Pедакция не отвечает за содержание заимствованных материалов

Компромат | все материалы раздела

Российская элита задумалась о вечном
29 Июля 2008

Оригинал материала: «Новая», 28.07.08

Яна Серова

Под разговоры о демократии российские начальники бронзовеют вполне в советском стиле. Наше высшее руководство говорит о сменяемости власти, но пишет концепции до 2020 года. Владимир Путин позаботился о специальном кладбище для героев, военных и правителей России. А Дмитрий Медведев разрешил создавать президентские музеи на бюджетные деньги. Они с нами навсегда?

«Новая» проследила, как большие люди превращаются в памятники.

Дизайн-проект будущего мемориального комплекса №1

Луна осветила кладбищенский двор…

Об этом кладбище начали говорить давно. Практически сразу после того, как в начале 90-х элитные места под Кремлевской стеной оказались недоступными для высшего генералитета. Но если Ельцин только раздумывал, то Владимир Путин, хоть и молодой, принялся за дело — в 2001 году подписал указ о Федеральном военном мемориальном кладбище, а в марте этого года началось строительство.

Сейчас на выбранном месте под Москвой около Мытищ разъезжают грузовики и самосвалы, превращая ромашковое поле в однородную массу песка. А в 2010 году, то есть к 65-летию победы в Великой Отечественной войне, здесь появится наш ответ знаменитому американскому военному некрополю — Арлингтонскому кладбищу. Это 53,5 гектара на 32 тысячи мест (с учетом колумбарных захоронений). Рассчитано не на одну дивизию! Одна могила — пять квадратных метров. В 2008 году на строительство выделен 1 млрд рублей.

Причем на этом военные не намерены останавливаться. Еще в прошлом году высказывались предложения создать целую сеть военных кладбищ по стране — филиалы кладбища «хотя бы на уровне федеральных округов». Точно к Третьей мировой готовятся…

Кто здесь будет покоиться — самый деликатный вопрос. Есть, конечно, постановление правительства, где все герои перечислены*. Но возможны и вариации. Во-первых, умерший может заранее протестовать или его родственники высказаться против. Во-вторых, кто-то может здесь упокоиться просто по решению президента или правительства. С ними могут быть захоронены и супруги. Не ясно, кто переедет сюда с Красной площади. Архитекторы заявляют, что их миссия закончилась на том, что они предусмотрели саму возможность переноса праха из Кремлевской стены. Все остальное — политический вопрос. Даже конкретные сроки, когда начнется строительство самой первой, а значит, и главной ямки, находятся в секрете. «Может, вам еще сказать, кто здесь будет похоронен?!» — с ужасом в глазах спрашивает на это один из строителей в руководстве фирмы-генподрядчика, сразу же опустив указку с чертежа мемориала. Кто займет первую могилку на почетной аллее захоронения первых лиц государства — Ельцин, а может, Ленин, — это тоже политический вопрос.

Дизайн-проект будущего мемориального комплекса №2

Доподлинно известно лишь, что элитных мест на главной аллее (для верховных главнокомандующих) — 30. По подсчетам архитекторов, их должно хватить лет на 200. Из такого расчета: Конституцию не меняем, значит, один президентский срок — четыре года, а президенты меняются в последовательности два срока подряд через один срок. Впечатляющая политическая смекалка! Что, в общем, успокаивает — значит, предполагается сменяемость власти.

Согласно чертежам мемориал предполагает: КПП, залы поминовения, мост через естественный овраг (соединяет «город живых» с «городом мертвых»), ритуальные залы, арка памяти, зона захоронений, Вечный огонь и пантеон.

Но с кладбищем государственной важности случился форменный скандал. Еще два года назад разругались архитекторы между собой и с заказчиком — Министерством обороны, споря, кто должен сооружать геройское кладбище и как оно должно выглядеть, чтобы русский человек его понял и принял.

Дело в том, что начинала мегапроект одна группа архитекторов («Моспроект-4», в эту команду вошли известные скульпторы Георгий Франгулян, Лазарь Гадаев), а реализовывает другая (под руководством народного художника России Сергея Горяева). По версии «Моспроекта-4», именно они подготовили весь проект и чертежи, а потом работавший с ними Горяев втихаря подготовил свой вариант, взяв за основу их планировку и подкорректировав стиль под заказчика. Именно этот вариант в итоге понравился генералам. Сергей Горяев настаивает, что плагиата не было, это конкуренты злятся, потому что потеряли работу: «Просто мной был найден тот стиль, который оказался приемлемым для заказчика».

