Pедакция не отвечает за содержание заимствованных материалов

Монитор | все материалы раздела

Чем закончится "война элит"?
17 Декабря 2007

Генеральная прокуратура начинает тотальную проверку работы Следственного комитета, - сообщает газета "Известия"- Проверка плановая, но объявлена она вскоре после того, как эти два силовых ведомства схлестнулись по поводу ареста замминистра финансов Сергея Сторчака. Конфликты между силовыми и прочими структурами происходят все чаще и все громче. Эксперты связывают их с выборами и говорят, что скоро все закончится. Вопрос в другом - насколько опасны подобные явления для стабильности в стране?- пишут "Известия".

Эта проверка — словно вязанка хвороста, брошенная в очаг, где тлеет конфликт между Генпрокуратурой и Следственным комитетом (СК). Возможно, прогорит, и никто не заметит. А может, и жаром обдать, брови опалить. Ведомство Юрия Чайки проверит все — начиная с центрального аппарата СК и заканчивая следователями на местах. Цель — найти ошибки. Чем больше, тем лучше. Что это — противостояние между частями некогда единого ведомства или конфликт двух группировок силовиков?

Приказ о начале тотальной проверки подписал замгенпрокурора Виктор Гринь. В ближайшее время надзирающие прокуроры во всех региональных подразделениях будут выяснять, соблюдаются ли сроки расследований, права задержанных, потерпевших и все, все, все... Результаты должны поступить в Генпрокуратуру в середине января, а в феврале на совместной коллегии Генпрокуратуры и СК их будут "разбирать". Вот тогда и может стать жарко.

Интересно, что сам СК существует при Генпрокуратуре, и проверку вполне можно было бы считать технической. Если бы не несколько обстоятельств. Во-первых, следствие было выделено в отдельную структуру только 7 сентября (в минувшую субботу СК отметил 100 дней). Тотальная ревизия, да еще с прицелом на выявление недостатков едва ли может быть плановой — мало времени прошло.

К тому же глава Следственного комитета Александр Бастрыкин еще с момента назначения заявил о себе как о самостоятельной фигуре. Его личные отношения с президентом хорошо известны, и масштабное вмешательство в работу его подчиненных без серьезных причин вряд ли возможно.

Да и момент для проверки выбран, наверное, не случайно. Буквально на днях "комитетчики" объявили, что намерены судиться с Генпрокуратурой по поводу второго (кувейтского) уголовного дела замминистра финансов Сергея Сторчака. Подчиненные Бастрыкина это дело возбудили, ведомство Чайки потребовало его закрыть.

Конечно, и это при желании можно признать техническим спором. Еще в октябре Александр Бастрыкин заявлял в интервью "Известиям": концепция реформы предусматривает, что теперь следователи и надзирающие прокуроры могут решать свои разногласия в суде (см. номер от 2 октября этого года). Но осадок остался. Потому что слишком уж много таких споров выстроилось друг за другом.

Чуть раньше был арест начальника департамента Госнаркоконтроля Александра Бульбова — тогда Генпрокуратура тоже схлестнулась с СК, потребовала не "закрывать" генерала и сдалась только в суде. Тогда же глава Роснаркоконтроля Виктор Черкесов опубликовал пронзительное письмо, адресованное коллегам-силовикам, лейтмотивом которого было: "братва, не стреляйте друг друга". А сам Александр Бульбов распространил сообщение, в котором называет заказчиков своего дела — генералов ФСБ, пострадавших от расследования дела "Трех китов". Тут же "подсуетился" скандальный бизнесмен Олег Шварцман, заявивший в интервью, что он по заказу "силовиков" занимается рейдерством в интересах государства. Выстроилась целая цепочка громких конфликтов. А если учесть, что ведомства это закрытые, то получится, что наблюдаемые "утечки" — это лишь верхушка айсберга.

Любые комментарии силовиков сводятся к одному: никакого конфликта нет. "Есть только одно противостояние: правоохранительных органов и преступного мира", — заявил "Известиям" официальный представитель СК Владимир Маркин.

