна бы включиться естественная брезгливость – даже если Холмогоров или подобные ему персонажи говорят правильные вещи (это, кстати, случается с ним очень редко), он это делает ЗАЧЕМ-НИБУДЬ. Еще Чуковский разоблачал так холмогоровского кумира Михаила Меньшикова: вам будут на десяти страницах внушать банальности, чтобы на одиннадцатой впарить под их прикрытием что-то ужасное, пещерное, зверообразное. Вот у нас сложилась парадоксальная ситуация: есть умный, талантливый, обаятельный N – и он за правый марш. Вот его давний соратник, самовлюбленный, ограниченный, фальшивый в каждом слове L, – и он против. На чьей стороне надо быть? Думаю, на стороне N – потому что он, при всех своих эскападах, человек идейный, и с ним по этой причине возможен диалог. С людьми корыстными, чье поведение регулируется сигналами сверху, диалог невозможен по определению – потому что нет идеологического поля, дискурсивного пространства: с одной стороны идеи, пусть людоедские, – а с другой прагматика и бабло. Даже если L вполне искренне выступает против русского марша, не прельщаясь кремлевскими посулами и не смущаясь угрозами, – он столько уже наговорил пошлостей и ерунды, что вставать на его сторону как-то совсем, совсем невозможно! И практика показывает, что идейные люди – тут, увы, еще один парадокс – всегда как-то менее опасны, чем люди баблоса, персонажи с калькулятором в голове. Идейные люди все-таки читали книжки, а потому погромы у них все больше теоретические. А прагматики книжек не читают и моральных тормозов не имеют. Я уже много раз писал, что лучше быть убитым за веру, чем за бабло: конец один, так ведь он всегда один… а эстетически оно как-то привлекательнее. И не надо думать, что прагматики пощадят: убить человека гораздо проще и ЭФФЕКТИВНЕЕ, чем переубеждать.

Выбор, однако, в основе своей ложный: нам опять предлагается выбирать между ехидной и порождением ехидны. Да и что это за дихотомия, в самом деле: либо ты за идейного погромщика, либо за безыдейного душителя? У нас, впрочем, такой выбор уже был в 1917 году, и мы успели убедиться, что интеллигенция на стороне восставшего народа выглядит не многим лучше, чем интеллигенция на стороне репрессивного правительства. У ехидны не бывает красивых порождений, а бунты не бывают осмысленными и милосердными. На естественный вопрос, почему мы всегда обязаны выбирать между этими чудовищами, – следует столь же естественный и ясный ответ: потому что это механизм русского самосохранения, гарантия выживания той самой государственной системы, которая существует тут со времен Ивана Грозного и заходит сегодня уже на седьмой круг. Власть обязана лепить пугало, дабы привлекать к себе сердца от противного, – и мыслящая часть страны будет пугаться этого пугала; власть будет растить Азефов – а обыватели будут бояться террористов. И спрашивать, почему у нас ТАКАЯ власть и ТАКАЯ оппозиция – бессмысленно: в трупе заводятся только черви, прекрасные бабочки в нем не образуются. Трупу надо, чтобы он был вечно живым. И не зря символом русской государственности долгое время был вечно живой труп. Поддержание этого макабра в его вечно-мертвом, но активном и кровососущем состоянии – главная задача русской власти и ее любимого орудия под названием «оппозиция». И пока обитателям страны не надоест жить в трупе, под властью трупа, в рамках идеологии трупа – ожидать благотворных перемен не стоит: жизнь для наших людей безоговорочно трудней и страшней смерти. Потому что живому приходится думать и за что-то отвечать, а с мертвого и спросу нет.

Дмитрий Быков

Источник:

Polit.ru

Поделиться:

Обсуждение статьи

Bk.irf
Nov 15 2006 10:11AM

быков графоман, я бы даже сказал - графоман быков! : ))

Fransisko
Nov 14 2006 10:04PM

Здравствуйте панаев,не ожидал встретить вас здесь.