Пока идет строительство, продолжаются и судебные битвы. В марте Арбитражный суд Москвы решил, что права на проект мемориала принадлежат «Моспроекту-4». Очередное судебное заседание состоится в этот вторник.

Генералы о прекрасном

Что такое стиль, приемлемый для Министерства обороны, — вопрос не праздный. Строить кладбище самим себе — дело действительно очень ответственное. Полковник Михаил Лиманский, курирующий строительство со стороны Минобороны, на вопрос «Новой», чем же ему лично не понравился первый вариант, прищурился: «Стилистика нерусская какая-то у них была. Этот более удовлетворителен для восприятия русского человека».

Спор ушел в область прекрасного. Первую команду архитекторов корили в непонятных русской душе минимализме и авангардизме, а затем и вовсе стали сравнивать с израильским мемориалом жертвам Холокоста «Яд Вашем». Вторую сразу же объявили в потакании вкусам солдафонов, возрождении сталинского ампира и в демонстрации стиля авторитаризма.

Сергей Горяев, которому удалось разгадать душу российского военного, разъяснил «Новой» пожелания генералов (проект еще обсуждался и с депутатами, и с активами ветеранских организаций).

По стилю это должен был быть неоклассицизм, «в традициях русской реалистической школы». Никаких наклонных стен и авангардных конструкций (как в первом варианте). Стены должны быть, как им и положено, вертикальными.

Генералы очень хотели, чтобы их кладбище навевало мысли о Кремле. Поэтому здесь будет много гранита, брусчатка по всей дороге. А после ритуальных залов группой Горяева была придумана Колумбарная стена: из красного гранита, с переменной высотой 2,4 метра и 3 метра и голубыми кремлевскими елями. Чем не кремлевские башенки?

Лежать военные хотят строго по системе. «Те архитекторы, вопреки воле заказчика, сделали частично регулярные, а частично хаотично разбросанные захоронения, а заказчик хотел видеть регулярность: вот здесь чекисты, здесь МЧС, здесь Герои России и так далее», — удивляется недальновидности первых творцов Горяев. Даже надгробия должны ранжироваться по званиям, в тематическом задании по-армейски четко написано: «Форма надгробий должна быть проработана особенно тщательно с учетом иерархии, возможности различения по званиям, наградам и родам службы».

Для большего порядка везде — символы и наименования вооруженных сил. В итоге на стелах на входе — два герба: один российский, другой — Вооруженных сил РФ.

Одинаковые по размеру…

Мемориал должен демонстрировать героев. Генералам очень не понравился первый вариант Моста героев. Он напоминал военный мост, по бокам — кубы с прожекторами, устремленными в небо. Как на фронте. «Они представляют себе, что это была слишком промышленная сермяжная конструкция. Им главное — полированный красный гранит и ордена! Но разве от манекенов в костюмах могут быть сильные чувства?» — возмущается архитектор «Моспроекта-4» Александр Тараненко. Сейчас Мост героев выглядит совсем иначе: по его бокам — 24 позолоченные фигуры воинов разных эпох. Теперь сразу видно — герои.

Не только вид, но и эпохи, в которых сражались бойцы, военные подредактировали. Участников Первой мировой и Гражданской войн, как рассказал Тараненко, решили не упоминать. Заканчивать посоветовали не Великой Отечественной, а Афганистаном, Чечней.

Правда, войны позади, настоящие герои уже лежат — кто где. Зато военная мощь страны растет, военные в фаворе, самое время им подумать и о своем месте в истории.

За стеклом

У Владимира Путина вкусы оказались изысканнее, чем у московских военных. О его личных пожеланиях по поводу военного мемориала ничего не известно. Зато можно судить о его отношении к собственному музею: Путину, видимо, по душе формат «для своих» — он даже специально позировал для экспозиции в частном музее.

