Pедакция не отвечает за содержание заимствованных материалов

Монитор | все материалы раздела

По закону договоренностей
12 Мая 2008

Оригинал материала: Газета, 07.05.09

По закону договоренностей

Наталья Геворкян

Один из французских коллег, начавший, видимо, день с просмотра кадров инаугурации нового президента России, позвонил в некоторой задумчивости:

–Тебе не кажется, что все это какая-то большая «панама»?

–Что это?

–Ну, вот это, что я сейчас смотрел. Один попрощался и не ушел. Второй поздоровался, но все почему-то уверены, что не пришел. И скажи, пожалуйста, что имел в виду Путин, когда говорил, что восемь лет назад брал на себя обязателства работать «открыто» и своего обязательства не нарушил? Как ты думаешь, что он понимает под словом «открыто»?

–Ну, ты же в конце концов всякий раз узнавал о его глубоко законспирированном до поры до времени замысле – вот это, видимо, и есть «открыто» в его понимании.

Все «открыто» настолько, что ни в России, ни за ее пределами никто толком не понимает, что будет завтра, не то что через два месяца или через два года. Я не помню аналогии в новейшей истории России, чтобы в день вступления в должность нового президента никто из наблюдателей не мог с точностью сказать, кто будет управлять страной. Я не помню ситуации, когда в этот день об этом не могли бы с точностью сказать российские элиты. Я не знаю ситуации, когда в этих роскошных кремлевских залах собралось бы так много людей, не имеющих ни малейшего представления о том, как именно будет выглядеть власть в стране через пять минут после окончания церемонии инаугурации.

Я бы сказала, что в непосредственной близости к двум президентам во время церемонии наверняка находились люди, которые уверены, что им-то известно, что будет происходить дальше. Наиболее близкие, посвященные... Но их знания ограничиваются знанием о договоренностях, которые уже достигнуты внутри Кремля и, возможно, все еще продолжают оформляться. Наверняка они также понимают про инструменты поддержания этих договоренностей в силе. Но договоренности – это штука неписанная и довольно субъективная. Сегодня – они есть, завтра – их нет, или они мешают, или не выполняются, или выполняются, но с элементами импровизации. Нельзя рассчитывать на стопроцентное выполнение договоренностей – это не законы, к которым можно в случае чего апеллировать. Это продолжение жизни по понятиям. Кто же про это открыто скажет-то?

Путин с Березовским (или наоборот) в свое время тоже ведь кое о чем договаривался. Судя по тому, как развивались события, грош цена этим договоренностям, даже внутри самого что ни на есть ближайшего круга. Я это к тому, что да, есть люди, представляющие себе, какие есть или вот прямо сейчас происходят договоренности. Но нет ни одного человека, включая двух президентов – бывшего и нынешнего, которые могут гарантировать, что все договоренности будут соблюдены. Таким образом, непредсказуемость развития событий кроется ровно в этом несовершенном механизме под названием «договорились». Предсказуемость же, скорее всего – ровно в той книге, на котороую положил руку новый президент России, давая присягу. В писанном законе, в основном законе страны – в Конституции.

Другой страховки, кроме основного закона, дающего российскому президенту огромные права и возможности, у Дмитрия Медведева, пожалуй, нет. Единственное, что делает его сильнее объективно более сильного пока премьер-министра Путина – это то, что прописано в Конституции. Это понимает Медведев, это понимает Путин. Медведев с сегодняшнего дня сильнее Путина де юре. Путин все еще сильнее Медведева де факто.

Даже если предположить, что двое мужчин договорились, как им жить дальше, расписали роли и определили продолжительность спектакля, это еще не означает, что все пойдет по намеченному сценарию. Они не одни на политической сцене. Мы, собственно, будем наблюдать испытание конструкции, которая еще толком и не построена. Я могу найти дюжину объяснений, почему в кремлевских головах возникла идея такой конструкции, но я не могу найти ни одной гарантии, что она окажется дееспособной, не говоря уже об устойчивости и эффективности.

Мой французский коллега имеет полное право удивляться. При Владимире Путине ничего не происходило открыто. Термин «спецоперация» определил политический стиль ушедшего президента. Путин в силу первой профессии владеет этим стилем и не владеет никаким другим. Медведев, теоретически, не имеет к этому стилю никакого отношения. Но его приход к власти обставлен в стиле Путина. Увы. И несмотря на то, что Дмитрий Медведев начал свою речь с прав и свобод граждан как высшей ценности общества, он произносил эти правильные слова в атмосфере полного непонимания гражданами, кто все же главный в стране. Это понимание принципиально важно, потому что страна, которую возглавил господин Медведев, называется Россия. В ней всегда главный – один.

Медведев не лучшим образом пришел к власти, потому что организация, проведение и результаты выборов сомнительны. Медведев вступил в должность в качестве фактически второго первого, что тоже пока не делает его сильной фигурой. Дальше у него нет никакого выбора – либо он станет первым и в конце концов главным, либо ощущение «панамы» сделает его персонажем бесконечных анекдотов и ухмылок за спиной. У него больше нет времени – с того момента, когда он положил руку на Конституцию, действительно только это и только это существенно для страны, окружащего мира и для самого президента, если, конечно, он всерьез собирается им быть. Конституция versus договоренности. Боюсь, что в одном флаконе закон и понятия не смешиваются. Никаих иллюзий – то, как он начнет свое «царствование», его первые шаги, решения и кадровые назначения или развеют ощущение « липы», или сегодня в России завершилась очередная спецоперация, в которой третьему президенту отведена роль прикрытия бессменного второго.

Обсуждение статьи

Страницы: 1 |

Уважаемые участники форума! В связи с засильем СПАМа на страницах форума мы вынуждены ввести премодерацию, то есть ваши сообщения не появятся на сайте, пока модератор не проверит их.

Это не значит, что на сайте вводится новый уровень цензуры - он остается таким же каким и был всегда. Это значит лишь, что нас утомили СПАМеры, а другого надежного способа борьбы с ними, к сожалению, нет. Надеемся, что эти неудобства будут временными и вы отнесетесь к ним с пониманием.

Добавить сообщение




Опрос

Чем окончится вооруженный конфликт ХАМАСа и Израиля?

Личный дневник автораВ связи с закономерной кончиной укро-бандеровского Фейсбука, автор переместился в Телеграм: https://t.me/ISTRINGER и ЖЖ . Теперь вы регулярно можете читать размышлизмы автора на его канале в Телеграм и ЖЖ До скорой встречи
Иероглиф

Stringer: главное

Юлия Навальная не справилась с ролью вдовы героя


Юлия Навальная не справилась с ролью вдовы героя. Вместо того чтобы лететь за Полярный круг разыскивать тело мужа, эта женщина вылезла на трибуну Мюнхенской конференции по безопасности и улыбаясь сделала заявление, что поднимет знамя мужа и возглавит...чт

 

mediametrics.ru

Новости в формате RSS

Реклама

 

© “STRINGER.Ru”. Любое использование материалов сайта допускается только с письменного согласия редакции сайта “STRINGER.Ru”. Контактный e-mail: elena.tokareva@gmail.com

Сайт разработан в компании ЭЛКОС (www.elcos-design.ru)

Рейтинг@Mail.ru