Но теперь ни для кого не секрет, что среди силовиков возникло два противоборствующих полюса. С одной стороны — ФСБ и Следственный комитет во главе с однокурсником президента Александром Бастрыкиным (не зря один из пунктов проверки Генпрокуратуры — вопрос о бывших чекистах, ныне работающих в СК). С другой — Генпрокуратура и Госнаркоконтроль, возглавляемый другим приближенным президента Виктором Черкесовым.

Это вершина айсберга — то, что на виду. Но есть, по всей видимости, и другие участники противостояния, открыто не примыкающие ни к тем, ни к другим. Можно, к примеру, предположить, что Министерство юстиции, во главе которого стоит бывший генпрокурор Владимир Устинов, неявно поддерживает первых. На чьей стороне МВД и Рашид Нургалиев — неясно. Возможно, ни на чьей.

Но самое интересное, что все они — на стороне президента. А значит, включены в вертикаль власти. Которая часто использует "системы сдержек и противовесов". До сих пор это работало, но в преддверии выборов конфликты стали настолько заметными, что кто-то может усомниться уже и в надежности самой вертикали. С этим глава нашего государства, как известно, борется быстро и решительно. Так что лучше бы нашим элитам как-то договориться, и поскорее.

Сергей Марков,

директор Института политических исследований, комментировал ситуацию так:

Следует различать две разновидности так называемого конфликта элит. Первая разновидность — это идейно-политическое противостояние: речь идет о конфликте сторонников двух идеологий, которые лежат в основе курса президента Владимира Путина. Идет некая борьба между сторонниками либеральной идеологии и теми, кто привержен идеологии государственного патриотизма. Однако это противостояние абсолютно нормально для любой здоровой политической системы.

Вторая разновидность "конфликта элит" — это борьба между кланами внутри чекистской корпорации, которая ярче всего проявилась в "письме Черкесова". Причина этого противостояния лежит в том, что некоторые силовые структуры слишком увлеклись контролем за бизнесом. Этот конфликт, безусловно, нельзя назвать здоровым явлением, но вместе с тем нельзя и говорить о какой-то его чрезмерной опасности и необходимости прекратить его до выборов. Путин ни сейчас, ни после президентских выборов не позволит этому конфликту вылиться во что-то серьезное.

Обсуждение статьи

Страницы: 1 |

Уважаемые участники форума! В связи с засильем СПАМа на страницах форума мы вынуждены ввести премодерацию, то есть ваши сообщения не появятся на сайте, пока модератор не проверит их.

Это не значит, что на сайте вводится новый уровень цензуры - он остается таким же каким и был всегда. Это значит лишь, что нас утомили СПАМеры, а другого надежного способа борьбы с ними, к сожалению, нет. Надеемся, что эти неудобства будут временными и вы отнесетесь к ним с пониманием.

Добавить сообщение




Опрос

Чем окончится вооруженный конфликт ХАМАСа и Израиля?

Личный дневник автораВ связи с закономерной кончиной укро-бандеровского Фейсбука, автор переместился в Телеграм: https://t.me/ISTRINGER и ЖЖ . Теперь вы регулярно можете читать размышлизмы автора на его канале в Телеграм и ЖЖ До скорой встречи
Иероглиф

Stringer: главное

Юлия Навальная не справилась с ролью вдовы героя


Юлия Навальная не справилась с ролью вдовы героя. Вместо того чтобы лететь за Полярный круг разыскивать тело мужа, эта женщина вылезла на трибуну Мюнхенской конференции по безопасности и улыбаясь сделала заявление, что поднимет знамя мужа и возглавит...чт

 

mediametrics.ru

Новости в формате RSS

Реклама

 

© “STRINGER.Ru”. Любое использование материалов сайта допускается только с письменного согласия редакции сайта “STRINGER.Ru”. Контактный e-mail: elena.tokareva@gmail.com

Сайт разработан в компании ЭЛКОС (www.elcos-design.ru)

Рейтинг@Mail.ru