Пока сигнала к строительству Центров исторического наследия президентов (по принятому в мае закону президентские музеи будут существовать на бюджетные деньги) никто не давал. А в среде столичных архитекторов уже ходят слухи о том, что путинский (а может, и медведевский) музей мог бы быть, например, на месте бывшей гостиницы «Россия». Еще в прошлом году предполагалось, что в этом месте, напротив Кремля, кроме отеля должен быть и культурный центр с частью коллекции музеев Кремля.

Настоящий клондайк исторических экспонатов — в Санкт-Петербурге, откуда и Путин, и Медведев родом. Раритеты могут встретиться в самых разных местах. В музее Анатолия Собчака среди удостоверений и любовных писем экс-мэра к жене — расписание на день, где на прием записан подчиненный Путин.

Но собрать президентскую коллекцию даже в Питере не каждому по зубам. Оказывается, и политики попроще президентов бывают крайне привередливы в вопросах собственного увековечивания: «Некоторые не хотят нам ничего отдавать, а потом, когда уходят с политической арены, понимают, что это был шанс стать в музее историческим экспонатом. И вот тогда начинается с нами переписка», — пожаловался мне директор питерского Музея политической истории России Евгений Артёмов.

Что уж говорить о президентах! На вопрос, есть ли личные вещи Путина, Артёмов трагическим голосом произносит: «Пока нет». Хотя и просили. Это очень обидно. В кабинете директора — портрет Путина, сразу видно, кто главный. Фотографии Медведева нет даже в музейном киоске.

Зато личные вещи Владимира Владимировича собраны в другом месте — в частном музее в Стрельне, около Константиновского дворца. Два года назад, во время саммита G8, здесь, в особняке «Дача Линдстрема», прошла неформальная встреча Путина с Бушем. После чего в этой «даче» появился музей. В зале, где обедали Путин и Буш, на столе — меню президентов, на стенах — портреты глав государств G8 и их жен.

А в отдельной комнате — музей Путина. Что ни экспонат, то раритет. На всеобщее обозрение выставлены темно-синий с узором галстук, в котором Владимир Владимирович выступал с посланием парламенту в 2006 году, нефритовая ручка из кремлевского рабочего кабинета, его визитница, личное кимоно. Даже ставни от деревянного дома бабушки Путина из Тверской области. Здесь и подарки экс-президенту, самый ценный из них — Конституция в бриллиантах, рубинах и золоте. У здания припаркован знаменитый «Запорожец», который родители Путина выиграли в лотерею и отдали кататься сыну.

Бесценная коллекция в надежных руках. «Дача» сдана в аренду Олегу Руднову — главе Балтийской медиагруппы и, как выразились в музее, «другу Путина». Он же и главный коллекционер путинских вещей. Что-то было передано сюда из администрации президента, что-то найдено хозяевами самостоятельно.

Но самый главный в музее экспонат — это сам Владимир Владимирович. С ним можно провести целых три минуты. Вас закрывают в маленькой комнате, вы смотрите за стекло. Там — шторы, картина, книги, лампа. Свет гаснет, звучит лирическая музыка. И тут из темноты выходит трехмерный Путин. Поверьте, это почти страшно. Он смотрит прямо в глаза. Копия национального лидера выглядит как живой лидер. И мысль о том, что двойник Владимира Владимировича полностью зависит от кнопки на компьютере, а экскурсовод может его просто «выключить», кажется кощунственной. В ответ на его выход лежащая на полу Кони поворачивает голову. Путин достает книгу («Очерки из истории Балтийского флота»), смотрит в окно и уходит.

Имя творца виртуального лидера в музее не выдают: «Это же закрытый проект!» Но известно, что идея Путину понравилась — камерно и стильно, и он специально позировал для ролика. То есть специально отрепетировал этот взгляд почти в будущее, этакий отеческий взгляд потомкам.

Билет сюда стоит всего 150 рублей. А за несколько тысяч долларов (цены варьируются в зависимости от пожеланий клиента) в этом особняке можно провести, например, корпоративную вечеринку. Только представьте: в этом доме ужинали Путин с Бушем, в одной из комнат такие интимные вещи, как президентское кимоно, а в ресторане вы отдыхаете…

Экскурсоводы, правда, признаются, что ходит сюда «немного народа». Да и большой рекламы избегают: «Закрытый же проект!»

Народ не против?

Насколько музей и мемориалы нужны народу — вопрос открытый.