Валентин
Nov 14 2006 7:29PM

Болтливость евреев полезна. Показывает их неполезность. Например, неполезность еврея Быкова.

Панаев
Nov 14 2006 7:15PM

Растекание воды по древу и наведение тени на плетень. Да ведь именно вот эта самая "либеральная интеллигенция" в начале двадцатого века вместо того что бы сотрудничать с властью и стать наконец средним классом бредила некими "свободами для народа" абсолютно не зная предмета своих бредовых мечтаний. И наконец то добилась своего. В марте 1917 настала свобода. Правда после прихода свободы пропали продукты, свет и тепло и в каждом сортире настала разруха. Тогда интеллигенция бросилась к Корнилову, потом к Колчаку и Деникину, а потом оказалась в Париже где продолжила свой плачь о народе, теперь уже притесняемом большевиками. При очередном приходе свободы в 1991 и попытке привлечения "либералов" к управлению страной снова все пропало, остались только слезы вышеупомянутых. К чем это я. А к тому, что они все время плачут, плачут вместо того что бы работать, плачь заменяет им работу. Плачут о народе о котором читали только в книжках Тургенева и о котором не имеют ни какого более или менее реального представления. Естественно, что жизнь в их иллюзорном мире вступает в явное противоречие с жизнью реальной, и тогда они начинают плакать еще больше. Что же это их право, даже тех, кто плачет профессионально, за деньги. А народ, о котором они так киногенично плачут, между тем, как всегда, героически преодолевает последствия их "мечтаний о свободе". Добрый все-таки у нас народ, долготерпивый. Вот и не стоит его дразнить скупыми мужскими и горькими женскими слезами.

Дмитрий
Nov 14 2006 6:36PM

Типичный бред сивой кобылы в лунную ночь... Вывод из этого какой? Конечно же рваться в "мировую цивилизацию"... С 1985-ого рвемся... Союз развалили, РФ в заднице, но кому-то все мало-хочется развала окончательного... Развалите граждане все что можно, а потом добрый дядя из-за границы вам поможе..) Ну Быкову то может и поможет (да и то вопрос...) А нам вся эта либерастическая муть на хрена?!

Мих.
Nov 14 2006 4:35PM

Статья хороша. С трупом перебор.

А
Nov 14 2006 2:00PM

Блестящий текст при полном отсутствии мессиджа. Ай-да Быков! Интересно, какие слова надо сказать туркам, когда им придётся обратиться к курдам? хахаха...

Страницы: 1 |

Уважаемые участники форума! В связи с засильем СПАМа на страницах форума мы вынуждены ввести премодерацию, то есть ваши сообщения не появятся на сайте, пока модератор не проверит их.

Это не значит, что на сайте вводится новый уровень цензуры - он остается таким же каким и был всегда. Это значит лишь, что нас утомили СПАМеры, а другого надежного способа борьбы с ними, к сожалению, нет. Надеемся, что эти неудобства будут временными и вы отнесетесь к ним с пониманием.

Добавить сообщение




Личный дневник автора
Убитые курорты
Иероглиф

Stringer: главное

В Ингушетии разрешено делать маленьким девочкам обрезание клитора и половых губ


Как сообщают наши корреспонденты, в Ингушетии следователь отказался возбуждать уголовное дело против клиники Айболит, где девочке 6-ти лет сделали обрезание клитора и половых губ по заказу мачехи.30 июня 2020 следователь Назрановского межрайонного следс

 

mediametrics.ru

Опрос

Следует ли Собянину во время эпидемии продолжать менять плитку и бордюры?

Новости в формате RSS

Реклама


Еще «Компромат»

Рейтинг@Mail.ru
 

© “STRINGER.Ru”. Любое использование материалов сайта допускается только с письменного согласия редакции сайта “STRINGER.Ru”. Контактный e-mail: elena.tokareva@gmail.com

Сайт разработан в компании ЭЛКОС (www.elcos-design.ru)