Pедакция не отвечает за содержание заимствованных материалов
Господа, объявленная новогодняя распродажа является вынужденным экспериментом. Суть его в том, что технически убирать старые материалы, которые находятся в архиве, но поисковыми системами выдаются, нелегко. Поэтому призываем желающих обозначить свои желание и назвать цену, за которую хотели бы убрать материалы. Ибо это труд, А труд должен быть оплачен. Адрес электронной почты: elena.tokfreva@gmail.com

Монитор | все материалы раздела

Убить творца
6 Мая 2013

Владимир Новиков, прозаик, критик, профессор МГУ о ЕГЭ по русскому языку и литературе

На портале Яндекса вывешены варианты вопросов и заданий для подготовки к Единому государственному экзамену по русскому языку и литературе в 2013 году. Первым решился пройти это испытание писатель Алексей Слаповский. Вышел он как ошпаренный и объявил в фейсбуке: «Получил 9 из 15 и 9 из 16. Потрясен своей тупостью и дремучестью».

Последнее, конечно, шутка. Такой художественный прием, как объяснили бы нам составители егэшных тестов, называется иронией. А дальше следует вывод вполне серьезный: «ЕГЭ по литературе не имеет НИКАКОГО отношения к настоящему пониманию художественного текста».

Может быть, придирается? Мстит за свои невысокие баллы? Решив проверить субъективное мнение творческой личности, шагнул и я в камеру с орудиями для экзаменационных пыток. Не выдержал, выскочил раньше срока. Дают там для анализа «отрывок из эпического произведения» и «отрывок из лирического произведения». Не просто «прозаического» и «стихотворного», тут по-научному изъясняются! В отрывке из «Преступления и наказания» заменено чертой название реки. Количество букв не указано, но можно догадаться, что это Нева (для ответа, впрочем, можно было и не читать роман). Зато следующий вопрос требует фундаментальной подготовки: «Как называется внешнее по отношению к герою описание незамкнутого пространства: природы, города и т.п.?». Спокойно! Это всего-навсего – пейзаж (мастерам кроссвордов рекомендую взять формулировку на заметку).

Составители заданий, наверное, читали знаменитого исследователя Достоевского – М.М. Бахтина, который уверял, что для понимания художественного текста надо «войти творцом в видимое, слышимое, произносимое». Ну, где здесь хоть один вопрос, требующий творческого ответа? Одному начетничеству, наклеиванию готовых ярлыков учит такой экзамен.

И с поэзией та же история. По поводу пушкинского «К Чаадаеву» задан вопрос: «Из приведенного ниже перечня выберите три названия художественных средств, использованных поэтом в первых четырех строках стихотворения. Ответ запишите в виде последовательности цифр (цифры укажите в порядке возрастания, без пробелов)». Ощущение такое, как при заполнении анкеты для получения визы. Поскорее бы отделаться от бюрократической процедуры! А Пушкин, кстати, не так уж гениален: владел всего тремя приемами, да еще в посланиях прибегал к обращениям (что любой грамотный умеет делать!).

Так что прав оказался Слаповский. С его творческой фантазией здесь делать нечего. А кто наберет полную сумму баллов – всякой фантазии лишится. Как персонаж замятинского «Мы», подвергнутый Великой Операции по уничтожению индивидуальности.

Не могу не согласиться с писателем и в том, что ЕГЭ по русскому языку «нацелен на выявление навыков схоластической долбежки правил, а не проверку умения ПРАВИЛЬНО И ГРАМОТНО ПИСАТЬ. Для людей с так называемой интуитивной грамотностью (часто книгочеев!) такой экзамен – зарез». Да, русский язык у нас превратили в предмет скучный. И экзамен – зеленая тоска. Укажи номер предложения, где запятые расставлены верно. А как фразу построить динамично, как выбрать точное слово, как найти свежий синоним – таких заданий не бывает.

Устрашающий мутант по имени ЕГЭ явился не в одночасье. Это следствие коренных недостатков филологического образования. Наши вузы готовят специалистов, говорящих и пишущих о литературе бюрократическими словесами, тавтологическими наворотами. «Филолог» по-гречески – «любящий слово», но несчастен тот, кто любит его без взаимности, у кого нет личного «романа с языком». И таких, увы, большинство: процентов семьдесят, если не восемьдесят выпускников филологических вузов практически не владеет навыками связной письменной речи. Сужу об этом по множеству диссертаций, монографий, статей в академических изданиях. А ведь человек, совсем не умеющий писать, по-настоящему прозаика или поэта не поймет.

Нельзя в нашем деле без творческой составляющей. Как называют в средних школах учителя словесности мужского пола? Литератор. Отличное слово. И, по-моему, люди, преподающие наш предмет - на всех уровнях – просто обязаны быть литераторами. Не «обзывать» литературные явления терминами из дежурного набора, а перевоплощаться в писателей, входить творцами в классические тексты. И в ученике открывать творца, изобретателя, свободную личность.

Источник: Свободная пресса

Поделиться:

Обсуждение статьи

Страницы: 1 |

Добавить сообщение




Личный дневник автора
Убитые курорты

Stringer: главное

Сечин хотел прыгнуть на саудитов, но прыгнул на Путина


Но, вот, не за горами 1 апреля, а указаний по наращиванию добычи не поступило. Что же, обещания Александра Новака не стоят выеденного яйца? Собственно, это не удивительно, когда пыжащийся напоказ российский нефтяной павлин на деле оказывается общипанным

 

mediametrics.ru

Опрос

Правительство Медведева отправлено в отставку. Как вы характеризуете его работу?

Новости в формате RSS

Новотека

Загружается, подождите...

Реклама


Еще «Монитор»

Новотека

Загружается, подождите...
Рейтинг@Mail.ru
 

© “STRINGER.Ru”. Любое использование материалов сайта допускается только с письменного согласия редакции сайта “STRINGER.Ru”. Контактный e-mail: elena.tokareva@gmail.com

Сайт разработан в компании ЭЛКОС (www.elcos-design.ru)