Сейчас под Мытищами, около деревень Сгонники и Бородино, своя маленькая стройка у жителей домов с видом на будущее кладбище. Они строятся, несмотря на поползшие по деревне слухи, что их дома буду сносить. Мужики машут лопатами, кидают цемент и как будто не замечают, как забором у них ездят самосвалы: «А чё? Это сейчас шумят, а потом-то все тихо лежать будут!» Они тоже по-своему герои: над их домами тянутся линии электропередачи, а вы тут пугаете высокопоставленными мертвецами! Зато кладбищенские строители обещали провести канализацию и водопровод. Еще строители мечтают, что кто-то из местных жителей согласится за могилками ухаживать — много ведь рабочих мест появится. Глядишь — и плакальщики потребуются… Деревенских старожилов из равновесия выводило только предположение, что здесь будет похоронен Ленин. С выражением мистического ужаса потенциальные соседи срочно ретировались на огород.

Аналогичное неподобающее равнодушие демонстрировали и петербуржцы — как и подмосковные селяне, выгоды от своего соседства с музейными экспонатами они не видят. По адресу: Басков переулок, д.?12, Владимир Владимирович жил с родителями. Сейчас во дворе-«колодце» стоит не знаменитый «Запорожец», а чья-то иномарка. Жильцы квартиры, где когда-то жил Путин, в домофон сурово убеждают, что ни о чем говорить не хотят. Зато их соседи снизу с радостью рассказали «Новой», что против всяких возможных идей с мемориальными табличками на доме. «А разве есть за что?» — удивилась Фаина Ивановна и с интеллигентской простотой и достоинством вспомнила о коррупции во времена президентства Путина и понадеялась, что у Медведева «таких ляпов, как «замочить в сортире», не будет».

Но сказать, что к памятникам своим начальникам народ вовсе равнодушен, нельзя. В Питере едва не приняла угрожающих размеров мода на именные скверы в честь президентов. Год назад в знак протеста против уплотнительной застройки в одном районе города жители пригрозили разбить сквер имени Путина и установить там бронзовую фигуру Кони со щенятами. На святое, может, рука не поднимется… В этом году по аналогичным причинам появились желающие назвать сквер именем Медведева. С такой же инициативой выступали в Самаре.

Сразу видно: народ своих правителей ценит.

* Среди них, например: военнослужащие и сотрудники федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрены военная служба, погибшие при защите интересов государства, чести и достоинства граждан; президенты СССР и РФ; председатели палат парламента; председатели правительства; Герои Советского Союза и РФ и др.

Обсуждение статьи

Страницы: 1 |

Уважаемые участники форума! В связи с засильем СПАМа на страницах форума мы вынуждены ввести премодерацию, то есть ваши сообщения не появятся на сайте, пока модератор не проверит их.

Это не значит, что на сайте вводится новый уровень цензуры - он остается таким же каким и был всегда. Это значит лишь, что нас утомили СПАМеры, а другого надежного способа борьбы с ними, к сожалению, нет. Надеемся, что эти неудобства будут временными и вы отнесетесь к ним с пониманием.

Добавить сообщение




Опрос

Чем окончится вооруженный конфликт ХАМАСа и Израиля?

Личный дневник автораВ связи с закономерной кончиной укро-бандеровского Фейсбука, автор переместился в Телеграм: https://t.me/ISTRINGER и ЖЖ . Теперь вы регулярно можете читать размышлизмы автора на его канале в Телеграм и ЖЖ До скорой встречи
Иероглиф

Stringer: главное

Юлия Навальная не справилась с ролью вдовы героя


Юлия Навальная не справилась с ролью вдовы героя. Вместо того чтобы лететь за Полярный круг разыскивать тело мужа, эта женщина вылезла на трибуну Мюнхенской конференции по безопасности и улыбаясь сделала заявление, что поднимет знамя мужа и возглавит...чт

 

mediametrics.ru

Новости в формате RSS

Реклама

 

© “STRINGER.Ru”. Любое использование материалов сайта допускается только с письменного согласия редакции сайта “STRINGER.Ru”. Контактный e-mail: elena.tokareva@gmail.com

Сайт разработан в компании ЭЛКОС (www.elcos-design.ru)

Рейтинг@Mail.ru